Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итоги административной реформы Петра I




· Создание бюрократического централизованного аппарата государственного управления, укрепление аппарата власти.

· Подчинение Церкви государству: отмена патриаршества и создание в 1721 г. коллегии по управлению церковными делами (Синода), члены назначались царем..

· Бюрократизация аппарата власти.

· Усиление роли государства и государственных органов, полный контроль государства над обществом (этатизм).

· Перекрыты пути для формирования гражданского общества.

Итог: оформление абсолютной монархии.

2. Корректировка абсолютной монархии в дворцовый период (1725 – 1762 гг.)

Особенности периода:

  1. Нестабильность государственной власти.
  2. Борьба между старой и новой аристократией.
  3. Активное участие гвардии.

В 1726 г. создан Верховный Тайный Совет, обладавший высшими законодательными правами, которому подчинялись Сенат и коллегии.

Попытки ограничения самодержавия были предприняты верховниками при приглашении на престол Анны Иоанновны. Есть мнение, что из «кондиций» со временем могло бы вырасти что-то вроде конституционной монархии. Но дворянство выступило против ограничения самодержавия, считая абсолютную монархию меньшим для себя злом по сравнению с произволом аристократических группировок, дорвавшихся до власти.

При Анне Иоанновне Верховный Тайный Совет заменен Кабинетом ее величества. Сенат восстановлен только с приходом к власти Елизаветы Петровны.

В эпоху дворцовых переворотов шел процесс корректировки абсолютной монархии (ограничение власти монарха аристократической верхушкой) и укрепления дворянской империи.

 

3.Просвещенный абсолютизм Екатерины II. (1762 – 1796 гг.)

Просвещенный абсолютизм возник под влиянием идей французского Просвещения XVIII века (Вольтер, Монтескье, Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.).

Идеи просветителей:

  1. Наука – важнейшая ценность цивилизации.
  1. Вера в прогресс.
  1. Теория естественного права – люди от рождения имеют одинаковые и естественные – равные права (свобода, равенство, право на собственность).
  2. Идея общественного договора. Государство возникает в результате общественного договора, то есть разделения функций между членами сообщества (одним предназначена функция производительного труда, другим – функция управления и защиты общества от врага и т.п.).
  3. Концепция разделения властей – необходимы четкие, непересекающиеся функции трех ветвей власти. «Система сдержек и противовесов» – ветви власти дополняют или сдерживают друг друга.

Достижение свободы, равенства, братства просветители умеренного крыла видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Это была попытка реформировать абсолютизм, приспособить его к изменившимся условиям, поставить на службу монархии некоторые из идей просветителей без угрозы для трона. Это переход к государству нового времени – самодержавному, но с просвещенным монархом.

Просвещенный абсолютизм:

политика, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков,

- либерализация просвещенным монархом социально-экономической и культурной жизни для укрепления основ абсолютной монархии.

Главный принцип – соблюдение закона.

В начале 1760-х гг. Екатерина II заложила принципы реформирования власти и общества:

• реформирование существующего строя не должно затронуть основы самодержавия,

приспособить к России идеи Просвещения (комплекс прав и привилегий граждан).

 

Наказ Екатерины II – руководство для законодательного собрания либерального характера:

-главное – законы, провозглашалось равенство всех граждан перед законом;

-Но! Самодержавие – лучшая, единственно приемлемая форма правления для России Самодержавие – хранилище законов, гарантия неизменности политического курса;

-Крепостное право осуждала, но понимала, что отменить его невозможно. Можно только улучшить положение крестьян.

-укрепить путем законов личную свободу дворян, расширить права городов

-усилить органы самоуправления отдельных сословий.

«Наказ» стал инструкцией для работы Уложенной комиссии.

Созыв Уложенной комиссии (1767-1768 гг.) – всесословного представительного органа власти. Цель – создание нового свода законов. Попытка не удалась, так как комиссия оказалась консервативной.

Сделан шаг к разделению властей. Суд был отделен от администрации и полиции.

Укрепление абсолютизма, усиление административного контроля за населением страны:

• 1775 г. – ликвидация казачьего управления на Дону и упразднение Запорожской Сечи.

• Разделение страны на 50 губерний (от 300 до 400 тыс. жителей), в уезде – 30-40 тыс.

• Реформа Сената. Разделен на 6 департаментов, лишен права издавать законы.

• Секуляризация церковных и монастырских земель.

Сфера демократии расширилась:

1785 г. Жалованная грамота городам: введение городского самоуправления, деление горожан на 6 разрядов, освобождение от телесных наказаний купцов 1 и 2 гильдии, право на собственность.

1785 г. Жалованная грамота дворянству. В ней определены права и привилегии, предоставляемые дворянству:

• Подтверждалось их право на свободу в выборе занятий.

• Они освобождались от податей, рекрутской повинности, постоя в дворянских домах войск, телесных наказаний.

• Дворянство получило исключительное право делать представления через губернаторов императрице о своих пожеланиях.

• Подтверждалось исключительное право дворянства на владение населенными имениями.

Владения объявляются частной собственностью, расширяются размеры права ч.с.

В советской историографии предоставлением дворянам Жалованной грамоты рассматривалось как увеличение произвола дворянства, их полной вседозволенности, усиление крепостного права. Либеральные историки считают, что грамота – это признание за дворянством гражданской свободы и гражданских прав, это начало формирования гражданского общества в России.

Реформы Екатерины в отличие от петровских преобразований были гуманнее для подданных (без насилия). Реформы расшатывали основы сложившегося политического и социального устройства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.