Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (Н. Гусовский, С. Будный)




В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому. Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др. Педагогические идеи.не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;

в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке; важным считал патриотическое воспитание на первое место ставил метод упражнений первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).

Симон Будный (ок. 1530- 1593) (1993г.был объявлен ЮНЕСКО годом Симона Будного). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Выходец из дворянской семьи, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и др. белорусских городах. Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции-гуманистов различных направлений. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.

Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги. Педагогические идеи С. Будного. выступал против иезуитских методов воспитания и обучения; основой воспитания считал труд; считал Библию средством просвещения народа; боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа; как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.

Учение Будного о воспитании легло в основу национальной педагогической мысли. Огромна его роль в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии на Беларуси науки и просвещения. Многие его сочинения были сожжены иезуитами, а его осудили как еретика. В наше время известны 24 работы С. Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже, из греческого - голос учения.) "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).

 

 

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

• демократизация образования;

• книга как средство просвещения;

• опора на родной язык;

• значение трудового воспитания;

• воспитание чувства собственного достоинства;

• формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;

• ориентация на практические действия.

Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

 

Педагогическая деятельность и педагогические мысли М.Ломоносова. Открытие Московского университета.

МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),

первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт,

философ, художник, историк, просветитель

Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история.

Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.

Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета.

Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Был сторонником принципа природосообразности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.

Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.

Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.

Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.

Стремился к распространению «высоких наук» в Российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Разработал педагогические условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.

Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).

Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.