Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.3. Общественное мнение и социальный контроль




 

Понятие общественного мнения, его структура и функции. Объект и субъект общественного мнения. Социологические методы изучения общественного мнения. СМИ и их влияние на общественное мнение. Причины формирования и проявления общественного мнения. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля в обществе: нормы и санкции. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля.

Очень важное значение в социологии имеет дифференциа­ция социальных групп на малые и большие. Малая группа- это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаи­модействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т.п. К таким группам относятся, например, армейский взвод, театральная труппа, научно-исследовательская лабо­ратория, вузовская кафедра и т.п. Неформальные группы возника­ют и складываются стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений. К их числу относятся семья, группа друзей, компания сверстников. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. На­пример, в студенческой группе возникают более мелкие группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных общими инте­ресами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматиче­ской пользы.

Специфическим видом малой группы является референтная группа. Под этим термином понимается группа, в которую инди­виды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эта­лоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориен­тируются в своем поведении и в самооценках. Определенная часть старшеклассников или студентов, например, в своих поступках ориентируется не на советы педагогов, родителей и соучеников, а на поступки, оценки и взгляды людей из другого окружения (группы рокеров, богемы и т.п.) или на героев модных кинобоеви­ков, которым они стремятся подражать в поведении, жаргоне, жес­тах, одежде, прическах и т.п. Большое значение понятие рефе­рентной группы имеет при выяснении причин и мотивов откло­няющегося и противоправного поведения: почему подросток ори­ентирован не на нормы своей семьи или своего школьного класса, а на нормы другой группы, - например, воровской шайки? Таким образом, это понятие позволяет уточнить сложные социальные механизмы взаимосвязей индивида с группой, в том числе и таких взаимосвязей, которые исключаются из системы определяющего влияния на поведение личности господствующих в той или иной реальной группе (или в обществе в целом) норм и ценностей.

Большая группа представляет собой реальную, значитель­ную по размерам и сложно организованную общность людей, во­влеченную в общественную деятельность и систему соответст­вующих отношений и взаимодействий. Примерами таких групп могут выступать коллектив определенной школы, вуза, предпри­ятия. В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система кол­лективных оценок поведения своих членов и других больших и малых групп. Кроме того, термин «большая группа» применяется в социологии и социальной психологии для обозначения количественно не ограниченной статистической (условной) общности людей, выделяемой на основе определенных социально-эконо­мических, политических, профессиональных, этнических, куль­турных, религиозных или демографических признаков. Именно в этом смысле употребляются такие статистические многомерные понятия, как рабочие города Минска, спортсмены Беларуси, дети Чернобыля, женщины-участницы феминистского движения. Ин­дивиды и их группы, охватываемые такими понятиями, могут ре­ально не взаимодействовать друг с другом, но объединяются опре­деленными социальными признаками и имеют все основания при­менять к себе один из существенных маркеров (определителей) групповой идентификации - объединяющее их всех местоимение «мы».

Если в первобытном обществе или в эпоху феодализма каж­дый индивид мог одновременно входить в состав ограниченного количества социальных групп (семья, религиозная община, друзья, соседи), то в современном обществе люди обычно входят во мно­жество первичных и вторичных, малых и больших групп. Они мо­гут быть членами определенной семьи, входить в группы друзей, компании сверстников или соседей, той или иной социокультур­ной, религиозной, спортивной общности, политической партии, принадлежать к числу учителей, врачей или рабочих и т.д. и т.п. Каждый может сказать о себе и своей группе: это «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «моя религия», «моя партия», «моя футбольная команда» и т.п. В зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подразделяются на ингруппы и аутгруп-пы. Ингруппа — это такая социальная общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими таким образом, что расценивает членов данной группы как объединяющее их всех «мы» - «мы - белорусы», «мы - муж­чины», «мы - спортсмены», «мы - офицеры», «мы - Ивановы» и т.д. Все другие группы, к которым данный индивид не принадле­жит и не идентифицирует себя с ними, - другие семьи, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, про­фессиональные и т.п. группы - будут для него аутгруппами, кото­рые он обычно обозначает словами «не мы», «не наши», «чужие».

Проблемам отклоняющегося (девиантного) поведения уделяется большое внимание в различных науках. Кроме социологии и психологии, этой областью занимаются правоведы, антропологи, медики, историки и другие ученые.

Девиантное поведение -это поведение, которое отклоняется от норм поведения, принятых в данном обществе. Отклонение от нормы наблюдается как в отрицательную, так и в положительную сторону. Любое поведение индивида в обществе, которое не соответствует общепринятым нормам (писаным и неписаным), н одобряется обществом и вызывающее осуждение, называется девиантным (отклоняющимся).

