Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ




Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Принципы государственного устройства Российской Федерации

Понятие и форма государственного устройства РФ. Особенности РФ как федеративного государства.

Под государственным устройством понимаются внутренняя структура государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения. Существуют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство – это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц. Федеративное государство – сложное государство, которое может состоять из входящих в него государств, либо государственно-территориальных образований. В унитарном государстве все ведущие полномочия сконцентрированы в руках центральных государственных органов, все уровни управления включены в единую государственную администрацию. В федерации существует два уровня государственной власти. Субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью. Они вправе формировать свои органы власти, наделены собственной компетенцией, в соответствии с которой принимаются законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Федеративная форма России отражена в ст. 1 Конституции РФ 1993 г.: Российская Федерация – федеративное государство, ее наименования Российская Федерация и Россия – равнозначны. Специально федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.

Особенности России как федерации:

1) РФ по числу субъектов является самой большой федерацией в мире. В ее составе на данный момент находятся 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа (83 субъекта федерации).

2) Россия является асимметричной федерацией, так как ее субъекты имеют различный государственно-правовой статус. Республики – это государства в составе РФ, другие субъекты - государственные образования.

3) Субъекты России образованы на смешанной основе: республики и автономные образования образованы по национальному признаку, другие субъекты – на территориальной основе.

4) Россия – это полиэтническая федерация. По данным переписи 2002 г. в России 176 этнических групп и народов (русские – 82 %).

5) В составе Российской Федерации имеются «сложноустроенные субъекты» (матрешки). Из 4 автономных округов только один Чукотский входит в состав РФ непосредственно, а остальные 3 находятся в составе краев и областей.

6) По своей юридической природе РФ является конституционной федерацией.

 

 

Принципы государственного устройства Российской Федерации – это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на основе которых строится и функционирует РФ как федеративное государство.

К этим принципам относятся:

- принцип приоритета и равенства прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации;

- принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

- принцип государственной целостности РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (субъекты РФ не наделены правом на сецессию);

- принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации;

- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

- принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

 

7.3 Правовые основы преобразования структуры Российской Федерации

 

РФ не является закрытой по своей структуре. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Федерации. В настоящее время такой порядок урегулирован ФКЗ от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Под принятием в РФ нового субъекта подразумевается процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта предполагает процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Принятие в состав РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, при этом должны соблюдаться государственные интересы России, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

1. ФКЗ устанавливает условия и порядок принятия в РФ нового субъекта. Инициатором предложения должно выступить иностранное государство в целом. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу, а также Правительство РФ. Принятие решения происходит в результате подписания международного договора, которым могут быть урегулированы следующие вопросы: а) наименование и статус; б) порядок оптации; в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях; в) действие законодательства РФ на территории нового субъекта и др.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае, если КС признает его соответствующим Конституции РФ, он вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора.

2. ФКЗ установил порядок и условия образования в составе РФ нового субъекта. Образование нового субъекта возможно в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов РФ. В России варианты образования новых субъектов связывают с объединением автономных округов с областями, краями, в состав которых они входят, экономически слабых субъектов с сильными, сельскохозяйственных регионов с промышленными и т.д. ФКЗ предусматривает только одну форму – объединение граничащих между собой субъектов и исключает дробление России.

Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам, на территориях которых образуется субъект Федерации. Совместное предложение законодательных органов государственной власти субъектов РФ и высших должностных лиц заинтересованных субъектов об образовании в составе России нового субъекта направляется Президенту РФ. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта. Президент уведомляет об этом СФ, ГД и Правительство РФ.

В случае поддержки этой инициативы Президентом РФ вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение в соответствии с законами о референдумах в этих субъектах. Официальные данные представляются Президенту РФ, который вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе России нового субъекта. Он должен содержать положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта, положения о правопреемстве нового субъекта, формировании органов власти нового субъекта и т.д. ФКЗ принимается Федеральным Собранием в порядке, установленном ст. 108 и вступает в силу со дня его официального опубликования. В ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.

