Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная и духовная культуры, их взаимосвязь




С появлением человека в ходе развития жизни на Земле образовавшееся у животных и отличившее их от растений расслоение физическое/психическое оказалось удвоенным новой дихотомией материальное/духовное. Значение этого фактора в человеческой жизни было таким мощным, что уже было осознано первобытным человеком в анимистических представлениях о «духах», населяющих мир и определяющих судьбы человека. Отсюда произрастает религиозно-мистическое сознание, в котором духовность самого человека была отделена от него и обожествлена им как отчужденных дух, сотворивший его, управляющий им при жизни и приобщающий к себе после смерти. Тысячелетиями отслаивалось духовное производство от материального, а в последствии стало широко распространено расчленение культуры на материальную и духовную. Правда, деление это не раз вызывало возражение философов, основанные на утверждении неразрывности материального и духовного во всех действиях человека. Качественные различия материальной и духовной культуры не в том, что материальное вещественно, а духовное эфемерно, что одно обладает физической массой, а другое лишено пространственных признаков. Суть в том, что материальность есть способ самостоятельного существования и функция как природных, так и рукотворных предметов, отделенных от своих создателей. Тот или иной способ материализации духа – физическо-телесный, вещественно-технический и социально-организационный – нужен, чтобы духовность сохранилась, выйдя за пределы породившей его психики человека, дабы стать всеобщим достоянием человечества.

Первая сфера материальной деятельности – именно обычная физическая культура. Она охватывает спортивные, медицинские и игровые воздействия на человеческое тело, которые изменили его естественные, природные параметры, придав ему новые, искусственные. По сути никто из нас не знает, каково его подлинное, натуральное физическое бытие, ибо с раннего детства его исходные данные подвержены трансформации (труд, игры, занятия спортом). То же можно сказать и о домашних животных, тела которых отличаются от диких.

Вторая сфера материальной культуры – техническая деятельность, направленная на создание вещей «второй природы», преобразование экологической ниши, которую человечество выгородило себе в природе. Предметами материальной культуры стали орудия труда, машины, бытовая утварь, оружие, медицинские инструменты т.д. Материальная вещь стала носителем духовного смысла, ибо ее форма, не изображая человека, создает образ человека определенной эпохи, культуры, национальной принадлежности, социального состояния, душевного склада. Например, образы высокой гражданственности или гедонистического мировосприятия в зданиях стиля классицизма или рококо. По выражению Виктора Гюго, архитектура стала каменной книгой, по которой читаем историю человечества.

Третья область материальной культуры – социально-организационная деятельность людей, создающих учреждения, институты, предприятия. Их самостоятельное существование позволяет даже властвовать над создавшими их людьми, превращая их в исполнителей, рабов, что нашло яркое выражение в произведениях Гоголя, Кафки. Эти социальные организации опредмечивают экономические, правовые, нравственные отношения, научную, просветительную, художественную, спортивную деятельность – все сферы жизни цивилизованного общества, все области культуры.

Тремя формами духовной предметности являются знание, ценности, проект.

Выработка знание, обладание знаниями, хранение и переработка знаний – одно из великих изобретений культуры, отсутствующее у животных. Уровень культуры каждого человека и всего человечества на каждой ступени онтогенеза и филогенеза определяются в значительной степени характерными для него объемом и глубиной знания. На протяжении всей истории культуры обыденное сознание включает вместе со знаниями и ценностные ориентации, определяющие выбор цели человеческих действий и отношение к самому знанию, истине: знание может представлять высшую ценность для субъекта, социальной группы, типа культуры или не иметь таковой. Достаточно сравнить религиозную и атеистическую культуры, значение знания в кругах учены и политиков. Само ценностное сознание становится предметом познания далеко не всегда и не в полной мере: для этого нужны высокий уровень рефлексивности, способность и потребность самоанализа, а эта способность, как и связанные с ней самооценка и самообщение, доступны не каждому человека, да и в истории человечества сформировались сравнительно поздно. Об этом говорит и позднее появление в истории философии аксиологии, которая осознала и теоретически исследовала качественное отличие ценностного отношения от познавательного. Важно иметь ввиду, что ценностные ориентации обыденного сознания, как и его познавательный потенциал имеют два вектора – на оценку объекта внешнего мира и других людей и на оценку человеком самого себя как субъекта. Способность оценивать мир объектов формируется и реализуется в практической связи с ними человека, что касается оценки других людей и себя, то они складываются в непосредственном общении человека с человеком и с «искусственными людьми» – образами искусства. Ценности – это не предметы или вещи, пусть даже духовного содержания, Ценности – это вещи и явления нашего бытия, которые несут для нас определенный смысл, значимость для нашей жизни. Когда мы выбираем ту или иную вещь, отдавая предпочтение добротной или дешевой вещи, книге или одежде, путешествиям или недвижимости, мы совершаем ценностный выбор, а не просто ориентируемся в мире вещей.

