Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Социальная работа как область научного поиска

Методы исследований в социальной работе

(февраль-май, 2013 г.) - СРБ - 21, 22;

Социальная работа является особым видом профессиональной деятельности, основная цель которой – помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Для развития социальной работы необходимы теоретические знания, а также эмпирический материал и опыт практической деятельности в решении проблем разных половозрастных и социальных групп населения современной России. В развитии теории социальной работы большое значение имеют исследования, которые осуществляют специалисты смежных научных дисциплин: философы, социологи, психологи, педагоги, медики и психотерапевты. Ведущие ученые таких, базовых для социальной работы наук, как социология и философия, психология и педагогика, оказали существенное влияние на развитие методологических основ, понятийно - категориального аппарата и теоретических знаний социальной работы. Развитие теоретических основ позволяет совершенствовать систему практической деятельности специалистов социальной сферы. В настоящее время развитие социальной работы как особого вида профессиональной и исследовательской деятельности осуществляется, в какой - то степени, параллельно. Но, в тоже время следует отметить, что социальная работа, являясь особым видом профессиональной деятельности, как самостоятельная научная дисциплина еще не состоялась.

 

Роль исследовательской деятельности

в развитии теории и практики социальной работы

  • Для повышения качества социальной работы необходимо осуществлять анализ и оценку потребностей клиентов, определять особенности и характер проблем района или города в целом, что требует проведения специальных исследований.
  • Для снижения социальной напряженности в отдельных регионах важно прогнозировать возникновение или развитие негативных явлений, а для этого надо своевременно определять личные, индивидуальные проблемы людей определенного возраста и социального положения. Например, проблема безработицы в молодежной среде, проблемы трудоустройства молодых специалистов – выпускников вузов. Чтобы своевременно решать эти сложные социально-экономические проблемы в конкретном регионе, надо изучать проблемы молодежи, иметь представление о том, какие трудности испытывают молодые люди, какие жизненные и профессиональные цели они ставят перед собой. Таким образом, решение конкретных социальных проблем во многом определяется результатами исследований в молодежной среде.
  • Но, как известно, трудные ситуации могут осложнять жизнь людей другой возрастной и социальной подгруппы населения, как взрослых, так и детей. Клиентами социальной работы могут быть люди самого разного возраста, пола, социального статуса и социального положения, которые уже оказались или могут оказаться в трудной жизненной ситуации или в социально опасной ситуации для их психического и физического здоровья. Поэтому, изучение проблем людей, взрослых и детей, прогнозирование развития различных негативных процессов, обусловленных проблемами финансово-экономического характера, межнациональными конфликтами или возникновением экологических проблем на данной территории, а, главное, проектирование и моделирование эффективных способов их решения являются актуальными государственными задачами и также требуют организации специального научного исследования.
  • Кроме этого, в социальной сфере могут быть другие ситуации. Например, с помощью специальных исследований выявлены проблемы определенной группы людей, но для решения этих проблем нет специальных учреждений, нет специалистов-профессионалов, подготовленных к работе с данной группой и способных оказать социальную помощь и поддержку. Значит, требуется организовать и провести дальнейшее исследование, чтобы уточнить число людей (семей), оказавшихся в сложной жизненной ситуации, открыть специальные образовательные учреждения, подготовить специалистов в области социальной работы, а затем открыть специальные учреждения и обеспечить качественную социальную работу с различными группами клиентов. Решение такого характера проблем требует не только государственных решений, но и специальных социальных, финансово-экономических, психолого-педагогических, социально-статистических - комплексных научных исследований.
  • Для решения разного рода проблем требуется не только организация социальной работы, но и поиск новых форм профессиональной деятельности, разработка новых методов и технологий, подготовка специальных кадров профессионалов, разработка специальных программ их профессионального образования. Другими словами, по каждому из перечисленных направлений требуется осуществлять научное исследование.
  • В тоже время, развитие практики социальной работы требует развития теории и методики организации социального обслуживания населения. Например, для того, чтобы адекватно оценить качество и эффективность тех форм и методов, которые используются специалистами социальной службы в решении конкретных проблем различных половозрастных и социальных групп населения, необходимо осуществлять постоянный мониторинг качества социальных услуг. А для этого надо разрабатывать критерии оценки, проводить целенаправленный и систематичный анализ полученных результатов социальной работы, осуществлять опрос клиентов, проводить анализ их жалоб, чтобы сделать научный вывод об эффективности используемых методов и технологий. И если, на протяжении определенного периода времени в данном регионе не уменьшается число людей (семей), испытывающих одинаковые трудности и проблемы, тогда необходимо выяснить, в чем причина:
  • низкий уровень обслуживания из-за халатного, безответственного отношения к своим профессиональным обязанностям специалистов;
  • низкий уровень обслуживания из-за низкого уровня профессиональной подготовки специалистов;
  • или некачественный уровень применяемых методов и технологий социальной работы.

Поэтому, если какое-то время используемая технология социальной работы не позволяет решить проблемы людей, следовательно, необходимо модернизировать эту технологию, видоизменять ее, включать новые методы и приемы профессиональных действий специалистов, разрабатывать и апробировать новые средства. В качестве новых средств специалисты могут использовать возможности не только социального, но и природного компонента той географической и климатической среды, в которой они работают. Природные ресурсы, художественно-творческие методы, музыкальные и литературные произведения, народные ремесла, различные виды трудовой, творческой деятельности – вот небольшой перечень возможностей, которые может использовать в своей деятельности талантливый специалист – компетентный профессионал. А для того, чтобы разработать новые методы, приемы деятельности, спроектировать («создать») свою собственную авторскую, действительно эффективную программу социальной работы также необходимо проводить специальные научные исследования. Систематический, целенаправленный анализ результатов практической деятельности специалистов разных учреждений способствует совершенствованию и развитию технологий социальной работы.

  • Мониторинг качества и анализ результатов деятельности дает возможность повышать не только уровень социального обслуживания, но и стимулировать стремление специалистов постоянно совершенствовать свои знания и повышать уровень профессионализма в сфере социальной работы.

 

Таким образом, можно сделать общий вывод:

  • успешное развитие всех направлений социальной работы невозможно осуществить без целенаправленной исследовательской деятельности.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становлення управління як науки | Общая характеристика учебного курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.