Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постепенное обновление таможенной системы началось лишь во второй половине 80-х годов

В 1986 г. ГТУ Министерства внешней торговли СССР было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР и, таким образом, стало самостоятельным государственным органом.

После принятия в 1991 г. третьего Таможенного кодекса СССР и Закона «О таможенном тарифе» началось возвращение к дореволюционному опыту развития таможенного дела. Продолжительность действия нового Таможенного кодекса была короткой. Распад СССР поставил новую задачу – создания таможенной службы Российской Федерации.

Таким образом, утверждение новых приоритетов советского государства во внешней торговле привело к утрате многих достижений дореволюционного таможенного дела. Монополия государства на внешнеэкономическую деятельность ограничила роль таможенных органов таможенным контролем. Это привело к закрытию многих таможен, сокращению числа служащих, и в конечном итоге – к снижению роли таможенных органов в системе государственного управления.

Вопрос 3б) Создание и развитие российской таможенной системы в постсоветcкий период (конец XX – XXI вв.)

 

После путча в августе 1991 г. кризисные явления в СССР усилились, что, в свою очередь, привело к усилению межнациональных противоречий и всплеску национального вопроса, особенно на уровне республиканских правительств. Хотя на проводившемся в октябре 1991 г. референдуме свыше 70 % граждан, принявших в нем участие высказалось за сохранение Союза ССР, в декабре 1991 г. было подписано межправительственное соглашение о прекращении федерации. С этого момента появилось 15 новых суверенных государств, в том числе и Россия. Было образовано СНГ (Содружество Независимых Государств, куда вошло 12 республик, кроме Латвии, Литвы и Эстонии. Сегодня эти 3 республики входят в состав Европейского союза.

Начался новый этап в истории российской государственности, что сопровождалось коренными изменениями в системе государственного механизма и системе законодательства.

Начало процессу формирования таможенной службы суверенного российского государства положил Указ Президента России от 25 октября 1991 г. «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Именно 25 октября российские таможенники отмечают свой профессиональный праздник.

Первые шаги таможенной службы новой России пришлись на период экономического кризиса. Начало 1990-х годов ознаменовалось спадом во внешней торговле по всем товарным позициям, кроме энергоносителей. В 1991 резко сокращается как импорт, так и экспорт (экспорт товаров сократился на 28,4 %, импорт – на 46,2 %). Снизился объем товарооборота (общий объем товарооборота снизился до 62,8 % от уровня 1986 г.)

В этих условиях правительство РФ предприняло усилия, направленные на стабилизацию внешнеэкономической политики, выработку соответствующего механизма таможенного регулирования.

В ноябре 1991 г. после принятия Указа Президента России «О либерализации внешнеторговой деятельности на территории РСФСР» таможенным органам пришлось решать совершенно новые для них задачи:

- осуществлять прогнозирование возможного характера таможенно-тарифной политики;

- формировать механизм таможенно-тарифного регулирования.

В условиях экономического кризиса на первый план выдвигалась задача поиска наиболее эффективных способов пополнения бюджета.

Все большее место в деятельности таможенных органов РФ стало занимать осуществление фискальных функций.

Доля таможенного дохода в доходной части бюджета постоянно повышалась и в 2000 г. превысила 1/3. Первое место таможенного дохода в доходной части бюджета страны само по себе было показателем нездоровья российской экономики,несовершенства ее налоговой системы.

Новые задачи встали перед ГТК РФ и в связи с распадом многонационального советского государства. Так как СССР было единым экономическом пространством, границы РСФСР, окруженной союзными республиками, в основном имели символическое значение.

После того, как эти республики получили статус стран «ближнего зарубежья», встал вопрос о пограничной и таможенной охране территории России. В 1992 г. в Российской Федерации осталось всего 20 % от всех действовавших в СССР таможен, тогда как доля товарооборота превышала 50 %. В таможенной системе было занято 8 тыс. таможенников.

В новом «Положении о Государственном таможенном комитете РФ», утвержденном Указом Президента России от 25 октября 1994 г., были определены основные задачи ГТК РФ:

– участие в разработке и реализации таможенной политики РФ;

– обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ;

– организация и совершенствование таможенного дела в РФ;

– обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.

Важное значение для решения поставленных задач имела разработка и осуществление конкретных мероприятий, направленных на осуществление внутреннего и пограничного контроля. Разработанная ГТК РФ программа развития таможенной службы предусматривала приоритетное развитие сети таможенных органов внутри страны одновременно с развертыванием сети таможенных органов на новых участках государственной границы с бывшими союзными республиками СССР.

Эти меры позволили максимально приблизить производство таможенных операций и проведение таможенного контроля к индустриальным центрам страны, непосредственным производителям и получателям товаров. Таможенные органы получали реальную возможность оказывать содействие развитию внешнеэкономических связей предприятий, снижению накладных расходов участников ВЭД. Таможенная служба тем самым превращалась в реально действующий инструмент государственного регулирования внешнеторгового оборота, внешнеэкономической деятельности в целом, наполнения доходной части федерального бюджета.

В 1991-1993 гг. шел качественный и количественный рост таможенной системы суверенной России. К 1993 г. в стране существовало уже более четырехсот таможенных учреждений вместо двухсот на начало 1990-х годов.

Принятием в 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации созданы основы таможенного законодательства в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям.

Дальнейшее развитие таможенной службы связано с организационным обеспечением ее деятельности. Во второй половине 1990-х годов произошли серьезные изменения в структуре таможенных органов.

Были созданы специализированные досмотровые подразделения, отделы таможенного оформления и контроля, тарифного и экспортного контроля,, контроля за доставкой товаров, валютного контроля, таможенных режимов (таможенных процедур) и др. Расширена структура правоохранительного блока (организована служба охраны, собственной безопасности, оперативные отделы, отделы по борьбе с таможенными правонарушениями и др.). Созданы оперативные таможни, таможенные лаборатории.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами было создание благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях, а также обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Такая структура таможенной службы просуществовала до 1917 г | Новый этап развития таможенной службы связан с принятием Таможенного кодекса РФ 2003 г., вступившего в силу с 1 января 2004 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.