Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные средства




Конспект лекций

по дисциплине: транспортные средства

 

Мариуполь 2007 г.


 

Территория - 600 тыс.км2. Украина – государство, расположенное в Восточной Европе. Общая протяженность сухопутной границы составляет 6013км, т.ч.:

с Румынией – 608

- Молдовой – 1194

- Венгрией – 135

- Словакией – 98

- Польшей – 542

- Белоруссией – 952

- Россией – 2484 км.

 

Протяженность морского участка государственной границы – 1758км, в т.ч.:

по Черноморскому побережью – 1533

- Азовскому – 225км.

 

Численность населения – около 50млн. чел., в т.ч.:

- городское – около 34млн. чел.

- сельское - 16 млн. чел.

 

Плотность населения приблизительно 80чел./1км2.

 

В составе Украины:

 

- 24 административной области;

- 1 автономная республика (Крым):

- 2 города республиканского подчинения: Киев и Севастополь.

 

Города-миллионеры:

 

- Киев (>2.5млн);

- Харьков (>1.5млн);

- Днепропетровск (>1.1млн);

- Донецк(>1млн);

- Одесса(>1млн);

 

Украина располагает всеми современными видами транспорта, грузооборот которых составляет:

 

- автомобильный (2.5%) от общегосударственного;

- железнодорожный (11.5%);

- морской (8%);

- внутренний водный (1.5%)[речной];

- авиационный (0 %);

- трубопроводный (46.5%);

 

В настоящее время на Украине и в России рассматривается возможность перевозок грузов на небольшие расстояния (до 200км) специализированным транспортом:

- конвейерным – от 15 до 50км;

- канатно-подвесным – до 200км и более;

- гидравлическим трубопроводным - до 200км и более;

- трубопроводным-пневмоконтейнерным - до 200км и боле.

 

Каждый вид транспорта должен иметь транспортные средства, в которых перевозятся грузы и пассажиры. Конструкция различных видов отличается друг от друга, хотя и может иметь похожие детали и узлы.

Каждое транспортное средство имеет высокую стоимость изготовления, которая должна быть возмещена путем продажи. Поэтому изготовители стараются использовать стандартную и экономичную конструкцию для широкого круга потребителей.

Для каждого транспортного средства необходимы конкретные пути сообщения, так: для самолета – воздушная среда, для судна – море, для вагона – рельсы, для автомобиля дорога и т.д.

 

1.1.1. Воздушная среда накладывает на транспортные средства определенные ограничения: невозможно одновременно увеличивать грузоподъемность самолета и его скорость, не повысив мощность двигателя. А это влечет увеличение затрат топлива и неэкономичность летательного аппарата.

Для повышения грузоподъемности самолета необходимо увеличить размер корпуса и площадь крыльев (для создания дополнительной подъемной силы). Для создания дополнительной подъемной силы нужны более мощные двигатели. Для мощных двигателей необходимо взять больше топлива. Если взять больше топлива, то придется брать меньше груза или пассажиров. Наилучшей формой для самолета является вид остро отточенного карандаша с минимальными крыльями.

 

1.1.2. Море.

Как известно, водная среда позволяет изготавливать транспортные средства большого объема. Однако большие суда при развитии большой скорости встречают очень большое сопротивление встречной волны. Приходится применять мощные двигатели и использовать дополнительное топливо. Наилучшая форма судна – острый нож, но, если он имеет большую длину, возникает проблема устойчивости и уменьшается грузоподъемность судна.

К недостаткам водной среды можно отнести и невозможность быстро затормозить судно из-за недостатка трения воды, а также разница глубин в районах плавания.

 

1.1.3. Железные дороги.

 

К ограничениям железных дорог относят их прохождение по мостам, под мостами, кривые участки, расположения в исторически сложившихся условиях конца 19 - начале 20 веков. Все это накладывает ограничения на высоту и вес подвижного средства.

 

1.1.4. Автодороги.