 

 

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется рядом важнейших признаков:

1. Государственный суверенитет. Он определяется как «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении». Суверенитет РФ един и неделим, так как его единственным источником и носителем по Конституции РФ является многонациональный народ РФ.

2. Государственная территория РФ. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ, которая в себя включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает.

РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно ст. 1 ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» он включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других неживых, а также живых ресурсов. Исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона не являются частью территории РФ. Термин «суверенные права» означает, что без согласия РФ никто не может производить разведку континентального шельфа, буровые работы на нем, прокладку и эксплуатацию кабелей и трубопроводов. Только Россия имеет право создавать, а также разрешать и регулировать, создание там искусственных островов, установок и сооружений, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

3. В Российской Федерации устанавливается единое федеральное гражданство. Конституционный Суд РФ в определении от 6 декабря 2001 г. указал, что Конституция ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства, ни в статьях о статусе субъектов федерации, о предметах совместного ведения федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданства республик и их правомочий в этой области. Более того, ст. 71 (п «в») относит гражданство РФ к исключительному ведению РФ, что означает регламентирование института гражданства только федеральным законом.

4. В Российской Федерации действует единая система государственной власти. Законодательная власть не представляет собой единства органов. Но отношения между Федеральным Собранием и законодательными органами власти субъектов РФ основаны: во-первых, на правовой субординации; во-вторых, равном представительстве (по одному) в Совете Федерации. Согласно ч.2 ст. 77 в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ, т.е. находятся в отношениях подчинения.

В РФ действует единая судебная система, единая система органов прокуратуры.

5. В России существует единая система права, которая формируется с учетом ее федеративного устройства и основывается на ст. 71, 72, 73 и 76 Конституции РФ.

Согласно ст. 76 по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ, а по предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты осуществляют собственное правовое регулирование.

В случае противоречия между ФЗ, принятым по предметам ст. 71 и 72 Конституции РФ и нормативным актом субъекта РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по предмету ведения субъекта, т.е. по вопросам, которые не упомянуты в ст. 71 и 72, действует акт субъекта РФ.

6. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Это означает, что он используется во всех сферах государственной и общественной жизни. На нем публикуются законы и другие правовые акты, пишутся официальные документы, ведется делопроизводство. Это основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях.

7. В Российской Федерации единое экономическое пространство, единая денежная и кредитная система. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в российской Федерации не допускается.

8. В России существуют единые Вооруженные силы РФ.

9. Международная правосубъектность. К исключительному ведению РФ Конституция относит внешнюю политику и международные отношения, заключение международных договоров, решение вопросов войны и мира.

Согласно ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

10. РФ имеет собственные государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Столицей РФ является город Москва. Столица является местом нахождения федеральных органов власти, представительств субъектов Федерации и иностранных государств.

 

 

7.5 Субъекты РФ: понятие, виды, конституционно-правовой статус

Статус субъектов РФ характеризуется определенными общими чертами, закрепленными в Конституции РФ:

1. Субъекты РФ равноправны, т.е. имеют равные права и обязанности в качестве субъектов федерации.

2. Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом. Согласно ст. 66 статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики; статус других субъектов – Конституцией РФ и их уставами. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

3. У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт – конституция у республики, устав – у других субъектов, право на свое законодательство.

4. У каждого субъекта РФ есть своя территория в пределах его административных границ, которые нельзя изменить без согласия этого субъекта. Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия, а соглашения об изменении границ между субъектами федерации утверждаются Советом Федерации.

5. Субъекты РФ имеют свои органы государственной власти, которые формируются субъектами самостоятельно, но с учетом основ конституционного строя РФ и общих принципов, установленных федеральным законом. В обязательном порядке в субъекте РФ создается законодательный (представительный) орган и пост высшего должностного лица субъекта РФ – руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

6. Субъекты имеют одинаковый набор возможностей влиять на ведение федеральных дел.

