Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение в школах




Реформы быта, проведенные Петром (еды, одежды, этикета).

Воспитание отношения к власти-государю.

В русской культуре было религиозное отношение к государственной власти.

Бог во вселенной

Царь в государстве

Отец в семье.

В воинской присяге, утвержденной Петром, не было понятии России, Отечества, а было царя-государя. Служба царю и государству сливались. У царя был титул:

Отец отечества

Император Всероссийский

Петр великий.

В России утверждается самодержавная власть -абсолютная монархия.

Он идентифицировал себя с разумным учителем, все подданные – ученики. Он являл пример трудолюбия, неприхотливости в быту, пытливости. Он показывал пример служения отечеству.

Петр хотел увидеть (быстро создать) нового человека, новый тип россиянина. Был создан воспитательный кодекс «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов.» В нем излагались нравственные законы. Например закон почитания родителей. «И когда от родителей им что приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать и возле них не садиться, и прежде оных не заседать(рассаживаться), при них в окно всем телом не выглядывать, но всё потаенным образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного отступя, позади оных стоять, подобно яео паж некоторый, как слуга». Не только изменить одежду, постричь бороды, но вызвать трудолюбие на благо государства, пытливость, инициативность, любознательность. Он хотел изменить труд, досуг, манеры поведения, круг интересов. Война придавала его реформам большой динамизм, болезненно ускоренный ход. Об устремлениях Петра и отношении к нему народа очень хорошо написал Ключевский: «Угрозы Петра были столь страшны, что теряли свою угрожающую силу. Это вызывало неврастенический столбняк и общее чувство тягости. Преобразователь стремился сделать больше возможного, а исполнители запуганные и неповоротливые, теряли способность делать и посильное. Петр надеялся грозой власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе, он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно.

5.Воспитание отношения к знанию.

Петр 1 был ориентирован на развивающееся на Западе рационалистическое мышление - идеи прагматизма, технократизма, не свойственные русской культуре.. Интересуясь науками, Петр отдавал предпочтение точным наукам, знаниям, имевшим прикладное значение. Кроме математики, механики, кораблестроения, Петр знал черчение, ремесла. В указе о переводе нужных книг, Петр выделяет математические, механические, ботанические, анатомию и хирургию. Особенно он увлекался медициной. Он сам делал довольно сложные операции. Петр внимательно следил за здоровьем своих придворных и родственников, незамедлительно предлагал свои услуги, тем более, что футляр с хирургическими принадлежностями всегда носил с собой, а вырванные зубы аккуратно складывал в мешочек. Если операция оказывалась неудачной, Петр, с не меньшим знанием дела, препарировал труп своего пациента. Петр создал первый естественно-исторический музей в России-Кунсткамеру, научную библиотеку.

Указом Петра было введено летоисчисление от Рождества Христова(а не от сотворения мира, как было раньше).

В 1704-1710 г.г. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Введение гражданской азбуки и гражданской печати(введение арабских цифр) способствовало увеличению издания светских и гражданских книг, в том числе учебников. Для народных училищ издавались «Азбука», «Первое учение отрокам»Ф. Прокоповича, «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. С 1708 по 1725 год было издано 300 названий книг.

С 1703 года стала выходить газета «Ведомости».

По велению Петра в 1702 г. был создан Публичный театр. На красной площади была построена «Комедиальная храмина», но иностранные пьесы, успеха не имели. При Славяно -греко- латинской академии был школьный театр. В Летнем саду по распоряжению Петра, был фонтан, изображающий героев эзоповых басен, а рядом текст басен на табличках.

Введенные Петром ассамблеи должны были изменить характер досуга. Но общего разговора не получалось. Оставалась та же выпивка и за уклонение от участия в ассамблеи заставляли выпить кубок «Золотого орла»(очень вместительный).

Потребность в специалистах обусловила открытие школ и приглашение иностранных учителей. Постепенно в сознании образованного человека того времени отсутствие научного образования, интеллекта, светских манер в поведении становилось синонимом бескультурья.

В 1714 году вышел петровский указ о создании при архирейских домах цифирных школ для детей 10-15 лет всех городских сословий. Школы должны были готовить для дальнейшей государственной службы-военной и штатской, а также для поступления в технические школы. Подчинялись цифирные школы не церкви, а государству(монастырскому приказу), хотя и располагались на территории церковных учреждений. Школ по России было 42, находились они далеко друг от друга. Ученики должны были жить в интернатах, что для русской семьи было непривычно. Обучение в цифирных школах Петр поставил условием продвижения по службе (не закончившим курс, запрещали жениться, поэтому родители и ученики воспринимали это как повинность, как солдатчину. Цифирные школы были плхо организованы, казна почти не выделяла денег, а архирейские дома не были заинтересованы в них. Так как при них были церковные школы. Учителя были из церковных школ, не знавшие математики. Обучение получали поверхностное. Сопротивление дворян было сильным и в 1716 году дворянам разрешили учить детей дома или в столичных специальных школах. Дети духовенства и торгового сословия также получили разрешение обучать детей в духовных учебных заведениях, либо дома. После смерти Петра цифирные школы закрылись.

