Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и культура




Природа и культура могут находиться и рассматриваться как единство и гармония, а могут как оппозиция. Различными являются исторические формы осмысления данной проблемы.

1) Обыденные представления

2) Мифологическое, позже религиозное сознание

3) Художественно-образные представления (искусство)

4) Синтез в виде художественно-религиозных образов

5) Философская рефлексия как умозрительно теоретический способ

Становясь одной из главных тем философии культуры, проблема отношений природы и культуры может рассматриваться с т.з 3х уровней:

А) практическое отношение, т.е. труд как обмен веществ между человеком и природой

Б) практически-духовное отношение, складывается в повседневности

В) духовно-теоретическое отношение. Оно может быть выражено 1) как познание законов природы, 2) как ценностное осмысление природы.

В античности домарксистские философы рассматривали самого человека как органическую часть природы, как существо, действующее по своим законам. Природа сама по себе представлялась единственным непогрешимым источником объективной закономерности, прародительницей всех целей и идеалов человека, а в конечном счете и прообразом всех произведений человеческого творчества. «Естественное» в человеке и в организации социальной жизни служило критерием истинного и нравственного.

У Аристотеля человек – животное политическое.

Объектом научно-теоретического осмысления данная проблема стала лишь в 18 веке. Причем в Новое время проблема реально предстала как соотношение природы и культуры. Анализ велся с применением принципа историзма. Наибольший вклад в анализ проблемы внесли Дж.Б.Вико, Гельвеций, Кант, Гегель, Гердер, ранее немецкие романтики. В немецкой классике мы встречаем и тему оппозиции (Кант), где разведены мир свободы и мир природы (культуры). Тема гармонического отношения видна у ранних романтиков, а идея высшей разумности природы нашла свое отражение в философии Гегеля. Он прямо формулирует мысль, что через постижение объективной разумности природы человек познает и цель, и смысл своей собственной жизни. Но при этом у Гегеля подчеркивается деятельная природа абстрактно-идеального объекта. Человек в результате оказывается во власти некой внешней и абсолютной детерминации. Представители философии жизни в результате своих размышлений пришли к отрицанию объективных законов природного и социального развития. Марксизм развертывает свою концепцию на основе материалистического понимания и природы и общества. Исходит из идеи их гармонического единства. Методологической основой этого утверждения стала концепция изменения конкретных форм материи. В мире ничто не вечно, кроме движущейся, изменяющейся материи, ее законов. При всех изменениях материя всегда остается. Ни один из ее атрибутов не погибает.

5 основных форм движения материи: механическое, физическое, химическое, социальное, биологическое. 1ые три – низшие формы, остальные – высшие. Принцип субординации – высшие формы включают в себя низшие. 2ой принцип несводимости - высшие формы включают в себя низшие, но не сводятся к ним. Различные конкретные формы материи, взаимопревращаясь, исчезая в одной части бесконечного мира, с той же необходимостью возникают одновременно или в разное время в других частях. При этом Энгельс был убежден, что это относится и к мыслящему духу.

В рассуждениях марксизма природа рассматривалась в широком смысле слова как вселенная, а понятие материя включало в себя и человека и общество.

7.11.12

Общественное бытие определяет общественное сознание (К.Маркс). В основе – идеи труда.

1. Там, где начинается мир человека, природа поднимается выше самой себя. Возникновение социальной формы движения материи повлекло за собой возникновение принципиально новых закономерностей. Фактором, который обусловил это появление, является по Марксу труд. Труд – деятельность целесообразная, направленная на создание продукта труда. Элементы труда: субъект деятельности, цель, средства труда, процесс труда и продукт труда.

2. В процессе труда человек создает предметный мир, мир артефактов. Предмет, созданный человеком в процессе труда, становится посредником в отношениях самого человека и природы.

3. Предмет, искусственно созданный, по Марксу, есть не что иное, как «сущностные силы самого индивида» (опыт, знания, умения).

4. Т.о. развитие трудовой деятельности ведет к развитию потребностей, способностей и мышления. Именно в них проявляется единство биологической и социальной природы человека.

5. Труд – практическое отношение человека, в котором осуществляется «обмен веществ между человеком и природой». Основная тенденция на этом уровне отношений заключается во все более широком превращении натуры в культуру.

В философских дискуссиях 20 в. упорно возникают идеи о враждебности культуры изначальной человеческой природе. Эти идеи мы обнаруживаем в русле психоанализа, в философской антропологии, в социобиологии. Так, с т.з. психоанализа культура рассматривается как оковы для спонтанных инстинктивных побуждений человека. Культура подавляет устойчивые влечения, это неизбежно ведет к неврозам, физическим недугам.

М.Шелер, Плеснер, Ландсмит, Гелен.

Философская антропология в лице отдельных ее представителей тоже предупреждает, что социальность, словно железный обруч, сковала животные импульсы человека. Если развитие цивилизации не будет соотноситься с биологической природой человека, катастрофа окажется неизбежной. Природа отомстит культуре за ее неоправданное вероломство.

Социобиология: Рьюз, Фридмен, Уилсон. Они пытаются рассмотреть вопрос о том, в какой степени поведение человека обуславливается генетическими факторами, и как соотносится культурная эволюция с генетикой человека. Исторический подход к человеку подменяется биологическим, а сама культура оценивается как функция природы. Что рождает настороженное отношение ко всем видам творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.