Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы в арт-терапии




Формы арт-терапии.

Индивидуальная. В качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия прежде всего подходит клиентам с негрубой психической паталогией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серьезные нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений, что не исключает использование арт-терапии в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы.

Особую ценность индивидуальная арт-терапия приобретает в работе с клиентами, имеющими проблемы в вербализации своих чувств и мыслей как в силу наличия речевых или коммуникативных нарушений, так и в силу сложности переживаний и наличия внутренних барьеров для их выражения. Необходимо отметить, что наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной работы особого значения не имеет

Групповая арт-терапия наиболее часто используемая форма арт-терапии. Выделяют следующие разновидности групп: студийная открытая группа (подход А.Хилла, нет определенного состава); аналитическая закрытая группа (глубокая проработка индивидуальных проблем каждого); тематически ориентированная группа (например, методическая).

 

На сегодняшний день в арт-терапии можно выделить множество подходов — психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и активно развивающиеся инновационные направления.

Психодинамический подход опирается на идеи З. Фрейда и К. Юнга считавших, что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических процессов. З. Фрейд рассматривал изобразительное творчество скорее как область проявления психологических проблем автора. Для К.-Г. Юнга изобразительное творчество — чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Символический язык изобразительного искусства является наиболее адекватным для выражения содержания личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова. Представителями психодинамического направления в арт-терапии считаются М. Наумбург, Э. Крамер и их последователи.

Трансперсональный подход (С. Грофф, Д. Кэмпбелл, Ш. МакНифф, К.-Г. Юнг и др.) оказал влияние на расширение диапазона особых или измененных состояний сознания, связанных с мистическим, религиозным, перинатальным или иными специфическими переживаниями, с последующим созданием художественных образов, отражающих эти переживания. В тех случаях, где необходимо пробудить спонтанность применяются техники активного воображения или интенсивной, направленной визуализации в сочетании с музыкой, глубокой релаксацией и с последующей изобразительной деятельностью, используются некоторые варианты песочной терапии. Основное положение этой школы выражается в следующем понятии: в каждом человеке существует некое духовное начало («духовное Я»), как ресурс развития, восстановления психической целостности.

Гуманистическая психология способствовала превращению арт-терапии в психопрофилактический инструмент, в средство развития человеческого потенциала, изменения качества сознания. С влиянием этого подхода связывают распространение представлений о креативности как внутрипсихическом ресурсе личности (А. Г. Маслоу, К.-Г. Юнг, А. Эренцвейг). Гуманистический подход в арт-терапии предлагает различные формы работы, приближающие человека к его идеалу актуализации, которым является «полноценно функционирующий, целостный творческий человек» [48].

Cущность феноменологического подхода в арт-терапии заключается в том, что создатель художественной работы вовлечен в центр творческого процесса и становится главным наблюдателем собственной изобразительной продукции. Рассматривая порожденные им феномены, клиент познает себя, испытывает чувства и самостоятельно порождает субъективные смыслы, связывая их со своим внутренним опытом, и эти смыслы не навязываются арт-терапевтом. В парадигме данного подхода максимально поощряется спонтанная активность человека и свобода самовыражения.

К инновационным направлениям современной арт-терапии А.И.Копытин относит:

1. Мультикультуральное направление. Уделяет особое внимание к социальному и культурному опыту клиента, в том числе его этнической, расовой, классовой и профессиональной принадлежности (Л. Турнер-Шиклер, Н. Хеуш, Ф. Элдридж, Д. Юрт).

2. Феминистский подход или гендерно-ориентированное направление. Акцент делается на особенностях влияния культурных норм на гендерные роли (в первую очередь, женские), а также на отношения между полами и сексуальное поведение человека (В. Мартин, М. Фабр-Лавин, С. Хоган и др.).

3. Интергативное направление. Предполагает активное использование в арт-терапевтическом процессе различные формы творческого самовыражения: музыку, драматизацию, танец, а также мультимодальные формы арт-терапевтической практики, предполагающие одновременное или последовательное применение визуальной, сенсомоторной, драматически-ролевой и музыкальной экспрессии (П. Уайтекер, Г. Хульбут и др.).

4. Экологическое направление. Связано с использованием экоэстетических представлений с целью создания целостной среды для клиента, объединяющей природу, культуру и технику.

5. Социально-конструкционистское или нарративное направление. Предполагает использование различных моделей анализа поведения и интерпретации изобразительной продукции с учетом системы отношений клиента (М. Барби, Э. Келиш, И. Рили). Как отмечает И. Рили, при использовании социально-конструкционистского подхода арт-терапевт представляет различные материалы и средства для художественной работы, а клиент самостоятельно определяет значение художественного продукта. В последующем, при обсуждении художественного образа, они оба занимают исследовательскую позицию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.