7. Субъекты РФ наделены ограниченной международной правосубъектностью. Они вправе развивать международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административными единицами иностранных государств, при координирующей роли федеральных органов государственной власти.

8. Субъекты РФ имеют право на свою символику: герб, флаг, гимн.

 

 

 

В условиях федерации существует сложная проблема разграничения полномочий, поскольку действуют две государственные власти: федерации и субъектов. Федерация обязана делиться своими полномочиями с субъектами, без чего государственная власть не может носить демократический характер.

В Конституции РФ 1993 г. использована следующая модель:

А) по ст. 71 принимаются ФКЗ и ФЗ, а субъекты РФ не вправе осуществлять нормативное регулирование;

Б) по ст. 72 могут законодательствовать и федерация и субъекты. Сферу совместного ведения часто называют «конкурирующей компетенцией». Федеральные законы зачастую устанавливают общие принципы, на основе которых принимаются законы субъектов. При отсутствии федерального закона, регулирующего данную сферу отношений, субъекты вправе принимать собственные законы. При этом, в случае принятия федерального закона закон субъекта должен быть отменен или приведен в соответствие с федеральным законом.

В) по ст. 73 принимаются законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые обладают приоритетом над федеральными нормативными актами.

Предметом исключительного ведения РФ является: уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство.

В предмет совместного ведения включены: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В качестве предметов ведения Конституция РФ закрепляет и систему нормативных актов, издаваемых по определенным вопросам. К предмету ведения РФ относится: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; наименования географических объектов; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право и т.д. К предмету совместного ведения относится, к примеру, защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.

 

Тема 8.Избирательное право России

8.1 Избирательное право: понятие, источники, принципы

 

Избирательное право нередко рассматривается в узком и широком смыслах. В широком смысле

 

избирательное право - это система норм, регулирующих отношения, связанные с выборами и отзывом депутатов и выборных должностных лиц.

Избирательное право в этом смысле представляет собой комплексный правовой институт конституционного права РФ. В узком смысле

 

избирательное право - это конституционное право гражданина избирать и быть избранным в выборные органы государственной и муниципальной власти.

збирательное право определяет наличие у гражданина избирательной правосубъектности. Она представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это прямое или косвенное право граждан обладать при достижении установленного законом возраста решающим голосом в избрании членов выборных органов государственной власти и местного самоуправления или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. По общему правилу оно возникает по достижении гражданином возраста 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих его участие в выборах:

- недееспособность или нахождение в местах лишения свободы по приговору суда;

- отсутствие гражданства РФ;

- ограничение по месту жительства в пределах избирательного округа (избирательного участка) на региональных и муниципальных выборах.

ажнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

Российское законодательство предоставляет иностранным гражданам право избирать и быть избранными в выборные органы местного самоуправления, но при соблюдении трех условий:

- в соответствии с международным договором РФ (т.е. на обоюдных началах);

- в порядке, установленном законом;

- при условии постоянного проживания на территории муниципального образования (ст.10 ФЗ №67).

Пассивное избирательное право – это право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Базовые условия осуществления активного и пассивного избирательного права совпадают. Однако закон налагает на субъектов права дополнительные ограничения при осуществлении ими пассивного избирательного права. Во-первых, не обладают пассивным избирательным правом лица, которым по решению суда запрещено занимать определенные государственные или муниципальные должности, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока. Во-вторых, Конституцией РФ, Конституцией (Уставом) субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста. Депутатом Государственной Думы можно стать по достижении 21 года (во всех случаях на день голосования), Президентом РФ с 35 лет. Устанавливаемый минимальный возраст для кандидата в законодательный орган субъекта РФ не может превышать на день голосования 21 год, 21 год на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста для кандидата не допускается.

В 2006 г. в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав был включен ряд нововведений: 1) Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения правил предвыборной агитации, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов и в органы местного самоуправления всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку такового, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Ценз оседлости в РФ установлен только для Президента РФ (постоянное проживание на территории РФ в течение 10 лет).

