Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ассамблеи




Ассамблеи как собрание представителей от народа – не менее древний институт, чем институт суда или главы ИВ. Они существовали во многих обществах уже с античности (афинское народное собрание, римский сенат и комиции). Во многих странах современные ассамблеи имеют преемственность с теми, что возникли в глубокой древности. Так, исландский альтинг был создан ещё в 930 году, а английский парламент – в 1295 году. В настоящее время около 80% государств-членов ООН имеют подобные органы, т.е. они повсеместны и являются обязательным атрибутом здоровой и развитой политической системы.

Главная функция ассамблеи – легитимация политического режима. Вторая по важности - принятие или отклонение определенного политического курса и важнейших политических правил, контроль правительства в делах бюджета. В некоторых системах она отвечает за назначение членов правительства (Швеция, Дания, Норвегия), в некоторых – имеет функции аппеляционного суда (ВК, палата лордов в уголовных делах).

Однако сила ассамблей в разных системах разная. Так, если в США Конгресс играет активную роль в формулировании политического курса и его принятии, то в Китае Всекитайское собрание народных представителей редко собирается и в основном только заслушивает выступления партийных лидеров и легитимирует решения, принятые в других местах. Посередине находится ВК, где и обычные депутаты могут выступать с инициативами, но чаще законопроекты формулируются внутри кабинета, а уже потом поступают на рассмотрение парламента. В основном, ассамблеи представляют из себя совещательные форумы, вводящие законы в действие и вносящие в них поправки.

Однако зачастую реальная сила ассамблей не соответствует мнению о нем в обществе. Так, итальянский парламент, по объему полномочий самый сильный в Европе, ниже всего котируется в глазах общественного мнения. То же самое касается парламента Нидерландов. Британский парламент – на третьем месте с конца – стоит на первом месте по мнению о нем общества. То же самое касается ирландского парламента. По Германии и Франции результаты совпадают. Возможно, мнение о роли парламента в обществе основываются не на его реальной значимости, а на общем уважении. Так, частые парламентские кризисы в Италии раздражают общество, но при этом повышают его роль во влиянии на состав правительства.

Кроме законодательной, во многих странах ассамблеи играют рекрутирующую функцию (правительства) (в парламентских странах). А также агрегации и артикуляции общественных интересов. Информирования общества (функция социализации). Так, например, британский парламент играет небольшую роль в формулировании политического курса, который обычно формулируется кабинетом, но зато играет ключевую роль в подготовке политической элиты и политической социализации. А Конгресс США, наоборот, играет ключевую роль в выработке политического курса через активную работу комитетов и принятие бюджета, но не может формировать состав правительства и аппарат чиновников. А ВСНП Китая вообще может претендовать только на функцию социализации.

По структуре ассамблеи могут быть однопалатными (монокамерализм) и двухпалатными (бикамерализм).

Двухпалатные парламенты формировались исторически из двух источников. Либо из сословного деления общества, когда за каждым сословием закреплялась своя палата. Так, верхняя палата ВК принадлежит лордам. Во Франции их было три – духовных лиц, светской знати и третьего сословия. В Швеции до 1866 года даже 4 – там была отдельная палата для крестьян. В странах этого типа вторая палата необходима не для территориального представительства, а для контроля за решениями первой (Франция). Либо из федеративного устройства государства, когда одна из палат складывается из представителей земель. В США функции второй палаты сочетают и то, и другое. С одной стороны, это равное представительство всех 50 штатов, с другой стороны, это сдерживание Палаты представителей и президента. Так, Сенат должен утверждать договоры, заключенные президентом, назначения на государственные должности, подтверждать объявление войны, а также законопроекты, принятые Палатой представителей, она инициирует все меры связанные с налогообложением и ассигнованием. В США обе палаты примерно равны по объему полномочий. Но в большинстве бикамеральных стран верхняя палата слабее нижней и её функции сводятся только к контролю (Франция) и территориальному представительству (Россия). А в парламентских системах это дополняется тем, что правительство формируется только из нижней палаты и потому ответственно только перед нею, а потому она становится сильнее.

