Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расследование преступлений, связанных с оборотом горюче-смазочных материалов

Слайд

Объектом преступления является установленный законом и подзаконными нормативными актами порядок сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Предмет преступления - драгоценные металлы и камни. Они становятся таковым при установленных уголовным законом специальных условиях.

Первое касается происхождения драгоценных металлов или камней. Они должны быть:

а) либо добыты из недр (под добычей драгоценных металлов понимается извлечение их из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы; под добычей драгоценных камней - извлечение их из месторождений с сортировкой, первичной классификацией и оценкой);

б) либо получены из вторичного сырья;

в) либо подняты или найдены.

Если драгоценные металлы или камни получены иным способом, они не могут являться предметом данного преступления.

Второе условие распространяется на размер предмета преступления: стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней должна в этом случае превышать 1.500.000 рублей.

Объективная сторона преступления может быть образована деяниями двух видов.

1.Уклонение от обязательной сдачи драгоценного металла на аффинаж, т. е. на предприятие, осуществляющее очистку драгоценного металла и приведение его к стандарту. Добытые и произведенные драгоценные металлы (за исключением самородков) после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, перечень которых утвержден Правительством РФ,

2.Уклонение от обязательной продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней. Как указывалось ранее, специально уполномоченные государственные органы имеют приоритетное право приобретать драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Рассматриваемое преступление является длящимся, начинается с момента истечения срока, установленного для сдачи или продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней, и продолжается до момента пресечения уклонения от этих действий, изобличения правонарушителя либо до окончания противозаконных действий каким-либо иным способом.

Субъектом преступления может быть лицо, чьим занятием является добыча драгоценных металлов или драгоценных камней либо сбор их вторичного сырья (работник добывающего предприятия либо старатель). Если в обязанности лица не входит добыча или сбор вторсырья драгоценных металлов или драгоценных камней, его действия, связанные с уклонением от их сдачи, либо подлежат квалификации как хищение, если предметы с прямым умыслом изъяты у собственника, либо не являются уголовно наказуемыми.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает ценность предмета преступления и сознательно уклоня­ется от обязательной сдачи или продажи его государству.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов, драгоценных камней создает основу для возникновения незаконного оборота указанных ценностей. Если виновный, не сдав своевременно драгоценные камни или драгоценные металлы государству, впоследствии допустил их незаконное хранение, перевозку, пересылку либо совершил незаконные сделки с указанными ценностями, его действия должны квалифицироваться по совокупности ст. 191, 192 УК РФ.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней может быть сопряжено с хищением указанных предметов путем присвоения или растраты. В этом случае действия виновных должны квалифицироваться по совокупности ст. 160, 192 УК РФ. Перед следовате­лем в этих случаях стоит задача доказать направленность умысла виновного на хищение ценностей, о чем может свидетельствовать их сокрытие, реализация посторонним лицом и т. д.

Следует учесть, что собственно незаконная разработка недр и добыча драгоценных металлов, драгоценных камней не образует состава преступления, предусмотренного ст. 192 УК РФ, который включает в себя нарушение правил сдачи уже добытых драгоценных металлов или драгоценных камней.

 

По факту нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов, драгоценных камней обычно проводится предварительная проверка, по результатам которой решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 192 УК РФ.

Вместе с тем возможна ситуация, требующая немедленного возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.

Так, после получения сообщения о том, что в конторе бригадира старательской артели С. находятся не оприходованные и не сданные в установленном порядке золотые самородки в значительном количестве, следственно-оперативная группа территориального отдела внутренних дел в составе следователя, оперуполномоченных ОБЭП, участкового инспектора выехала к месту базирования старательской артели. На месте был произведен обыск и осмотр ценностей, установлен крупный размер скрываемого. Одновременно произведены осмотр месторождения, допрос С, допросы старателей-очевидцев, выемка учетных документов старательской артели, а также черновых записей.

Проведенная впоследствии судебно-бухгалтерская экспертиза показала, что С. длительное время уклонялся от сдачи государству в установленном порядке особо крупных золотых самородков, добытых старательской артелью. Его действия обоснованно были квалифицированы следствием как нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и незаконное хранение драгоценных металлов в крупном размере по ч. 2 ст. 191, ст. 192 УК РФ. Своевременно проведенные неотложные следственные действия и оперативные мероприятия позволили выявить преступление и изобличить виновного.