Любое резкое отклонение в поведении личности или группы личностей от общепринятых норм, со стороны общества вызывает реакциюпротиводействия, препятствования, подавления, т.к. в крайних своих проявлениях такое поведение угрожает стабильности общества или отдельных его институтов.

Контроль девиации в обществе осуществляется с использованием определенных санкций, норм и правил, которые реализуются в рамах функции социального контроля.

Обычно в обществе контроль девиации асимметричен, положительное отклонение одобряется, отрицательное – осуждается.

Точной статистики девиантного поведения в обществе не существует, но большинство членов общества демонстрирует в течение своей жизни отдельные образцы отклоняющегося поведения.

Существуют индивидуальные и коллективные формы девиантности. Частые случаи и многообразныеформы девиантного поведения, которые демонстрирует личность, как правило, говорят о конфликте между личностью и обществом. К видам девиантного поведения можно отнести алкоголизм, наркоманию, расстройства психики, проституцию, преступность и др. Обычно, девиантность – это некая попытка личности уйти от проблем, неприятностей, неуверенности и страха. Иногда девиантность может свидетельствовать о стремлении личности к оригинальности, творчеству, попытке преодолеть стандартизованные, консервативные устои общества, общности или группы.

В широком смысле - девиантность охватывает все анормальные

поступки, в узком – девиантное поведение можно подразделять на

три формы:

- нарушение общественных правил,

- девиантное,

- делинквентное,

- криминальное поведение.

Девиантное поведение всегда относительно во времени и пространстве, поскольку нормы, традиции, обычаи меняются со временем и от общества к обществу. Делинквентность (нарушение норм права) всегда абсолютно. Как правило, девиантный поступок созревает в сознании человека постепенно, человек тем более склонен к образцам девиантного поведения, чем чаще он сталкивается с такими образцами и чем человек моложе, т.е. девиацию можно рассматривать как недостаточность и неудовлетворительность (пороки) процессов социализации. Нейл Смелзер (американский социолог) определяет девиантность как соответствие или несоответствие поступков личности социальным ожиданиям. Разные ученые предпринимали попытки найти причины и объяснить девиантное поведение.

Вконце 19 века ученый, врач Ч. Ломброзо сделал первую попытку связать наличие криминального поведения и определенных черт индивида; позже, в 20 веке, У. Шелдон, психолог и врач, акцентировал внимание на связи строения тела и девиантности. В ходе дальнейших исследований эти концепции не подтвердились и были в дальнейшем вытеснены новыми современными концепциями.

Социологическое объяснение девиации сводится к установлению связи между девиацией и влиянием социальных и культурных аспектов общественной жизни.

Впервые социологическое объяснение девиантного поведения предложил Э. Дюркгейм. В своих работах «О разделении общественного труда» и «Самоубийство: социологический этюд» он исследовал нормальное и дисфункциональное, анормальное состояние общества – аномию. Это такое состояние общества, когда рассогласуются его элементы, теряются базовые ценности, нарастает волна конфликтов, утрачиваются идеалы и нормы. Люди утрачивают интерес к жизни, усиливается неопределенность и дезориентация, активно проявляется девиантность в поведении.

Социальный опыт человека не соответствует нормам общества, усиливается дезориентация и дезорганизация в поведении личности. Р.Мертон утверждает, что истоки девиантности коренятся в несовпадении между целями культуры и социально одобряемыми методами их достижения. Создав некоторую типологию личностей, в соответствии с их отношением к целям и средствам их осуществления, Р.Мертон выделил следующие типы личностей: конформист, новатор, ритуалист, изолированный тип, мятежник. Осмысление девиантности в своих работах осуществляютМ.Вебер, Т.Парсонс, П.Сорокин, Р.Дарендорф и другие ученые. Понятие социального контроля в обществе включает некоторую совокупность норм, правил, ценностей, действий, санкций, применяемых для препятствования, предотвращения и устранения девиантности.

Поскольку большинство людей в процессе социализации сформировали приверженность социальным нормам и образцам поведения, можно сказать, что социальный контроль способствует социальному и личностному конформизму, используя систему санкций позитивного и негативного характера. Обычно выделяют формальные и неформальные методы социального контроля.

Т.Парсонс выделял 3 метода социального контроля: изоляцию, обособление и реабилитацию. Основными функциями социального контроля являются охранительная и стабилизационная. Типологизируя методы социального контроля, можно выделить мягкие и жесткие его формы, формальные и неформальные, прямые и косвенные, а также контроль общий и детальный.

Рассматривая современное общество и анализируя его дисфункциональные состояния, необходимо выделить тенденцию некоторого ослабления норм, особенно тех, которые регулируют нравственный аспект в поведении личности, а вместе с тем, в обществе образуются новые нормы и правила, влияющие на личность и общество в целом, изменяются формы и методы социального контроля.

