Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. по учебной дисциплине «История экономических учений»




ФОНДОВАЯ лекция

по учебной дисциплине «История экономических учений»

по теме № 3 «Классическая школа. Последователи классической

школы. Альтернативные концепции»

 

по направлению подготовки (специальности)

080101.65 «Экономическая безопасность»

 

Время – 2 часа

 

Фондовая лекция подготовлена доктором экономических наук, доцентом У.З. Сафиным (начальник кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России), кандидатом экономических наук А.С. Ишмеевой(доцент кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России)

 

 

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Р.Р. Яруллин (профессор кафедры финансов и налогообложения Башкирского государственного университета);

доктор экономических наук, доцент Л.Р. Курманова

(профессор кафедры финансов и налогообложения Башкирского государственного университета);

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры 05.07.2012, протокол №21

 

Уфа 2012

Тема № 3 «Классическая школа. Последователи классической

школы. Альтернативные концепции»

 

План лекции

Введение

1. Исторические условия возникновения классической школы.

2. Экономическое учение А. Смита.

3. Экономическое учение Д. Рикардо

4. Последователи классической школы.

Заключение

Классическая школа оказала огромное влияние на общее развитие мировой экономической мысли, ее идеи распространились по все Европе и получили свое развитие не только в Англии, но и в Германии и во Франции.

В период "классической школы" экономика приобрела черты настоящей научной дисциплины, которая изучает законы свободной конкуренции. Представители "классической школы" экономики создали учение о ее "природных законах". Эти законы они отожествляли с законами природы. Они исследовали производство, положив начало классическому экономическому анализу; впервые применили абстрактный метод исследования; начали разработку трудовой теории стоимости и теории прибавочного продукта.

Адам Смит отмечал: "Различные пути развития благосостояния в различные времена и у разных народов дали повод для развития двух различных, с точки зрения приобретения людьми богатства, ветвей политической экономии: "торговой системы", или "системы меркантилизма", и "сельскохозяйственной системы". Эти две системы не исходили из одних и тех же оснований. Кенэ и группа его последователей, кого потомки договорились именовать физиократами ("экономисты" - таково было их самоназвание), выступали единым фронтом и представляли собой отдельную школу экономической мысли. Но английские памфлетисты XVII и XVIII вв. представляли себе достаточно ясно, какое из определенных течений мысли они развивали; менее всего это относилось к той традиции, которую Адам Смит критиковал под названием "меркантилизм". Они не согласовывали между собой ни принципы, ни общий аналитический инструментарий. Тем не менее на протяжении трех столетий несогласованных интеллектуальных усилий, полных противоречивости и отражающих многообразные обстоятельства реальной жизни, определенные связующие доктринальные нити проявлялись вновь и вновь. Именно эти нити мы сплетем воедино в нечто, обозначаемое словом "меркантилизм", таким образом придавая источникам больше единства и логической связи, чем имелось в них на деле.

 

 

Вопрос 1. Исторические условия возникновения классической школы

В ХVII в. необходимость в теоретическом анализе функционирования механизма товарно-денежных отношений, исследовании условий и экономических законов развития рыночного хозяйства, формировании соответствующего понятийного аппарата предопределили эволюцию экономической мысли и возникновение новой школы — классической политической экономии, которая выступила с обоснованием идей экономического либерализма, предполагающего невмешательство государства в экономическую жизнь, неограниченную свободу конкуренции предпринимателей.

С возникновением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономия.

Школа носит название «классической» за подлинно научный характер ее концептуальных построений и методологии исследования, за объективный анализ закономерностей развития товарного хозяйства и включение в объект исследований сферы производства.

К достоинствам данной школы необходимо отнести следующее:

экономическая мысль развивалась на более зрелой методологической основе. Классиками были обоснованы и использованы общефилософские, специальные способы и приемы исследования;

анализ был перенесен в сферу производства и исследовался механизм функционирования простого товарного и рыночного хозяйства;

сформировался категориальный аппарат экономической науки;

определились функциональная роль, предмет и объект политической экономии;

были выведены объективные экономические законы, определились механизмы их познания и использования;

при анализе в качестве исходной использовалась категория стоимости, была создана трудовая теория стоимости.

Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце ХVII — начале ХVIII вв. и в своем развитии прошла четыре этапа.