Определим следственные действия, которые необходимо произвести при возбуждении уголовного дела по факту уклонения от сдачи государству рассматриваемых ценностей.

1. Обыск или выемка, в процессе которых изымаются:

· драгоценных металлы или драгоценные камни;

· бухгалтерская документация по учету добытых ценностей и сдаче их государству;

· черновые записи подозреваемых;

· лицензия и сопровождающая ее разрешительная документация.

2.Осмотр месторождения (факультативно).

3.Допросы подозреваемых, в ходе которых выясняются, в частности, следующие вопросы:

- каковы обязанности подозреваемого при добыче драгоценных металлов, камней или сборе вторсырья указанных ценностей и их сдаче государству;

- является ли подозреваемый материально ответственным лицом;

- порядок сдачи указанных ценностей государству;

- как давно добыты изъятые ценности;

- причина несдачи ценностей в установленном порядке;

- каким образом подозреваемый намеревался распорядиться указанными ценностями;

- какова стоимость указанных ценностей;

- вел ли подозреваемый какую-либо учетную документацию;

- вел ли он черновые записи.

4. Выемка бухгалтерской документации на соответствующем аффинажном предприятии или в организации, в чьи функции входила покупка ценностей у добывающей или заготавливающей вторсырье организации, в которой работали подозреваемые.

Впоследствии следователем должен быть решен вопрос об определении стоимости изъятых ценностей, о назначении пробирной экспертизы в отношении драгоценного металла или геммологической экспертизы в отношении драгоценных камней. Назначается также судебно-бухгалтерская экспертиза по документам.

Должны быть исследованы нормативные документы, на основании которых подозреваемые осуществляли деятельность по добыче драгоценных металлов или камней или по сбору их вторсырья. Для уяснения некоторых положений указанных документов можно пользоваться помощью специалиста. Вместе с тем следует помнить, что решение правовых вопросов входит в компетенцию следователя. Выписки из нормативных актов приобщаются к уголовному делу в качестве иных документов. Должна быть иссле­дована лицензионная и разрешительная документация организации, в кото­рой работали подозреваемые. По вопросам выдачи лицензии на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней допрашиваются должностные лица организации, выдавшей лицензию.

Совокупность доказательств несоблюдения подозреваемым лицом установленного порядка сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней и определение их стоимости в крупном размере дает основание для предъявления обвинения по ст. 192 УК РФ.


 

Прежде чем рассматривать способы совершения преступлений в сфере ТЭК, необходимо сказать, что ежегодно МВД организуется операция «НЕФТЬ», цель которой выявить преступления и правонарушения в указанной сфере. Хотелось бы предложить Вашему вниманию небольшой видеосюжет о результатах такой операции. (видеосюжет 1 – результаты операции «НЕФТЬ»).

Анализ уголовных дел и материалов позволил выделить следующие основные способы совершения преступлений в сфере переработки нефти и поставок нефтепродуктов.

1. Незаконная переработка нефти на минизаводах. (слайд) Незаконно добытая или похищенная (с помощью «врезок» из магистральных нефтепроводов или иным способом) нефть доставляется в «подпольные» цеха (минизаводы), где с использованием самодельных перегонных установок перерабатывается. Получая бензин и моторные масла низкого качества, преступники реализуют их в различных регионах России.

2. Переработка нефти без получения лицензии. (слайд) Переработка нефти относится к виду предпринимательской деятельности, который подлежит обязательному лицензированию. Выдача лицензий, контроль за соблюдением условий лицензирования, ведение реестра выданных, зарегистрированных, а также аннулированных и приостановленных лицензий относится к компетенции органов Минэнерго. Однако переработка нефти нередко осуществляется в нарушение установленных правил лицензирования этого вида деятельности.

