Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности




Понятие «транспортная экспедиция», порядок и условия заключения договора транспортной экспедиции, обязанности сторон, закреплены в Гражданском кодексе РФ гл.41. С принятием в 2003 году закона РФ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, были законодательно определены порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов, права и обязанности клиентов и экспедиторов. Вопросы транспортной экспедиции нашли свое отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в ФЗ №18. Экспедиторские организации 150 стран объединились в Международную федерацию экспедиторских ассоциаций, в рамках которой выработаны унифицированные правила ведения транспортно-экспедиторской деятельности.

Содержание транспортно-экспедиционной деятельности

При оказании экспедиторских услуг в полном объёме, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя, (используется термин «от двери – до двери»). В этом случае полный комплекс услуг по доставке груза включает:

  • доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, в порт, в аэропорт;
  • погрузку в транспортное средство (автомобиль, вагон, корабль, самолёт);
  • оплату тарифа на перевозку грузов;
  • выгрузку из транспортного средства, например, вагона на станции назначения;
  • доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя.

В перечень транспортно-экспедиторских услуг входит:

  • Разработка по поручению клиента маршрута перевозки груза при перевозках несколькими видами транспорта (смешанные или так называемые мультимодальные и интермодальные перевозки).
  • Заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолётов, вагонов и автомобилей;
  • Оформление транспортных документов: транспортных накладных, коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;
  • Оплата тарифов на перевозку и других платежей и сборов;
  • Страхование грузов, участие в оформлении документов при повреждении, порче или недостачи грузов (так называемые несохранные перевозки);
  • Выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;
  • Информирование грузоотправителей о продвижении грузов, розыск грузов в случае их потери;
  • Организация при необходимости переадресовки грузов в пути следования;
  • Получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • Другие услуги по поручению клиентов.

Основные элементы рынка транспортных услуг на третьем этапе определяются исходя из положений главы 41 ГК РФ:

- по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (ст.801, ч.1)

- правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком;

- если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнять свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь для исполнения своих обязанностей других лиц (ст. 805).

Таким образом, по договору экспедиции:

1.Субъекты рынка транспортных услуг: клиент – грузоотправитель, клиент-грузополучатель; экспедитор (который может выступать в трех ипостасях: либо экспедитор грузоотправителя, либо экспедитор грузополучателя, либо экспедитор грузоотправителя и грузополучателя одновременно); привлекаемое экспедитором третье лицо; перевозчик (коммерческая организация транспорта общего пользования);

2. Объекты рынка транспортных услуг: груз; вознаграждение экспедитора; плата за услуги по перевозке; в том числе провозная плата; транспортные средств;

3. Основные операции рынка транспортных услуг: заключение договора транспортной экспедиции; оплата клиентом вознаграждения экспедитору; оплата клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) услуг, связанных с перевозкой груза; выполнение или организация выполнения экспедитором определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза

 

Рис. 3. Отношения на рынке транспортных услуг по договору транспортной экспедиции.

 
Краткий перечень транспортно-экспедиционных услуг: - составление маршрута перевозки груза по поручению клиента при смешанных перевозках (т.е. при перевозках несколькими видами транспорта, эти перевозки также называются интермодальными). - заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолетов, вагонов и автомобилей;- оформление транспортных накладных коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению; - оплата транспортных тарифов и других платежей и сборов; - взаимодействие со страховыми компаниями по страхованию грузов, участие в оформлении документов при несохранных перевозках (т.е. при прибытия грузов с повреждениями, порчей или недостачей); - выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов; - передача грузовладельцам информации о продвижении грузов, розыск грузов; - организация переадресовки грузов в пути следования; - получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Это далеко не полный перечень услуг, которые могут быть обусловлены договором транспортной экспедиции. Наиболее сложными экспедиторскими операциями являются так называемые интермодальные (мультимодальные) перевозки. Приведем пример (из практики десятилетней давности). Российской фирме понадобилось отправить пять 20-футовых контейнеров с деталями для машиностроения из Екатеринбурга в Мадрид (Испания). При разработке маршрута доставки контейнеров были выбраны следующие маршруты: - по железным дорогам России от Екатеринбурга до пограничного перехода с Финляндией Бусловская - Вайниккала и далее 50 км по территории Финляндии до крупного морского порта Котка, далее морским судном в Португалию, где после перегрузки в порту Лиссабона груз перевозится до Мадрида автотранспортом. Оказалось, что это самый дешевый маршрут, несмотря на длинный путь. Более короткий и быстрый путь через Украину, Венгрию и Словению, далее до Мадрида автотранспортом оказался на 6 суток быстрее, но на 30% дороже. Грузоотправитель отправил 2 контейнера более быстрым путем, остальные 3 – более дешевым. Следует отметить, что при перевозке морем через Финляндию транспортно-экспедиционная компания из Екатеринбурга заключила договора с двумя иностранными экспедиторскими фирмами, а для сухопутной перевозки через Европейские страны – с пятью. Организовать такое сам клиент был просто не в состоянии. Грузоотправителю следует обращаться к экспедиторскому предприятию в следующих случаях: 1. Когда требуется срочно отправить груз. У экспедитора имеются налаженные контакты, с железной дорогой и автотранспортом, на их счетах имеется определенная предоплата, то есть не надо терять время на ожидание поступления денег. 2. При одноразовых отправках. Нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций по отправке грузов. 3. При небольших объемах регулярных отправок. Вряд ли оправданно для еженедельной отправки двух-трех контейнеров держать отдельный штат сотрудников. 4. При отправке опасных грузов. Отправка опасных грузов производится по особым правилам и требует особого оформления, кроме этого, требуется наличие специально обученного и аттестованного персонала. 5. При отправке грузов на открытом подвижном составе. Для таких отправок требуются утвержденные в управлении железной дороги чертежи крепления грузов и персонал грузчиков, способных правильно закрепить груз. Особенно это касается отправки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, автотракторной и сельскохозяйственной техники и др. 6. При отправке грузов на экспорт. У экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные декларанты и, если требуется, склады временного хранения таможенных грузов 7. При отправке грузов, требующих специальных сертификатов, например, при отправке лесоматериалов, требуется карантинный сертификат. 8. При отправке негабаритных грузов. В этом случае кроме чертежей крепления груза, требуется согласование в министерстве маршрута следования груза. Можно с уверенностью сказать, что работа через экспедитора минимизирует затраты времени и средств. Если вы сами можете организовать процесс перевозки, это еще не значит, что это разумно. Даже если вы крупный отправитель или получатель грузов, всегда полезно сравнить собственные затраты со стоимостью экспедиторских услуг. Вполне вероятно, что заниматься основным видом деятельности, не отвлекаясь на проблемы транспортировки, окажется более эффективно. Для грузополучателя работа с экспедитором в большинстве случаев позволяет сократить простои вагонов и контейнеров, особенно при получении импортных грузов. Забыть о контроле сотрудников, которые занимаются отгрузкой. Упростить схему движения денег. Их не нужно будет предварительно разносить по разным счетам железной дороги и других участников транспортировки. Экспедиционная компания фактически выполняет часть задач логистики. Логистика - это оптимизация при организации процесса перевозки, складирования и учета товара. А оптимизация означает сокращение расходов, издержек и потерь времени.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.