 

На автодорогах размеры и скорость транспортных средств ограничивают:

- большие потоки по дорогам малой ширины без разделения по скорости;

- прокладка дорог под и над мостами;

- указы и законы, ограничивающие размеры, вес и скорость.

 

1.2. Основные требования к т.с.

 

- удовлетворять потребности общества;

- соответствовать транспортным путям и перевозкам, которые они будут выполнять;

- быть удобными в эксплуатации и обслуживании;

- иметь низкую цену;

- быть дешевым в эксплуатации; в обслуживании и ремонте;

- быть приемлемым в части воздействия на окружающую среду.

 

2. Автомобильные транспортные средства.

 

Автомобиль был изобретен в 1886 году. Слово автомобиль состоит из двух слов (по-гречески “аутос” - “сам”) и мобиль (по-латински “мобилис”- “подвижный”) и в начале обозначала в европейских языках различные механизмы: часы, кукла-автомат и т.д.

Желание человека освободится от физических усилий при перемещении или облегчить их владело мечтами людей. Отсюда сказки о коврах-самолетах, семимильных сапогах, джинах, переносящих за тридевять земель. Но в реальности роль двигателя сначала выполняли сами люди – они катили тележки, возки; затем приспособили животных – по одному, а затем по нескольку; наконец живую силу заменили силой пара, но счет рождения автомобиля ведут от первых “бензомобилей” с двигателем внутреннего сгорания, изобретенного и построенного в 1885-1886гг.

 

2.1. Без двигателя.

 

Все началось с колеса. Оно известно с середины 4 тыс. до н.э. (Месопотамия). Все древнейшие колеса – составные из 2-3 сегментов, соединенных планками. Позднее для облегчения колеса в сегментах стали делать вырезы или составляли диск в виде решетки лучеобразно или крест-накрест. Так пришли к спицам.

Сначала была арба (одноосная) с быками, затем колесницы с конями (двух- и четырехосные) с кузовом на 2 и много мест. Кузов колесниц был массивен, но рессоры и эластичные шипы отсутствовали. Скорость регулировалась количеством коней. Диаметр колес составлял 1,5-2м (большой диаметр смягчал толчки колеса и не застревал в рытвинах).

Только в 15 веке кузов как люльку подвесили к загнутым концам рамы на ремнях. Колымага превратилась в карету.

В 15-16вв карету накрыли и застеклили, получилась берлина. Когда сиденья стали раскладываться для сна их назвали дормезы (от французского ”дормир” - спать).

В конце 17 века ремни заменили на стальные рессоры, а коней стали запрягать не за шею, а за грудь (кони стали тянуть в 2 раза сильнее).

Езда в каретах была опасной: они кренились на поворотах, на крутых спусках терялось управление. Поэтому перед спуском на колеса устанавливали клинья. Это были тормоза. Клинья заменили на рычаг с кожаной подушкой, который возница нажимал на спуске и подушки прижимались к ободу и замедляли вращение.

Сначала раму и кузов размещали на трех опорах: двух задних рессорах и поворотном шкворне, затем на четырех “трапеций”, состоящую из тяги, балки и рычагов. На колеса стали надевать железный обруч-обод. Так появился гужевой транспорт.

Первым практически действовавшим паровым автомобилем считается “паровая телега” француза Никола-Жозефа Кюньо, изготовленном в 1769 году. Она весила 1 тонну плюс столько же на воду и топливо, плюс столько же на паровую машину. Она могла перевозить до 3 тонн груза со скоростью 2-4км в час. Для обеспечения маневренности паровую машину разместили на переднем колесе перед машиной (как коня перед повозкой). Мощность машины 2 лс. Каждые 15 мин машину останавливали и разжигали топку для увеличения давления пара.

В начале 19 века появилось множество конструкций паровых машин, особенно в Англии. Мощность увеличили в 8-10 раз, а двигатель разместили сзади повозки. Шток, передающий движение поршня на ось колес, заменили кривошипным механизмом (который почти полностью перешел впоследствии на автомобильный двигатель).