3. Занижение реального объема нефтепродуктов при транспортировке за рубеж (слайд) является одним из самых распространенных способов, используемых при незаконном вывозе нефтепродуктов за рубеж. В зависимости от используемого вида транспорта нефтепродуктов (железнодорожный, трубопроводный, водный) существуют свои методы количественного учета нефтепродуктов (пропуск через счетчики, взвешивание, замер резервуаров, применение калибровочных таблиц и т.п.), а потому применяемые способы занижения реального объема нефтепродуктов весьма разнообразны. Однако все они, как правило, связаны с недостоверным декларированием.

Например, занижение объема нефтепродуктов при поставках за рубеж морским транспортом возможно только по предварительному сговору грузоотправителя с независимыми сюрвейерскими компаниями, осуществляющими проверку (обследование) готовности нефтеналивных судов к приему груза. Фальсификация в сторону завышения данных об осадке судна, остатках нефтепродукта в танках или уровня подтоварной воды позволяет, не декларируя, вывозить значительные количество нефтепродуктов.

Контрабанда нефтепродуктов, совершаемая в обход таможенных постов характерна для приграничных областей России. Одним из факторов, способствующих значительной распространенности данного способа совершения преступлений, является необустроенность государственной границы с республиками бывшего Советского Союза.

При вывозе нефтепродуктов за рубеж морским транспортом используется другой способ обхода таможенного контроля – под видом бункеровки. Бункеровка судов – это материально-техническое снабжение судов и сбыт бункеровочного топлива с береговых нефтебаз через нефтерайон порта для обеспечения движения и других потребностей судна. При бункеровке специальными судами-бункеровщиками осуществляется перегрузка нефтепродуктов с береговых нефтебаз через нефтерайон порта на иностранные суда. Однако для организаций - перегрузчиков (в частности, для порта) не имеет значения в каких целях будут использоваться перегружаемые нефтепродукты. Они могут быть залиты в бункерные емкости для дальнейшей перегрузки на морские суда или непосредственно в танки нефтеналивных судов для вывоза нефтепродуктов за пределы Российской Федерации.

4. Невозвращение из-за рубежа нефтепродуктов, полученных из нефти, вывезенной из страны на переработку за рубеж (толлинг). (слайд) С этой целью крупные партии нефти и других ресурсов вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на нефтеперерабатывающие предприятия (как правило, Украины и Белоруссии), а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются в странах Западной Европы и США. Для сокрытия незаконного вывоза нефтепродуктов в таможенные органы предоставляются подложные документы о ввозе нефтепродуктов в Россию, для чего отправляются полузагруженные или пустые железнодорожные составы, используется пересортица нефтепродуктов (возвращают дизельное топливо, а в документах указывают бензин и т.п.).

5. Совершение преступлений в сфере переработки нефти и поставок нефтепродуктов зачастую сопряжено с уклонением от уплаты налогов. (слайд) Предприятия, осуществляющие переработку нефти и поставки нефтепродуктов, используют самые различные схемы уклонения от уплаты налогов, в результате которых в бюджеты различных уровней не поступают значительные платежи. Одним из способов является осуществление фирмами бартерных и взаимозачетных операций, которые не облагаются налогом. Существует и ряд других способов уклонения от уплаты налогов, в том числе такие, как неправомерное увеличение затрат на переработку нефтепродуктов, приобретение в зачет поставленных нефтепродуктов ценных бумаг, занижение объемов поставок нефтепродуктов, перечисление денежных средств на счета третьих, зачастую специально созданных для этих целей «подставных» фирм, расчет неучтенными наличными денежными средствами, специальное запутывание либо отсутствие бухгалтерского учета.

6. Один из наиболее распространенных способов уклонения от уплаты НДС является фиктивный экспорт нефтепродуктов (лжеэкспорт). (слайд) Документально оформляемые под видом экспортных поставок нефтепродукты не облагаются основными налогами, что значительно удешевляет их стоимость. Такого вида операции являются характерными для экспортно-ориентированных транспортных узлов, в том числе морских портов. Практика показывает, что наибольшее количество незаконных сделок, связанных с вывозом нефтепродуктов (98-99 %), приходится на спекулятивные и фьючерсные биржевые сделки, когда окончательные расчеты за отгруженную продукцию ведутся после приемки товара в стране покупателя. Таможенная стоимость вывозимого товара, определяемая органами ГТК России, в ряде случаев существенно отличается от реальной цены контракта на дату платежа. В результате происходит корректировка показателей в грузовой таможенной декларации. На практике изменения тем существеннее, чем больше разрыв в сроках оформления таможенных документов и фактической доставки нефтепродуктов покупателю. По оценке Правительства России ежегодный ущерб, причиняемый государству в результате занижения контрактных цен на экспортируемые сырьевые ресурсы, в том числе нефть и нефтепродукты, достигает 1,2-1,6 млрд. долларов США.

