Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип максимизации полезности

Кардиналистский и ординалистский подходы к измерению полезности.

 

Одной из самых сложных проблем в экономической теории является проблема количественного измерения полезности.

В XIX веке преобладал кардиналистский (количественный) подход, представители которого (У.Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) пытались производить количественные оценки полезности.

В качестве единицы ее измерения вводилась условная единица (например, «ютиль»).

Согласно этому подходу можно определить, на сколько единиц (ютилей) общая полезность одного набора благ выше полезности другого. Количественной школе принадлежит открытие предельной полезности, закона ее убывания, обоснование условия равновесия потребителя (максимизации им общей полезности. Однако по причине субъективности количественных оценок полезности от данного подхода в дальнейшем пришлось отказаться.

В ХХ веке полезность стали измерять ранжированием различных потребительских наборов в зависимости от удовлетворения, которое они дают потребителю. Этот подход называется ординалистским (порядковым) подходом и является в настоящее время основным в анализе потребительского поведения. Наибольший вклад в его разработку внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, и др. Согласно этому подходу, хотя потребитель и не может измерить полезность количественно, он всегда в силах сравнить общую полезность потребительских наборов и определить, какой из них более предпочтителен для него.

 

В рамках кардиналистского анализа сформулирован принцип максимизации общей полезности. Этот анализ основывается на следующих допущениях:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) потребитель ведет себя рационально, т.е. так распоряжается доходом так, чтобы получить наибольшую общую полезность;

3) потребитель может выразить своё желание приобрести благо путём количественной оценки его полезности

4) предельная полезность блага убывает;

5) потребитель стремится иметь большее количество любого блага.

Задача анализа потребительского выбора заключается в том, чтобы ответить на вопрос, какой набор благ приобретёт потребитель с учетом своих предпочтений, цен благ и величины дохода, т.е. какой потребительский набор благ из числа доступных принесет ему максимальную общую полезность.

Можно сформулировать правило максимизации общей полезности: потребитель распределяет свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносила бы одинаковую предельную полезность.

Другими словами, для максимизации общей полезности необходимо, чтобы соблюдалось равенство взвешенных предельных полезностей благ. Если изменятся цены, доход или полезность для потребителя различных благ, он перераспределит свои расходы между товарами, чтобы вновь выровнять взвешенные предельные полезности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы теоретико-экономического анализа | Предпочтения потребителя и кривая безразличия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.