Далее на паровик прицепили тендер с водой и коксом и применили цепную передачу от коленвала к колесам. Скорость возросла до 30 км/ч.

Однако, паровые машины были тяжелы в эксплуатации: старт требовал большой ловкости и много времени, в пути нужно было следить за стеклянной трубкой, контролирующей давление пара (при значительном увеличении давления – она лопалась и горячая вода выливалась). Первое зеркало впервые появилось на паромобиле не для наблюдения за дорогой, а за трубкой. Через каждые 30-40км необходимо было заправлять котел, смазывать кривошипный механизм, удалять накипь, чистить горелку. От паромобиля осталось слово “шофер”, что по-французски означает “кочегар”.

 

2.3. Двигатель внутреннего сгорания.

 

Создатели ДВС отталкивались от конструкции паровой машины. Самые объемные и опасные ее элементы - топка и котел.

В 1860г французский механик Этьен Ленуар построил газовый двигатель. В крышки цилиндра машины он ввернул 2 электрические свечи. В резервуар он поместил горючий газ (светильный). Двигатель был двойного действия или двухтактный:

- при первом ходе происходит впуск, воспламенение и расширения смеси(газа и воздуха) в цилиндре – рабочий ход,

- при втором ходе – выпуск отработавших газов.

Двигатель усовершенствовал в 1876г коммерческий служащий Николай-Август Отто из Кельна совместно с Евгением Лангеном. Его КПД достигло 0,15 и ДВС получил название “четырехтактного”, так как процесс в нем совершался в течении 4 ходов поршня и двух оборотов коленчатого вала. Этот цикл сохранился и до наших дней.

К недостаткам двигателя Отто относят его тихоходность и большую массу.

В 1882 инженер машиностроитель Даймлер начал конструкцию двигателя, работающего на бензине. Этот год можно считать годом рождения автомобильного двигателя.

Официально изобретателями автомобиля считаются Готлиб Даймлер и Карл Бенц, создавшие автомобильные фирмы по производству запатентованных ими “самодвижущихся повозок” и слившихся потом в известную всем компанию “Даймлер-Бенц”. У них велосипедные колеса (у Даймлера – 2, у Бенца - 3), впоследствии – 4-х колесные.

На родине их машины не нашли спроса и они продали патенты во Францию, поэтому на рынке автомобили появились под марками французских фабрикантов.

 

Лекция № 2.

 

2. Автомобильные транспортные средства.

 

 

Ав. тр. ср-ва подразделяются на:

- пассажирские

- грузовые

- специальные (пожарные, спортивные, автокраны и др.)

Пассажирские автомобили представлены:

- автобусами

- троллейбусами

- трамваями

- миниавтобусами

- легковыми автомобилями

Грузовые автомобили представляют два класса:

- жесткие

- сочлененные.

Жесткое средство представляет собой единую конструкцию силового и грузового устройства, сочлененное имеет отдельно двигательную часть (тягач) и прицеп (или полу прицеп).

Автомобиль состоит из:

- ходовой части (х)

- грузового кузова и кабины (ГКиК)

- силовой установки (су)

- тяговой передачи (тп)

- тормозного управления (ту)

- рулевого управления (ру)

- специального устройства (сц)

Каждая часть предназначена для:

Х – для осущ-я поступательного движения по дороге;

ГК – для размещения груза;

К – для управления;

Су – преобразует какой-либо вид энергии в механическую;

Тп – изменяет крутящий момент на валу двигателя (по величине и направлению) и передает его на колеса;

Ту – для поддержания скорости движения и остановки;

Ру – для изменения направления движения;

Сц – для соединения ТС между собой.

Х – ходовая часть включает раму с тяговосчетным устройством, подвеску, колеса и шины, передний и задний мост.