Ещё парламенты различаются по внутренней организации. В одних системах, как в США, огромную роль играют комитеты. А в других – деление по партиям. В последних системах роль комитетов невелика. Депутаты голосуют так, как им велит партия (ВК). Это связано с тем, что в парламентских системах отклонение от партийной линии чревато падением правительства, что может повлечь за собой новые выборы. В президентских системах правительство не зависит от поддержки парламента, а потому голосовать можно как угодно. Партийное голосование проявляется при решении процедурных вопросов (кому достанется пост спикера, председателя комитета и т.д.). Кроме того, в США комитеты стабильны и соответствуют делению департаментов правительства (т.е. узкоспециализированы), что позволяет привлекать экспертов, в ВК они создаются лишь для конкретного вопроса, а потому не способствуют аккумулированию экспертного знания в какой-либо области.

Ещё парламенты делятся по их отношению к ИВ. Доминирующие парламенты (IV Республика во Франции 1944-1956, Италия). Здесь полномочия парламента очень широки для воздействия на состав правительства. Он в любой момент может вотумом недоверия сместить правительство, сформировать новый его состав, но при этом сам никак не пострадает. В результате такие системы преследуют частые правительственные кризисы. Так, за 12 лет существования IV республики во Франции сменилось 25 кабинетов, многие из которых работали всего несколько недель, так как и коммунисты, и голлисты стремились свергнуть этот конституционный режим и были недовольны никаким правительством. Причем часто это диктовалось узкокорыстными партийными интересами. В Италии с 1945 по 2000 год сменилось более 50 правительств. Такая система существует в условиях парламентаризма при крайнем партийном плюрализме. Другой тип – автономные парламенты. Это американский Конгресс и шведский риксдаг. Такие парламенты контролируют законодательный процесс, но у них нет полномочий для свержения правительств. С другой стороны, и парламент нельзя распустить. А наличие в нем профессиональных комитетов и отсутствие жесткой партийной дисциплины позволяет ему играть автономную роль в политической игре, не всегда соглашаясь со «своим» по партии президентом. В США такая система связана с ролью сильного президента, а в Скандинавии – с корпоративизмом (сложившейся системой межгрупповых консультаций). Далее – ограниченно автономные парламенты. Здесь парламенты являются ареной борьбы правительства и оппозиции. В ВК правительство представлено партией большинства. Здесь члены партии большинства голосуют всегда за курс правительства. Отклонение от него может стоить политической карьеры. Поэтому все итоги голосования в парламенте предрешены. Такой парламент не правит. Его задача – досаждать ИВ запросами, обсуждать какие-нибудь политические темы и критиковать. Правительственный же кризис возможен только тогда, когда взбунтуется правящая партия, но это бывает раз в несколько десятилетий. Далее – подчиненные парламенты. Наиболее яркими примерами является Национальное собрание Франции V республики и парламент Кении. Здесь ИВ явно преобладает над парламентом. В Кении вообще критиковать правительство – рискованное дело. Во Франции это связано с параличом власти в IV республике и сейчас парламент Франции является самым слабым среди развитых демократических государств. Однако и в такой системе могут быть возможности для автономии. Когда во Франции социалистический президент Ф. Миттеран сосущестовал с правым парламентом и партийный контроль над ним отсутствовал. Далее – полностью подчиненные парламенты. Он характерен для авторитарных режимов. Так, за всю историю Верховного Совета СССР до 1989 года не было ни одного случая, когда кто-либо из его депутатов проголосовал «против». Такие парламенты редко собираются, их сессии недолговременны, в основном сводятся к одобрению уже принятых правительством решений. Они нужны для легитимации режима и санкции его мероприятий.

Парламенты – это сложные органзиации, с одной стороны, являющиеся ареной борьбы политических сил, а, с другой стороны, рабочими коллегиями, выполняющих ряд организационно-технических задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.