Избирательная правосубъектность включает в себя также право участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях (участие в работе избирательных комиссий; право быть наблюдателем, доверенным лицом кандидата; участвовать в предвыборной агитации и т.д.).

8.2 Принципы избирательного права РФ

Принципы избирательного права РФ – это основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу избирательной системы

Комплексный анализ российского избирательного законодательства позволяет выделить следующие принципы:

1. Принцип всеобщности выборов. 2. Принцип равных выборов. 3. Принцип прямых выборов. 4. Принцип тайного голосования. 5. Принцип добровольности участия в выборах. 6. Принцип демократизма организации и проведения выборов. Законы о выборах предусматривают петиционный порядок выдвижения кандидатов на выборные должности. 7. Принцип обязательности выборов. 8. Принцип периодичности выборов. 9. Принцип альтернативности выборов. 10. Принцип гласности выборов. 11. Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.

Избирательные правоотношения, прежде всего, регулируются нормами Конституции РФ. Основной несущей конструкцией избирательного законодательства является ФЗ. ФЗ № 67 от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (в ред от 21.07.2005) – это комплексный акт, регулирующий весь блок вопросов, связанных с организацией и проведением различных выборов. Закон имеет прямое действие, применяется на всей территории РФ и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам, регулирующим выборы в РФ.

На основе ФЗ № 67 в настоящее время приняты ФЗ от 10 января 2003 г. № 19 "О выборах Президента РФ", ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", вступающий в силу с 7 декабря 2006 г., которые в совокупности с ним составляют своеобразный Избирательный кодекс РФ. Особую группу источников избирательного права на региональном уровне составляют избирательные законы субъектов России. В некоторых субъектах РФ в настоящее время приняты избирательные кодексы (Воронежская область, Белгородская область и др.).

 

8.3 Избирательная система и избирательный процесс в РФ

 

Избирательная система – один из важнейших политико-правовых институтов конституционного права. Впервые в советском законодательстве оно появилось в Конституции 1936 г., глава 11 которой имела аналогичное название. В конституционном праве понятие "избирательная система" рассматривают в широком и узком смысле.

В широком смысле под избирательной системой принято понимать систему

упорядоченных общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления,

регулируемых нормами права.

В узком смысле избирательную систему рассматривают как закрепленный в законодательстве порядок определения результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования.

 

С этой точки зрения избирательные системы принято подразделять на два вида: пропорциональная и мажоритарная (их разновидность смешанная).

Избирательная система включает в себя три взаимосвязанных подсистемы:

- совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- представительной (законодательной) государственной власти субъектов федерации;

- органов местного самоуправления.

Избирательное законодательство России основано на сочетании мажоритарного и пропорционального способов. Выборы Президента РФ проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства, выборы депутатов Государственной Думы с 7 декабря 2006 г. по пропорциональной системе. На региональном и муниципальном уровне допускаются любые виды избирательных формул за некоторыми ограничениями. ФЗ № 184 от 6 октября 1999 г. требует, чтобы не менее 50 % депутатов законодательного органа субъекта РФ (при двухпалатном – одной из палат) избирались по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты (поправка внесена ФЗ от 24 июля 2002 г.). Цель данной поправки – укрепить региональные отделения крупных политических партий.

 

Избирательный процесс – урегулированная нормативно-правовыми актами деятельность участников избирательных правоотношений, состоящая из взаимосвязанных и логически последовательных стадий.

Избирательный процесс как форма реализации права отражает динамику и структуру выборов. основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками.

Анализ избирательного законодательства России позволяет выделить следующие стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов;

2. Формирование организационно-технологической основы выборов;

3. Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов);

4. Агитация при проведении выборов;

5. Голосование, определение его итогов и легитимация результатов выборов.

Все эти стадии являются обязательными, но можно выделить и факультативные стадии, которые могут наступить лишь в определенных обстоятельствах:

1. Стадия переноса выборов;

2. Дополнительное выдвижение кандидатов;

3. Повторное голосование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.