Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и технологии обучения

Структура методики преподавания

Методика преподавания социологии в вузе - частная методологическая дисциплина, раскрывающая специфику социологического знания в контексте приемов форм и методов обучения в вузе.

В качестве теоритической основы методики преподавания выступают законы и категории философии, принципы дидактики, и психологии, а также гуманитарных наук в вузе.

2.Особенности дидактики как теории обучения,

Дидактика в вузе должна учитывать следующие обстоятельства:

1. Общие дидактические принципы должны концентрироваться в зависимости от специальности и направления обучения.

2. Выпускники вуза – это научный работник, будущий педагог, служащий или потенциальный руководитель – это стороны подготовки должны быть реализованы.

3. Вузовская дидактика должна решать задачи подготовки специалистов с учетом быстрого устаревания знаний в современном обществе.

Специалисты должны обладать такими качествами, которые позволят ему «вписываться» в быстро меняющийся мир.

Выпускник вуза -универсальный, профессионально-мобильный, творческий, психологически методологически подготовленный к обновлению навыков и знаний субъект адекватно оценивающий свои и чужие достижения.

Новые теории обучения в конце 20-21 столетий:

v Теория проективного образования (Шивин Г.Л.)

v Теория контекстного обучения (Вербицкий А.А.)

v Компетентный подход, направленный на формирование социальных, коммуникативных, профессиональных и других качеств личности обучающегося, которые позволят наиболее полно реализовать себя в современном мире.

Вузовская дидактика занимается изучением деятельности преподавателей и студентов во взаимосвязи и анализирует включенные в эту деятельность компоненты:

1. Принципы обучения

2. Содержание обучения

3. Методы и формы его реализации

Дидактика, как отрасль педагогической науки направлена на обеспечение научного подхода к содержанию обучения соответствующего современного взаимодействия педагога и студента

S S S O

Преподаватель- студент(компетентный подход) преподаватель - студент(раньше)

В вузовской дидактике основными вопросами являются

1. чему учить?

2. как учить?

«Чему учить?»: ответ на этот вопрос предполагает принципы отбора содержания:

· целостность

· генерализация (объедение учебного материала вокруг ведущих идей, фундаментальных теорий, законов)

· гуманизация (выявление роли человеческого фактора в изучаемой области)

· экологизация (воспитание бережного отношения к окружающей среде)

«Как учить?». Здесь мы должны рассмотреть общие методы, сложившиеся в высшей школе.

Группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности студента(формы, технологии обучения)

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (рейтинговая оценка; активные, интерактивные методы –групповые дискуссии(на старших курсах))

3. Методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательную деятельность студента.

В настоящее время в вузовской дидактике наметились 2 основные тенденции:

1. Сокращение обязательно изучаемого материала и увеличение возможностей выбора студентами курсов по интересам;

2. Увеличение доли самостоятельной работы в объеме часов, предусмотренных учебными планами для подготовки специалистов и бакалавров.

Традиционные формы обучения в вузе:

ü Лекции

ü Семинары

ü Практические и лабораторные занятия учебные консультации

ü Различные виды практик

ü Написание курсовых, дипломных работ и т.д.

Процесс обучения в вузе и его результативность определяется принципами дидактики:

1. Научность

2. Системность и последовательность

3. Сознательность и активность

4. Доступность и усваевание знаний

5. Прочность знаний

6. Связи теории с практикой

7. Наглядность

8. Учет индивидуальных различий учащихся

Принцип НАУЧНОСТИ – самый главный принцип в социологии, т.к. в процессе обучения даются не просто знания, а именно научные.

Нет единствавзглядов по поводу как объяснять Любое социальное явление, процесс необходимо рассматривать с т.зр. разных подходов. Научный принцип в социологии можно трактовать следующим образом:

1. Интегративный подход ко всем теоретико-социологическим знаниям.

2. Полное и адекватное изложение всех аспектов анализируемой теории(рассматривается теория выделения не только положительных, но и недостатков теории)

3. В рамках прикладного исследования, социолог должен быть абсолютно свободным от предвзятых идей, идеологий. Он должен максимально стремиться к объективному описанию явлений и процессов.

Принцип научности претерпел серьезные изменения в отечественной высшей школе.

Основной задачей современной вузовской дидактики является развитие творческих способностей, в ходе обучения социологии и других наук.

Черты, характеризующие творческие способности личности:

1. Самостоятельность мышления.

2. Способность оперативно осмысливать и добывать новые знания.

3. Изобретать новые приемы исследования или новую продукцию для других специальностей.

4. Продуктивно анализировать вновь возникшие ситуации.

5. Критически оценивать результаты своей и чужой работы.

6. Кооперировать свои сведения с усилиями своих коллег.

7. Широкий кругозор во всех смежных со своей деятельностью областях.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности формирования и характеристика российских социальных движений (самостоятельно разобрать) | Бесполая стадия развития малярийного плазмодия проходит в организме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.