Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Проявление психических состояний. Методы регуляции психических состояний




Проявление психических состояний. Методы диагностики. Синдром опустошенности. Синдром эмоционального выгорания. Синдром монотонии.

Способы регуляции психических состояний. Библиотерапия. Музыкотерапия. Арт-терапия. Мышечная релаксация. Аутогенная тренировка.

Основные термины и понятия: опустошенность, синдром эмоционального выгорания, монотония, библиотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, релаксация, аутогенная тренировка.

Зачастую мы можем рассмотреть проявление различных психических состояний в деятельности человека. Частично в профессиональной деятельности. Так, например, работа часто не совпадает с нашими ожиданиями, т.е. реальность не совпадает с ожиданиями. Зачастую, человек ожидает от новой работы: что работа будет трудной, но интересной и приносящей удовольствие, для новой работы придется приложить все полученные знания и умения, а также приложить все свои способности и интеллект для принятия решений и внедрения новых идей. Однако в реальности часто происходит следующее: работа рутина или скучна, часто приходится делать так как принято в данном учреждении и поэтому не приходится применять все знания и умения, а принятие решений и внедрение новых идей – прерогатива высшего руководства.

Когда человек сталкивается с такой проблемой, возникает стресс «завышенных ожиданий», который приводит к угасанию энтузиазма, цинизму, полному разочарованию в работе и опустошенности, что в свою очередь, может провоцировать такие заболевания как язва желудка, гипертония, ишемическая болезнь сердца.

Термин опустошение в наши дни употребляется часто, как только речь заходит о трудовых стрессах, потому что они стали основной проблемой многих профессиональных и непрофессиональных занятий. Таким образом, опустошение – это постепенный процесс, при котором некогда продуктивный и ответственный работник совершенно теряет интерес к работе. Жертвы опустошения часто испытывают моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляются от коллег. Опустошение это не стресс, скорее, это прямой результат долговременного воздействия условий работы. Особенно подвержены опустошению те, кто по долгу работы ежедневно имеет дело с людьми.

Четыре стадии синдрома опустошения.

1. Завышенные ожидания и идеализм. Признаками являются: восторженное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая активность, образованность, позитивная конструктивная позиция, хорошая перспектива.

2. Пессимизм и раннее разочарование в работе. Признаками являются: физическая и моральная усталость, отчаяние, разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.

3. Самоотстранение и изоляция. Признаки: уклонение от контактов, гнев и враждебность, сильный негативизм, депрессия и другие эмоциональные нарушения, неспособность думать или концентрировать внимание, сильная физическая и моральная усталость, множество признаков стресса.

4. Необратимая отчужденность и утрата интереса. Признаки: очень низкая самооценка, устойчивое негативное отношение к работе, законченный цинизм, неспособность к общению, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.

В литературе часто описывается синдром «эмоционального выгорания», который также часто возникает у лиц работающих с людьми. Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь «здравым смыслом», резкое снижение уровня квалификации профессионалов и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов.

Термин «эмоциональное выгорания» введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психических состояний здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. К 1982 году в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательным и эпизодический характер.

Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно: сотрудники медицинских учреждений, различных общественных благотворительных организаций.

В 1982 году Р.Шваб расширяет эту группу профессионального риска: учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней.

В 1981 году С.Маслач детализирует проявление данного синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства. Е.Махер в 1983 году в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»:

- усталость, утомление, истощение

- психосоматические недомогания

- бессонница

- негативное отношение к клиентам

- негативное отношение к самой работе

- скудность репертуара рабочих действий

- злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками

- отсутствие аппетита или переедание

- негативная «Я-концепция»

- агрессивные чувства: раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев

- упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности

- переживание чувства вины.

Х.Кюйнарпуу называет последние три симптома «разрушающими», а остальные – их следствиями.

Экспериментальными данными были выявлены следующие факторы.

- У женщин в большей степени развивается истощение, чем у мужчин.

- Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку ассоциируется с развитием «сгорания».

- Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, в соперничестве, не сдержанно, любой ценой. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь.

- Данное явление наблюдается в тех ситуациях, когда совместные действия в большей мере не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как продукт труда зависит от слаженности действий.

- «Сгорание» связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемая должным образом, имеющая трудноизмеримое содержание, требующая исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы, неопределенность или недостаток ответственности.

Большой проблемой в профессиональном труде играет проблема монотонии. Монотония снижает уровень работоспособности и препятствует дальнейшему росту производительности труда.

Субъективно состояние монотонии переживается как чувство апатии, скуки, вялости, сонливости. Из психических проявлений состояния монотонии отмечается притупление остроты восприятия, уменьшение бдительности, переоценка временных интервалов. Из психофизиологических сдвигов отмечается снижение мышечного тонуса, снижение возбудимости и лабильности анализаторов, снижение активности симпатической нервной системы и усиление активности парасимпатической нервной системы.

Состояние монотонии сопровождается периодическими колебаниями качества работы. Это дает основание ряду авторов выделять волнообразный характер «кривой работы» как существенный признак развивающегося состояния монотонии.

Из всего многообразия монотонии можно выделить некоторые общие особенности динамики монотонии. Наиболее продолжительными по времени являются стадии апатии и скуки, которые могут сохраняться до конца рабочего дня. Сонливость проявляется в основном в середине первой и второй половины рабочей смены и сохраняется непродолжительное время. Через определенные периоды состояние сонливости повторяется. Отвращение появляется ближе к окончанию первой и второй половины рабочего дня на фоне состояний апатии, скуки, сонливости или же на фоне утомления. В эти моменты некоторые становятся агрессивными, другие замкнутыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.