Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки к занятию




Практическое занятие 4. Развитие психологии в период Античности. Психология Средневековья

1. Первые психологические учения в Древней Греции. Натурфилософия – область науки, изучавшей закономерности общества, природы и человека. Анимизм – вера в скрытые за видимыми вещами душами или призраками, которые покидают тело с последним дыханием. Воззрения Пифагора, Гераклита, Демокрита, Анаксагора, Гиппократа.

2. Психологические теории классического периода: Сократ, Платон, Аристотель, Теофраст.

3. Психология эллинизма. Школа киников (Диоген Синопский); теория регуляции поведения (Эпикур); школа стоиков (Зенон, Хризипп).

4. Психология Средневековья: теория Ибн Сина (Авиценна) и др.; деизм; томизм (Фома Аквинский).

 

Основные понятия: история психологии, психея, натурфилософия, анимизм, эллинизм, деизм, томизм.

 

Домашнее задание: Разработка и представление дидактических спектаклей (сказка, экскурсия судебное, заседание и т. д.). При создании спектакля использовать формы и приемы работы творческой прессы, к примеру, интервью, рекламу, репортаж, «к барьеру».

 

Дайте письменный ответ:

1.Представители натурфилософии (VII – V вв. до н. э.- Фалес, Анаксимен, Гераклит), преодолев анимизм, создали принципиально новое учение – гилозоизм: душа есть у всей материи (т.е. душа представлялась уже не независимым двойником материи, а её неотъемлемой частью – «одушевленная материя»).

Почему они отвергли анимизм? Чем он не удовлетворял человеческую практику в объяснении психического? Какие известные всем людям факты противоречили анимистическому объяснению психического?

2.Почему-то гилозоизм натурфилософов не устраивал следующих за ними атомистов (философов-материалистов V- I вв. до н. э. Демокрита, Эпикура, Лукреция). Они, развивая дальше идеи натурфилософов, дали толкование души как органа, оживотворяющее тело. Орган этот руководит духом (или, иначе, разумом). Дух и душа – органы тела и образуются из мелких шаровидных, наиболее подвижных атомов.

В чем заключается шаг вперед в прогрессивном развитии психологических воззрений в учении атомистов и почему вы так считаете?

3.В объяснении психического атомисты достигли первых крупных успехов – показали зависимость психического от физического, подчиненность её законам анатомо-физиологических процессов (материализм). Противоречие их учения – в невозможности объяснить с этих позиций многое в психике (например, абстрактное мышление, нравственные качества личности, волевое регулирование поведения, выбор цели и т. д.).

Объясните, почему на смену взлядам атомистов пришел идеализм (Платон, 428-348 гг. до н. э.). Докажите, что приход идеализма был предопределен предыдущим этапом развития психологических представлений.

4. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.): что он внес нового в объяснение соотношения души и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона?

5. Как вы оцениваете дифференциацию знаний «внутри психического» (Гален, II в. до н. э.), с точки зрения перспектив развития психологических взглядов в идеалистическом или материалистическом направлениях?

6. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III – V вв. до н. э.) и её связь с рождением интроспекции как метода психологии.

Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, приведите пример, а если нет, то как и в чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.