Рама предназначена для крепления кузова и всех механизмов ав-ля. Рама воспринимает вертикальные нагрузки от веса, динамические – от толчков и ударов на дороге. Рамы бывают:

- лонжеронные(а) и хребтовые(б).

Наиболее распространенные – (а). Мостом называется узел ав-ля, соединяющие колеса одной оси между собой и с несущей системой, мосты передают реактивные моменты от колес на предрессорную часть. Они могут быть:

- ведущие (задние и средние моста);

- управляемые (передний мост);

- управляемые ведущие (передний мост с ведущими);

- поддерживающие (для повышения грузоподъемности ав-ля);

Подвеска связывает мосты или колеса с несущей системой и гасит динамические нагрузки от колес, а также регулирует положение кузова. Колеса передают силу тяжести на дорогу и уменьшают динамические нагрузки от неровностей дороги. Шины помогают колесу сцепляться с дорогой, уменьшают давление на грунт, амортизируют при движении, способствуя плавности хода ав-ля.

Для управляющих колес установлен угол развала и схождения для обеспечения их перпендикулярного положения по отношению к дороге и прямолинейного качения по дороге без бокового скольжения.

Кузова бывают:

- общего назначения

а) бортовые

б) платформы;

- специализированные

а) самосвальные

б) фургоны

в) цистерны.

По конструкции кузова бывают:

- каркасные

- полукаркасными

- безкаркасными (но с приданием отдельным частям кузова формы, например - автомобили);

По характеру воспринимаемых усилий:

- несущие (легковые автомобили)

- полунесущие (кузов соединен жестко с рамой и воспринимает часть нагрузок от движения)

- разгруженные (с рамой не соединен и несет нагрузку только от веса груза)

На колесных ТС используются тепловые двигатели с внешним и внутренним сгоранием (поршневые, роторно-поршневые, безпоршневые, комбинированные, реактивные).

В настоящее время на КТС устанавливаются поршневые ДВС.

У поршневого ДВС основными деталями являются цилиндр, головка цилиндра, картер, поршень, шатун, коленчатый вал с кривошипом, впускные и выпускные клапана.

Принцип работы: топливо с воздухом подается в цилиндр, воспламеняются, образующийся газ давит на поршень вниз, поршень давит на шатун, шатун на коленчатый вал, вал вращается и через тяговую передачу вращает колеса. Поршень поднимается, и отработанные газы выпускает из цилиндра. Далее цикл повторяется. Для впуска и выпуска газов газораспределительный механизм. Он соединен через шестерни с коленвалом так, что за рабочий цикл однажды впускает и выпускает газы.

Подготовку и впрыск горючей смеси обеспечивает система питания. Она также удаляет отработанные продукты. В систему входят устройства:

- для хранения топливо

- для контроля его количества

- фильтрации подачи топлива и воздуха

- приготовления горючей смеси и подачи его в цилиндры

- отводов газов из цилиндра

- глушения шума при выпуске.

Для приготовления смеси на каждый 1кг бензина требуется примерно 15кг воздуха. Это т.н. нормальная смесь. Коэффициент отношения действительного к-ва воздуха к теоретически необходимому (α)=1; Если (α)>1, то смесь наз. бедной, если (α)<1 – богатой. При (α)=0,8¸0,9 двигатель развивает максимальную мощность.

Основной элемент системы – карбюратор, служащий для распыливания, частичного испарения и смешения топлива с воздухом, установления состава смеси с режимом работы двигателя.

Различают режимы:

- впуск двигателя

- холостого хода и малых нагрузок (α)=0,6¸0,8

- частичных нагрузок (α)=0,9¸1,1

- максимальных нагрузок (α)=0,8¸0,9

Карбюратор имеет пусковое уст-во, главное дозирующее уст-во, систему холостого хода, экономайзер и ускорительный насос.

Пусковое устройство работает при пуске двигателя),благоприятные условия) – [готовит горючую смесь].