Дети военных-солдат и матросов должны были учиться во вновь организованных гарнизонных и адмиралтейских школах, готовивших младших офицеров армии и специалистов. По распоряжению 1721 года при каждом полку должна была быть гарнизонная школа. В Санкт-Петербурге, Ревели и Кронштадте были открыты адмиралтейские училища. Преподавание велось на русском языке и гарнизонные и адмиралтейские школы назывались русскими.

Школа математических и навигацких наук в Москве готовила заводских инженеров, государственных служащих, учителей, архитекторов, строителей. Срок обучения 8 лет, при желании можно было получит знания для преподавания в цифирных школах. Для неграмотных учеников существовало народное отделение, где 2 года обучали грамоте, письму и счету. Время окончания обучения для каждого устанавливалось индивидуально. Ученики были на полном государственном обеспечении, учение приравнивалось к государственной службе. Наиболее талантливых учеников посылали на стажировку за границу. Навигацкие школы были открыты в Ревеле, Нарве, Новгороде. В 1715 московская навигацкая школа была преобразована в морскую академию.

Другие специальные учебные заведения- артиллерийско-инженерная школа Якова Брюса в Москве, инженерная рота в Санкт- Петербурге, горная школа при Олонецких заводах в Карелии, школы мастеровых при уральских заводах, школа переводчиков при посольском приказе в Москве, хирургическая школа ит.д. Вершиной образовательной системы должна была стать Академия наук (открытая после смерти Петра в 1825 г). В её составе находились университет и гимназия, которая стала первой общеобразовательной школой в России. Первые тригода обучение велось на немецком языке, потом два года на латыни. В первый год она приняла около ста человек. Академия была и научным и учебным заведением.

Таким образом в эпоху Петра появляется светская государственная школа, преимущественно с математической и технической ориентацией, направленная на нужды войны. Её отличительные черты прагматизм, принудительность, разделение светского и духовного образования, европоцентризм. Учителя в основном иностранцы.

Духовное образование отделяется от светского и оформляется в самостоятельную систему. Центры его в архиерейских домах - архирейские училища (специальные духовные училища). Крупные архирейские училища со временем стали называться духовными семинариями. Богословский цикл преподавался на латыни и по римско-католическим источникам. К середине 18 века духовные семинарии были созданы во всех епархиях. При отсутствии школ, духовное образование давало наиболее высокий уровень знаний, и выпускники семинарий работали в различных областях государственной жизни.

Немецкая школа была в немецкой слободе с 17 века. В 1701 году пасто Швимер организовал школу при посольском приказе, где готовили переводчиков.

Школа пастора Глюка имела обширную программу светских наук-история, география, политика, этика, этикет, танцы, верховая езда.

Образовательные реформы Петра, проводимые насильственно и стремительно не были приняты населением и не получили достойного развития при преемниках Петра.

Педагогическая мысль.

Видным теоретиком «государственнической» педагогики был выдающийся историк и государственный деятель петровского времени- В.Н.Татищев, который занимался организацией школ на Урале(в 1721 им была открыта первая горнозаводская школа в заводском поселке, который потом стал городом Екатеринбургом). Затем он создал сеть горнозаводских школ, подчинявшихся первой.

Педагогические сочинения –«Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»,»Духовная моему сыну» и др. Татищев подчеркивал, что образование –дело не только частное, но государственное и общественное. Власти в деле образования могут использовать политику принуждения. Татищев находился под влиянием немецкой культуры, лютеранской философии. Он призывал изучать философию. Он подразделял науки на нужные (Закон Божий, логика, богословие, домоводство для женщин и владение оружием для мужчин),полезные(письмо, грамматика, риторика, иностранные языки, история, география, ботаника, анатомия, физика, химия) и «щегольские» или увеселяющие(искусства), любопытные(астрология, хиромантия, физиогномика, алхимия),вредительные (гадание, волшебство). Дворянские дети, поучившись в школе, должны до 30 лет послужить «на государевой службе»штатской или военной, только потом обзаводиться семьёй. В духовной сыну Татищев увещевает сына укреплять веру, чаще обращаться к Священному писанию и поучиться светским наукам. Он предлагал и воспитание и обучение строить, исходя из будущей специальности учащегося. Для будущих военных важно воспитание послушания и мужества, для гражданской службы -справедливость, терпение, прилежание, нестяжательство.

И. Т. Посошков в книге «О скудости и богатстве», в «Отеческом завещании сыну» пишет об образовании народа, о создании обязательных школ(на 4 года0, если родители не будут отдавать-то штрафовать, чтобы крестьян никто не мог обмануть. Посошков пишет о важности христианского благочестия и учения по иностранным книгам, но предостерегает о критичном отношении к ним. Предлагает богословию учить по православным источникам.

Феофан Прокопович- видный сподвижник Петра, автор «Духовного регламента»(документ о новом церковном управлении 1721г.). Его школьные уставы(в том числе для частной школы, открытой в его доме) были скопированы с уставов иезуитских школ и основаны на непреложности школьных законов и на строжайшей иерархии и дисциплине. Содержание образование было православным.

В Ростове митрополит Дмитрий основал архирейское училище, где соединил православное просвещение и западноевропейские формы воспитания и обучения. При училище был театр, пьесы духовного содержания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.