Необходимость в прообразах, творимых человеком предметов, сказалась на первых же шагах истории человечества, выходившего за пределы биологических форм жизнедеятельности. Она обусловила структуру практического сознания, в котором формировались не только знания и ценности, но и «модели потребностного будущего», ибо каждое действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно, а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего его проекта – от изготовления рубила до построения охотничьего загона, жилья, святилища. Проект и способ достижения цели, превращаясь из естественного, биологического, в искусственный, культурный, формировали мастерство индивида. В обыденном сознании создание целевых прообразов и деятельных программ, остаются и будут оставаться необходимыми человеку, постольку, поскольку его действия не инстинктивны, автоматичны, но осознанно целенаправленны и свободно регулируемы. Диалектика рациональности и спонтанности, планового и творческого обновления проекта – закон нормальной человеческой деятельности, отличающей ее от автоматизма, инстинктивного поведения животных и работы машины, а, с другой стороны, от поведения личности с нарушенной психикой, утратившей способность рационального, планово-проектного опосредования своей деятельности.

 


Раздел II. Социальные общности, институты и процессы

Тема 2.1. Социальная стратификация и социальные институты

Понятие социальной структуры общества. Социальная стратификация и социальная мобильность. Концепции социальной стратификации. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации. Социальная структура современного белорусского общества. Понятие социальных групп, их виды и особенности. Социальная общность как элемент социальной структуры Виды социальных общностей. Понятие «социальный институт». Социальные институты, их типы и функции. Институт как элемент социальной системы общества. Структура социальных институтов и их типология. Социальные организации, их классификация Специфика функционирования социальных институтов в Республике Беларусь.

 

В процессе социального взаимодействия индивиды объединяются в определенные социальные группы, общности, которые образуют исходные компоненты социальной структуры, своеобразные «социальные кирпичики», составляющие в своих различных конфигурациях живую ткань общественного организма.

Социальная структура многогранна и многокомпонента, ее элементами являются социальные группы.

Характерными особенностями группы являются:

1. определенный способ взаимодействия между ее членами (общие цели, интересы, всегда жил в стаде);

2. осознание членства, чувство принадлежности к данной группе (остракизм, изгои);

3. осознание единства – группа воспринимается как целостностью

Различают первичные и вторичные группы.

Первичные – семья, соседство и общинные группы старших.

Вторичные группы, образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обусловлены стремлением достижению определенных целей, в группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции. У людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаются эмоциональные личностные связи, характерные для друзей и членов семьи (служебные романы, романы сетевые до 40% разводов в США).

Малые группы – это относительно небольшое число индивидов, взаимодействующих между собой, делятся на формальные и неформальные. В формальных четко определены позиции их членов (семья) в неформальных нет (группа подростков).

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размером и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и в систему соответствующих отношений и взаимодействий.

Референтная группа – к которой не принадлежим, но с которой себя соотносим. (Тибет, мода).

Не менее существенным является разделение людей по социальным слоям (стратам). Универсальным отличительным признаком общества и его структуры является социальное неравенство людей.

Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д., называется социальной стратификацией.

Социальная стратификация обладает следующими отличительными признаками:

1. в процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы. Т.е. высшие и низшие слои, классы, страты общества. (с 19 в. мода стерла внешние проявления)

2. социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т.п.) и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, богатые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не участвующие во властных структурах и т.п.).

3. социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев стремлении при возможности переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия, конфликты, потрясения.

В процессе жизни социальные страты находятся в процессе изменений и развития. (примеры с аристократическим трудом)

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое.

По пространственным характеристикам стратификация подразделяется на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же стратификационном уровне. (из вуза в вуз, с предприятия на предприятие)

Вертикальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. (девушка в поисках на Матхеттене)

По скорости протекания стратификационных перемещения они подразделяются на медленные и быстрые. Например, один выпускник вуза в течение многих лет работает на одном рабочем месте и занимает один и тот же социальный статус, а другой каждые 3-4 года передвигается на более высокую должность.

 

По мнению П.А. Сорокина, между стратами нет непроходимых границ, но между восхождением и нисхождением существует некая ассиметрия. Восхождение по социальной лестнице является добровольным, как правило, и осуществляется часто не свободно, а с преодолением некоторых барьеров или выполнением определенных условий, которые высший слой выставляет социальным объектам, осуществляющим данный переход. Нисхождение обычно принудительное.

Социальная мобильность измеряется показателями:

- дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам);

- объем мобильности (число объектов, которые переместились

по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный

период времени).

Степень социальной мобильности является показателем уровня развития общества, чем выше этот уровень, тем больше социальных ступеней и позиций представляет общество социальным объектам для их перемещений.

Для современных индустриальных стран характерен высокий уровень социальной мобильности и построение новых

стратификационных концепций.

 

По плотности стратификационные изменения делятся на единичные и групповые. В первом случае из одного слоя в другой перемещаются единицы – отдельный инженер, учитель, врач, а в другом целая социальная группа. Например, после революции 17 г. низвержение огромных слоев, падение статусов (отражение в языке – женщина).

Распределение населения Беларуси по различным группам, различающимся имущественным положением выглядит следующим образом:

1. богатые люди, составляющие примерно 1,5% от общего количества населения;

2. состоятельные, могущие позволить многие дорогостоящие покупки, совершать путешествия, отдыхать в дорогих санаториях и т.п. (5-6%);

3. обеспеченные (8-9%) ощущают ограничения при приобретении дорогостоящих вещей типа автомашины или компьютера, посещении ресторанов, осуществлении зарубежных путешествий и т.п.;

4. среднеобеспеченные (около 14%) характеризуются тем, что у них начинают появляться свободные деньги и в соответствии с приоритетами они тратят деньги по выбору: либо отдых, либо бытовая техника, либо хорошее питание и т.п.;

5. малообеспеченные (примерно 17%) не могут купить бытовую и иную дорогостоящую технику или позволить себе приобрести деликатесы. Испытывают затруднения при покупке одежды, посещении театров и т.п.;

6. бедные (примерно 46%) только изредка могут себе позволить покупать мясо, фрукты, одежду, они не в состоянии оплачивать учебу детей, посещать театры, кафе и т.п.;

7. нищие (7%) – находятся на грани выживания, не в состоянии покупать мясо, сладости, новую одежду для детей, тем более для себя, часто живут за счет подаяния, нередко посещают помойки.

Эта социоструктурная иерархия, отражающая имущественное расслоение населения, взаимодействует с иерархической структурой, построенной по социально-статусным критериям. Их ряд приобретает такой вид:

1. на вершине стратификационной пирамиды находится высший слой - новая элита (богатые предприниматели, высшие должностные лица в ранге министра и выше. Это фактически новая буржуазия и высшая государственная бюрократия;

2. высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телезвезды, крупные ученые, владельца частных больниц, стоматкабинетов и др.;

3. средний средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры;

4. низший средний слой – учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т.п.;

5. низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и т.п.;

6. паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители, вымогатели, участники бандформирований, колдуны, гадалки, проститутки и т.п.;

7. маргинальные слои – опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т.п.

Эти семь групп не всегда совпадают с имущественной структурой, что затрудняет анализ динамики социальной структуры современного постсоветского общества, делает непредсказуемыми возможные ее изменения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.