Первый этап становления классической школы (конец ХVII — начало ХVIII вв.) включает разработки У.Петти, П.Буагильбера, школы физиократов, которые выступили с аргументированной критикой меркантилизма, занялись поиском богатства в сфере производства, исследованием функционирования простого товарного хозяйства и выдвинули трудовую теорию стоимости;

Второй этап развития классической школы (последняя треть ХVIII в.) связан с произведениями А.Смита, который занялся разработкой проблем воспроизводства и экономических законов функционирования рыночного хозяйства, сформировал категориальный аппарат политической экономии, заложил основы современной микроэкономики, макроэкономики и интерэкономики;

Третий этап эволюции классической школы (первая пол. ХIХ в.) включает разработки последователей А.Смита, которые занялись переосмыслением и обогащением его идей, исследованием многообразных проблем функционирования рыночной экономики. Среди них: французы Ж.Сэй, Ф.Бастиа, С.Сисмонди, англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор, американец Г.Кэри и др.

Четвертый, завершающий этап развития классической школы (ХIХ в.) охватывает разработки Дж.С.Милля, завершившего теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки.

Исторические условия возникновения классической школы. Классическая политическая экономия возникает в Англии и Франции во второй половине XVII века. Это был период смены эпохи «первоначального накопления капитала» периодом развития товарного производства и функционирования рыночной экономической системы.

Само развитие экономики разрушало теоретические построения меркантилизма и доказывало несостоятельность протекционистской экономической политики. Происходило углубление общественного разделения труда, возникали и быстро развивались новые отрасли производства – горное дело, кораблестроение, металлургия, обработка шерсти и т.д. Развивалась мануфактура – производство, основанное на разделении труда и использующее наемный труд. Предпринимательская деятельность вышла за рамки сферы обращения (торговля, денежное обращение, ссудные операции) и распространилась на все сферы производства. Благодаря этому появились, помимо сферы торговли и ростовщичества, новые источники прибыли (доходов). Формировался торговый и промышленный капитал.

Аналогичным образом капиталистические отношения проникали и в сельское хозяйство. В разной степени, но во всех странах получало развитие фермерство. Возрастало значение земельной ренты.

Расширилась сфера товарно-денежных отношений – они, по выражению К.Маркса, «становятся всеобщими»

Свершались буржуазные революции, и буржуазия получала доступ к политической власти, используя ее для непосредственной защиты и реализации своих экономических интересов, в большинстве стран были провозглашены республики или конституционные монархии. Сужалась функциональная роль государства, т.к. в условиях развитых товарно-денежных отношений и экономических и политических свобод отпала необходимость государственной регламентации торговли и производства.

Таким образом, ко второй половине XVII – началу XVIII вв. идеи меркантилистов были отвергнуты самой жизнью, которая доказывала, что богатство – это не только деньги и товары на экспорт, что торговля – дело взаимовыгодное (у меркантилистов – продавец, выручивший деньги обретает богатство, а покупатель – растрачивает богатство) и что источник богатства – это не только торговля, но и производство. Соответственно, нация тем богаче, чем больше продукта она создает.

Закономерно в процессе эволюции идей возникает новая школа – классическая политическая экономия– исследующая закономерности функционирования и развития рыночного хозяйства.

Общая характеристика классической политической экономии.

Главными отличительными особенностями классической школы являются:

1. Экономический либерализм – требование полного невмешательства государства в деловую жизнь. Классики - противники протекционизма и критики меркантилистской системы

2. Новые предмет и метод:

Предмет – закономерности создания и возрастания богатства, создаваемого в сфере производства.

Метод – внедрение новейших для того времени методологических приемов – каузального метода (причинно-следственного), метода логической абстракции, индукции, дедукции. Отход от эмпирического и описательного методов.

3. Категориальный аппарат – развитый, представляет собой систему от самых абстрактных категорий (стоимость) до категорий конкретной экономической действительности (прибыль, заработная плата, рента и др.)

4. В основе системы категорий - теория стоимости (трудовая или теория издержек)

5. Делили общество на классы по экономическому признаку.

Все перечисленные признаки относятся к общей характеристике классической школы – конкретные авторы могли разделять не все из них или в разной степени.

Выводы. Таким образом, yказанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют прежде всего за научный характер многих ее теорий и ме­тодологических положений, лежащих и в основе современной эконо­мической науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.