Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция экономического рационализма

Предмет микроэкономики.

 

Микроэкономика – наука, которая изучает поведение отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.

Ограниченность, или редкость ресурсов - их недостаточность в каждый данный момент времени для достижения разных целей. Применение ресурса для производства одного блага исключает возможность его же использования для производства другого блага. Это определяет существование проблемы выбора, которая заключается в определении варианта использования редких ресурсов с целью наилучшего достижения поставленных целей. Выбирая один из вариантов, приходится отказываться от других (альтернативных) вариантов. Поэтому выбор всегда связан с определенными жертвами, которые называются альтернативными издержками. АИ отражают цену выбора того или иного варианта деятельности.

Проблему выбора в экономике конкретизируют три проблемы экономической организации, стоящие перед любым обществом:

1. что производить (какие товары и в каком количестве необходимы для общества)?

2. как производить (какие ресурсы и в каких сочетаниях должны быть использованы в производстве той или иной продукции)?

3. для кого производить (как должен быть распределен произведенный продукт)?

Положение о механизмах эффективного размещения и использования производственных ресурсов для максимально возможного удовлетворения неограниченных человеческих потребностей как предмете микроэкономики впервые высказал Лайонел Роббинс.

В статье «Предмет экономической науки» он писал, что «экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление». С точки зрения экономиста, условия человеческого существования характеризуются следующими четырьмя фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям; время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены; они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в каждый момент времени разные цели обладают различной важностью. Поэтому необходимо нахождение оптимальных способов применения ограниченных производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.

 

Анализ поведения домашних хозяйств и фирм основывается на ряде принципов, являющихся допущениями (предположениями). Одним из базовых является принцип экономического атомизма. В соответствии с ним предполагается, что экономические субъекты обладают экономическим суверенитетом и принимают решения независимо друг от друга, а экономические закономерности проявляются как суммарный результат этих решений.

Важнейшим предположением об экономическом поведении является и принцип экономического рационализма. Суть его заключается в том, что экономические субъекты стремятся к максимизации чистого выигрыша в виде разницы между затратами и выгодами: потребители максимизируют свою суммарную полезность, производители — общую прибыль.

Стремление к максимизации результатов всех видов экономической деятельности (для потребителя — максимизация полезности, для производителя — максимизация прибыли) в рамках определенных ограничений рассматривается микроэкономической теорией в качестве основополагающей предпосылки экономического поведения, которое определяется как рациональное экономическое поведение. Оно характеризуется систематичностью и целенаправленностью действий, устремленных на то, чтобы результаты превышали затраты.

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

Полная рациональность является теоретическим допущением ситуации, предполагающей, что человек, имея полную и достоверную информацию, принимает решение, которое позволяет ему получить максимум выгоды при минимальных затратах.

Ограниченная рациональность отражает невозможность достижения полной рациональности из-за того, что человек стремится к наилучшему результату, но не располагает при этом достаточной информацией (существуют трудности в ее сборе и анализе), да и познавательные способности его ограничены.

Органическая рациональность характеризуется тем, что взаимодействие людей рационализируется как формальными, так и неформальными (например, моральными, этическими, религиозными) правилами поведения.

В реальной действительности многие экономические субъекты действуют не всегда рационально, что определяется следующими причинами:

реальная действительность гораздо сложнее теорий, а принимающий решение человек в состоянии усвоить лишь ограниченную часть поступающей информации;

решение отдельных людей не всегда определяются чисто экономическими аргументами, на них могут влиять психологические, нравственные и другие факторы.

Рациональное поведение экономических субъектов возможно в условиях системы свободно складывающихся на рынках цен.

Одним из замечательных свойств ценового механизма является тот факт, что цены, передающие информацию о состоянии рынка, одновременно обеспечивают и стимул, и возможности реагировать на эту информацию. Таким образом реализуется стимулирующая (иногда ее называют регулирующей, санирующей) функция ценового механизма.

Если потребители пожелают больше покупать какого-либо товара, цена на него поднимется. Это будет сигналом для производителей (продавцов) данного товара о том, что следует увеличить объемы производства (продаж). Те субъекты, которые правильно поймут рыночные сигналы и осуществят действия в соответствии с ними, получат дополнительные доходы. Тот, кто будет продавать ненужный товар или производить его не самым эффективным способом, получит меньший доход или понесет убытки, разорится и уйдет с рынка. Таким образом экономические субъекты получают стимулы в виде прибылей и убытков для осуществления экономической деятельности, наиболее целесообразной и полезной с точки зрения общества.

Рыночные цены обеспечивают коммуникацию (связь) обособленных производителей и потребителей, предоставляя им возможность согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга. Например, мэру Парижа не приходится «ломать» голову над тем, как обеспечить жителей города необходимым количеством нужных товаров и услуг. Эту проблема весьма успешно решает ценовой механизм. Сотни тысяч, миллионы наименований товаров ежедневно поступают со всех концов света во французскую столицу. Если бы кто-то захотел этот процесс регулировать, результаты такой деятельности очень скоро вызвали бы массовые протесты населения города. Хотя в условиях каких-то чрезвычайных ситуаций (наводнений, землетрясений, войн и др.) значение регулирующей роли государства в обеспечении своих граждан необходимыми товарами и услугами возрастает.

Цены выполняют также распределительную функцию. Получаемые домашними хозяйствами (индивидами) доходы представляют собой выплаты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавливаются на рынках факторов производства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология социальных движений | Позитивная и нормативная микроэкономическая теория
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.