С-ма холостого хода работает, когда не работает главная дозирующая система.

Ускорительный насос поддерживает состав смеси на подъеме при обгоне (резкая смена режима).

Экономайзер обогащает смесь, приготовленную главным дозирующем устройством во время максимальных нагрузок.

Бензиновый насос создает давление в с-ме (не больше 0,125 МПа).

В дизелях смесь приготавливается непосредственно в цилиндре. превращение топлива в газ (пар) достигается с помощью высокого давления впрыска.

Для смазки трущихся деталей подается масло через систему смазки, включающей масленки, масляные насосы, фильтры, маслосборники, охладители и др.

Во избежание падения вязкости масла перед водяным радиатором размещают масляный радиатор для поддержания необходимой температуры.

Для охлаждения деталей, соприкасающимися с горячими газами применяют систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости – в качестве теплообменника использует радиатор, в котором теплота от жидкости передается потоку воздуха, гонимого вентилятором через жалюзи. Избыточный пар от жидкости выпускается через спец. паровой клапан (избыточном давлении 0,045-0,055МПа) и подается через воздушный клапан (при падении до 0,01МПа).

Нормальная температура воды 85¸95°С. Регулирует температуру воды термостат, который при температуре < 70°С (при выходе из головок цилиндра) пускает воду мимо радиатора.

 

Достоинством карбюраторных двигателей по сравнению с дизельными являются:

- меньшие габаритные размеры и масса;

- более легкий пуск;

- меньший шум;

- простота и более дешевая топливная аппаратура;

- более простая регулировка и обслуживание.

Недостатком:

- низкая экономичность;

- ядовитость отработанных газов;

- высокие требования к топливу;

- зависимость работы топливной системы от положения двигателя и др.

В настоящее время делается попытка усовершенствовать двигатель: заменить его на более простой. Так, известны:

1) комбинированный двигатель (применяется газовая турбина и все виды компрессоров);

2) роторно-поршневой (двигатель Ванкеля) разработан в 1957г в ФРГ: внутри цилиндра размещается поршень в виде ротора, движущегося по специальной кривой. Ротор обкатывается вокруг неподвижной шестерни, закрывая переменные объемы камер. При этом не применяется механизм газораспределения;

3) реактивный двигатель: из топливных баков жидкость (топливо с окислителем) подается в камеру сгорания. Смесь распределяется и с большой скоростью стекает наружу. Сила реакции толкает транспортное средство в противоположную сторону;

4) газотурбинный двигатель: безпоршневой двигатель внутреннего сгорания. Воздух засасывается извне компрессором, сжимается и подается в камеру сгорания одновременно с топливом из форсунки. Происходит процесс горения топлива при постоянном давлении. Продукты сгорания поступают на турбину, которая вращает вал компрессора и колесо силовой турбины, связанной непосредственно с тяговой передачей. В турбинах газ расширяется, и его давление уменьшается до атмосферного. Так в турбине идет непрерывный процесс преобразования внутренней энергии газа в механическую работу. Основной показатель: КПД компрессора ηk=0,72.

- силовой турбины ηт=0,85;

- мощность двигателя до 1000кВт;

- стоимость в 1,5-2 раза больше чем дизеля;

- затраты на компенсацию ремонта равны 20-30% от стоимости двигателя (дизеля=70-80%);

- затраты на ТО и текущий ремонт на 50% меньше чем дизеля.

Возможно использование на любых видах ав-лей.

 

Техническая характеристика автомобиля.

 

ТХ автомобиля дается заводом-изготовителем:

- колесная формула;

- номинальная грузоподъемность;

- общая масса с распределением по осям;

- размер: длины, ширины и высоты;

- колея передних и задних колес;

- наименьший радиус поворота (по наружному переднему колесу);

- наибольшая скорость с полной нагрузкой по прямой;

- полный расход топлива на 100км пути при полной загрузке и при определенной υ движения;

- другие характеристики (данные двигателя и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.