Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как система. Структурная композиция общества




Карл Маркс

Дюркгейм

Зиммель

Взгляд на общество как на совокупность людей, взаимодействующих друг с другом.

Общество – комплекс обобществленных индивидов, сумма тех форм отношений, в силу которых из индивидов возникают общества.

Данный подход утвердился в 20-ом веке, особенно в англоязычной социологии. Подход характеризуется тем, что общество понимается как процесс, порождаемый взаимодействием индивидов. Такой подход называется социологически номинализмом. В рамах подхода можно отметить современные теории: теория сетевого общества, теория атомистического общества.

Общество рассматривается как надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях.

Общество – сумма связей и отношений, исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе их совместной деятельности.

У Дюркгейма заложены функциональные теории общества, которые были развиты Парсонсом (структурный функционализм), Мертоном, Луманом.

По мере развития человеческой цивилизации, происходит усложнение связей и отношений между людьми, народами, нациями. Общество начинает выступать за территориальные границы и становится всеобъемлющей, всеохватывающей социальной системой. В результате формируется понятие общества как коммуникации.

Разнообразие ракурсов рассмотрения общества делает невыполнимой задачу выработки единого определения. Тем не менее, во всех определениях можно увидеть общее, то, что общество - исторически сложившийся тип социальной организации, то есть особая организационная форма социальности.

Более конкретно можно определить общество следующим образом (Р.Кёниг):

· общество - конкретный тип образа жизни;

· образованные народами конкретные социальные единства;

· основанные на договорах экономические и идейные объединения;

· целостной общество, то есть совокупность индивидов и групп;

· исторически конкретный тип общества;

· социальная реальность как взаимодействие индивидов и основанные на этом социальные структуры и социальные процессы.

Понятие «общество» следует отличать от понятий «государство», «страна», «культура», «личность».

 

Наиболее распространенным в социологии и других социально-гуманитарных дисциплинах является рассмотрение общества как системы (есть и другие подходы: общество как культура, как дискурс и т.д.)

Под системой понимается некая упорядоченная, внутренне дифференцированная целостность.

В рамках системного подхода существует несколько принципов, определяющих устойчивое функционирование общества:

1. Социальный порядок: взаимодействие людей образует комплексы стандартизированных действий, которые соотносятся с социальным статусом, а не с индивидуальными чертами людей. Повторяющиеся связи и взаимодействия превращают совместную жизнь людей в социальный порядок.

2. Дифференциация: в социальном порядке выделяют структурные элементы как специализированные комплексы взаимодействия, в которые индивиды вступают в определенном месте и времени. В результате выделяют важнейшие сферы жизнедеятельности – экономика, политика, религия, образование, семья.

3. Устойчивость: социальный порядок функционирует и изменяется по некоей общественной логике, независимо от желания отдельных индивидов.

Три черты – принципы системности, которые используются социологами при анализе общества с точки зрения системного подхода.

К основным понятиям системного подхода относятся 4 группы:

1. элементы, функции, структура.

2. система и окружающая среда.

3. подсистемы, обмен внутри системы и с окружающей средой.

4. адаптация, саморегуляция, равновесие.

Адаптация, саморегуляция и равновесие – необходимые условия самосохранения и воспроизводства социальной системы. В зависимости от того, как объединяются эти условия сохранения целостности, определяется роль ее отдельных функциональных элементов. В социологии выделяют разные модели общества как системы. Выделяют важные подсистемы общества, которые играют определяющую роль функционирования и развития общества (Маркс: экономическая подсистема, базис; Арон: политическая подсистема).

В настоящее время ученые воздерживаются от однозначных оценок главенствующей роли той или иной подсистемы, объясняя системную целостность общества с позиции функционализма.

Среди классических подходов можно отметить представление Парсонса, который считает, что общество – это система норм, регулирующих человеческие действия. Социальное действие – основа рассмотрения системы общества.

Парсонс понимает социальную систему общества как открытую систему, то есть систему, постоянно взаимодействующую с внешним окружением. Поэтому принципы устойчивости такой системы нельзя сформулировать только на основе изучения внутрисистемных процессов.

В качестве основных составляющих внешней среды, Парсонс выделяет следующие:

1. человек как физиологическое существо (поведенческий организм), кА система личности.

2. природа, а также совокупность реальных, материальных объектов, созданных человеком.

3. социальные системы, неконтролируемые данным обществом.

4. ценности, социокультурные образцы поведения, выработанные в ходе взаимодействия народов, принадлежащим к разным обществам, но имеющих общую историческую судьбу.

Парсонс выделяет в обществе как системе 4 основные подсистемы:

1. Экономическая. Выполняет функции адаптации, мобилизации внутренних ресурсов системы для ответных действий по отношению к внешней среде.

2. Политическая. Выполняет функции целедостижения – принятие решений и управление деятельностью людей.

3. Социальная. Выполняет функции интеграции – интегрирует новообразования, неизбежно возникающие в обществе, подчиняет их своей логике.

4. Культурная. Выполняет функции поддержания образца, латентности, позволяет не утрачивать специфические черты, культуру того или иного общества.

В данной концепции Парсонс выделяет в качестве необходимых элементов устойчивого развития системы общества – механизмы специализации и механизмы социального контроля.

Мертон подверг критике некоторые аспекты теории Парсонса. Считал, что:

· та или иная структура (подсистема) может выполнить не одну, а несколько функций;

· одни и те же структуры в разных системах могут выполнять разные функции;

· различные структуры в различных системах могут выполнять схожие функции.

Н.Луман рассматривает в качестве главного элементы системы коммуникацию, а не социальные действия (как у Парсонса). Луман является создателем коммуникационной модели общества. Его теория базируется на понятиях: самореференция (способность системы отличать себя от окружающей среды), аутопойэсис (возможность системы воспроизводить элементы и отношения внутри).

Системное представление общества характеризуется различием подходов, но в целом их объединяет то, что авторы пытаются рассматривать общество через его элементы, а также сквозь призму значимости этих элементов для устойчивого функционирования и развития общества как системы.

Графическая модель общества как системы, которая состоит из 3 уровней (по Эфендиеву):

III культура, политическая власть

 

Социальные группы
Социальные организации
Социальные институты
II

 

 


I

I.статусно - ролевой уровень.

II. институциональный.

III.социетальный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.