Можно также отметить возникновение новых форм девиантного поведения и новых норм и ценностей, характерных для новых этапов развития общества. Общество становится более многогранным, терпимость и уважение становится новым состоянием общества.


Тема 2.4. Образование и семья в системе социальных институтов

 

Образование как социальный институт. Соотношение и взаимосвязь образования с общей социологией. Место социологии образования в структуре социологического знания. Объект, предмет, функции и методы исследования социологии образования. Теории современного образования. Роль образования в развитии личности. Особенности системы образования в Республике Беларусь Понятие и функции семьи. Тенденции развития современной семьи.

Социальный институт — это сравнительно высокооргани­зованная система социальных отношении и взаимодействий, от­нимающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов многообразием и динамично­стью их функций, наличием рационально установленных стан­дартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач.

В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формаль­ные и неформальные. Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объеди­нении осуществляется на основе формально оговоренных установ­лений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, цер­ковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регла­ментацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязан­ностей, распределением ответственности между участниками со­циального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Вы­полнение же определенного круга обязанностей связано с разделе­нием труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная про­фессионально ориентированная деятельность людей; осуществля­ется управление социальными действиями, контроль за их осуще­ствлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и сред­ства.

Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, одна­ко не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-цен­ностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде пред­писаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи мно­гие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, сим­патия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный кон­троль осуществляется с помощью неформальных санкций - нрав­ственных норм, традиций, обычаев и т.п.

Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.

 

Одним из важных и особенных социальных институтов является социальный институт семьи. Возникновение и функционирование социального института семьи, как и других социальных институтов, обусловлено потребностями общества.

Как и другие социальные институты, семья может быть рассмотрена как система действий, отношений, статусов, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для существования общества. Через социальный институт семьи наиболее полно выражается единство природного (биологического) в человеке и социального. Теснейшим образом с понятием семьи связано понятие брака, оба эти явления развивающиеся, динамичные, испытывающие прямое воздействие общества в целом и господствующих в нем социально-экономических отношений, а также культурных, религиозных, социально-психологических факторов.

Семья изучается историками, этнографами, антропологами, демографами и представителями других наук.

В современном обществе преобладают нуклеарные (простые) семьи. Нижнюю границу периода возникновения семьи антропологи определяют на отметке 500 тыс. лет, и с этого периода семья как социальный институт постоянно развивалась, принимая множество видов и форм.

В своем развитии семья прошла следующие этапы:

- кровнородственная семья,

- групповая семья,

- парная семья,

- моногамная семья.

Для современного этапа развития общества характерны полигамные (полиандрии и полигинии) и моногамные семьи.

Функции социального института семьи удовлетворяют основные потребности общества.

К основным функциям семьи относятся:

- функция воспроизводства,

- защитная функция,

- функция социализации,

- функция регуляции сексуальных отношений,

- функция организации быта,

- восстановительная функция,

- воспитательная функция,

-экономическая функция и другие.

 

Типологизируются семьи по разным принципам. Выделяются следующие семьи - простые (нуклеарные) и сложные, или расширенные. Нуклеарные семьи состоят из родителей и детей, не состоящих в браке, сложные – родители и семейные дети. По количеству родителей в семье выделяют - на полные и неполные (семья, где только один родитель) семьи.

По количеству детей - на бездетные, однодетные, многодетные семьи.

По типу поселения семьи делят - на городские и сельские. По стажу семейной жизни – молодожены, молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста, семьи старшего супружеского возраста.

Семьи также типологизируют по национальному составу, числу работающих членов семьи, размеру жилой площади, числу иждивенцев и т.д.

Семья в своем развитии проходит следующие этапы жизненного

цикла:

- вступление в брак мужчины и женщины (образование семьи);

- рождение первого ребенка (начало деторождения);

- рождение последнего ребенка (окончание деторождения);

- вступление последнего ребенка в брак с выделением его из

семьи родителей («пустое гнездо»);

- прекращение существования семьи (смерть одного из супругов

или развод).

На фазы семейного цикла влияют различные факторы, характерные для разных общественных систем. Поскольку семья является элементом общества, то в ней отражаются все процессы, которые возникают и развиваются в обществе, современный кризисный этап в обществе имеет отражение в семье в виде следующих кризисных явлений: повышение количества разводов, ориентация супругов на бездетность, распространение добрачных связей, обмен супругами и др.

В общем виде кризис семьи проявляется в том, что она хуже реализует свои функции. Российские социологи отмечают, что кризисные явления в семье, характерные для зарубежных обществ, к настоящему моменту стали характерны и для российских семей. Негативная тенденция и экономический кризис 90-х годов 20 века усилил негативные изменения этого социального института.
Раздел III. Прикладная социология




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.