Существующий на сегодняшний день порядок, в соответствии с которым таможенные и другие государственные органы не могут вмешиваться в определение фактурной стоимости товара, приводит к ситуации, когда происходит практически легальный вывоз капитала в форме невозвращения валютной выручки, образовавшейся как разница между реальной стоимостью товара и заявленной при производстве таможенного оформления фактурной стоимости.

7. Кража нефти нефтепродуктов из магистральных нефтепродуктопроводов (далее – МНПП) путем «врезки». (слайд) Как показывает практика, хищением нефтепродуктов из магистральных нефтепродуктопроводов в подавляющем большинстве случаев занимаются организованные преступные группы, в состав которых, кроме организатора, входят специалисты газоэлектросварки, владельцы или водители автомобильных бензовозов, владельцы и работники автозаправочных станций, в некоторых случаях соучастниками преступлений выступают и сами работники организаций трубопроводного транспорта. Нередки случаи, когда преступники не довольствуются отдельными эпизодами хищений, а систематически совершают хищения путем прокладки отводов на расположенные поблизости территории различных организаций, складов, лесопосадок и т.п., где возводят «неофициальные бензоколонки».

8. Хищения нефтепродуктов на железнодорожном и водном транспорте (слайд) чаще всего совершаются путем краж из подвижного состава или посредством подмены перевозочных документов. На водном транспорте хищения нефтепродуктов, как правило, производятся на судах-бункеровщиках и судах - заправочных станциях. При этом наиболее распространено создание неучтенных излишков за счет недолива при заправке, а также выписка фиктивных документов о заправке судов.

9. Хищения нефтепродуктов с использованием служебного положения (слайд) значительно повышает степень общественной опасности совершаемых преступлений. Этот способ позволяет тщательно спланировать совершение преступления, подобрать необходимых для участия лиц, разработать изощренные способы преступлений, ослабить систему хозяйственно-финансового контроля, действующего на предприятии, скрыть следы преступлений и пр. Используя знания технологического процесса нефтепереработки, доступ к соответствующей производственной документации, руководителями нефтеперерабатывающих заводов нередко завышаются нормативы на «безвозвратные потери», что позволяет создавать «излишки» продуктов нефтепереработки. Неучтенные нефтепродукты на нефтеперерабатывающих заводах или нефтебазах получаются также за счет обмана поставщиков при отпуске нефтепродуктов путем маневрирования в желаемую сторону величинами измерений (объемом, плотностью, температурой), использования действующих допусков, предусмотренных нормативно-технической документацией (например, за счет завышения плотности увеличивают вес моторных топлив).

10. Хищения, совершаемые при реализации нефтепродуктов в сфере потребительского рынка. (слайд)

Наиболее типичными способами совершения хищений при реализации нефтепродуктов в сфере потребительского рынка являются:

1. хищения нефтепродуктов на предприятиях автомобильного транспорта;

2. продажа фальсифицированных низкокачественных нефтепродуктов под видом более дорогих при наличии поддельных или подлинных сертификатов соответствия;

3. присвоение денежных средств покупателей (потребителей) при заключении заведомо невыполнимых договоров под обещания поставки нефтепродуктов в будущем;

4. присвоение чужих товаров (нефтепродуктов) путем получения и вывоза их со склада потерпевшего с предъявлением поддельных доверенностей и платежных документов об оплате нефтепродуктов;

5. присвоение денежных средств или имущества (нефтепродуктов) собственника путем предъявления фальсифицированных и поддельных доверенностей и платежных документов об оплате нефтепродуктов.

Следует отметить, что указанные основные способы не являются исчерпывающими.

(слайд пустой)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расследование нарушений правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней | Возбуждение уголовного дела и первоначальные следственные действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.