Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Факторы, принципы специфика интеграционных процессов в АТР

1. Экономика стран региона и вытеснение военно-политического компонента в международных отношениях АТР.

2. АТР и новый регионализм.

3. Создание механизма взаимодействия между ЕС и АТР в виде форума Европа-Азия.

4. Япония как экономическая супердержава. Проблема оспаривания экономического и политического лидерства в регионе между США и Японией.

5. Китай как экономическая и политическая сила региона. Процесс образования «Большого Китая».

Цель лекции: Рассмотреть ключевые аспекты экономического развития ведущих стран АТР, указать на военно-политический компонент в международных отношениях в регионе, разъяснить политику «нового регионализма», показать на примере Форума АСЕМ механизм взаимодействия между ЕС и АТР

Ключевые слова: новые индустриальные страны (НИС), «азиатские тигры», «азиатские драконы», АТР, АСЕАН, регионализм, концепция «азиатизации Азии», концепция «стаи летящих диких гусей» (wild flying geese), «японское чудо», «ноу-хау», специальные экономические зоны (СЭЗ), либерализация

 

Внимание к Азиатско-Тихоокеанскому региону определяется тем, что в последнюю, четверть века он неизменно оставался наиболее динамично развивающимся районом мира. В конце 40-х гг. эксперты ООН сходились в том, что обусловленная итогами второй мировой войны "азиатская стагнация" затянется на долгие годы. Однако уже в 50-е гг. начала стремительно развиваться Япония. В конце 60-х - начале 70-х был зафиксирован резкий скачок в темпах развития Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи.

Именно тогда и применительно к эти м государствам появились два новых понятия: научное - "новые индустриальные страны" (НИС) и публицистическое - "азиатские тигры". В 80-е гг. мир оказался свидетелем высоких темпов экономического роста стран АСЕАН - Индонезии, Филиппин, Таиланда, Малайзии и Брунея, которые стали называть "азиатскими драконами". В конце 80-х гг. на путь бурного экономического развития встал Вьетнам. И конечно же Китай. С середины 80-х гг. экономисты и политики в этой стране ищут пути сокращения темпов роста народного хозяйства. Однако и в 1993 г., как отмечалось на ХIV съезде Коммунистической партии Китая, прирост промышленного производства составил 21%, а всего валового национального продукта - более 9%.

Данный регион воспринимается прежде всего Соединенными Штатами Америки как важнейшее звено глобальной системы военного присутствия. Элементами сил при этом служат военная и экономическая мощь, а также высокий авторитет в деятельности международных организаций. Две задачи - "стреноживание" Китая и перетягивание его на свою сторону в противовес России -подталкивают правительственные органы США к расширению союзников в системе АТР. Кроме того, учиты­вая имеющиеся исторические корни, раздоры, противо­речия и конфликты между государствами, дипломатия США направлена на занятие позиции "мирового судьи" в разрешении этих споров. Усилению мощи экономических, технологических, коммуникационных, информационных экспансий в данном регионе благоприятствует фон, образуемый сосредоточением морских военных баз. Сам же Китай в данном регионе устремлен на решение двух проблем: обеспечение стабильности в стране и создание благоприятных внешних условий для реализации программы модернизации экономики и базы вооружения; занятие лидирующих позиций в мире и обеспечение высокого влияния в АТР.

Понятие интеграции, применяемое к социальной жизни, определение достаточно емкое и включает целую группу явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической и других сферах. Выделяют интеграцию групповую, социальную, межэтническую, межгосударственную. Кроме того, интеграция бывает военно-политической, научно-технической, технологической, то есть охватывает самые разнообразные стороны функционирования современного социума.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе интеграционные процессы на региональном и субрегиональном уровнях стали реально проявляться лишь на рубеже 1980-90-х гг., чему немало способствовал ряд интегрирующих факторов: необходимость консолидации своих рядов перед угрозой протекционизма со стороны ЕС и НАФТА и опасностью остаться в стороне от происходящего в различных регионах мира процесса экономической интеграции; стремление коллективно противостоять потенциальным финансовым потрясениям: рост торговой и инвестиционной взаимозависимости и взаимодополняемости стран региона, прежде всего между наиболее развитыми экономиками.

Идея формирования общерегиональной интеграционной группировки в Восточной Азии берет начало с cередины 1960-х годов, когда известный японский аналитик К.Кодзима сформулировал концепцию Восточноазиатской зоны свободной торговли. В 1970-х гг. появилась концепция формирования Тихоокеанского сообщества. На рубеже 1980-1990-х гг. велись дискуссии о возможности формирования «йеновой» интеграционной группировки в Восточной Азии с включением также Австралии и Новой Зеландии.

В конце 1980-х гг. политический лидер Малайзии Махатхир Мохаммад предложил концепцию «азиатизации Азии» по названием «Look Еast», согласно которой азиатские развивающиеся страны должны принять японскую модель экономического развития, а Япония E стать центром регионального экономического сотрудничества. В 1991 г. Махатхир Мохаммад разработал план Восточноазиатской экономической группировки в составе Гонконга, Индонезии, Китая, Малайзии, Республики Корея, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Филиппин, Японии, т.е. только стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Проект вызвал неоднозначные отклики в регионе и за его пределами главным оппонентом стали США, а также Япония и Индонезия (в АСЕАН не было единого мнения по этому поводу). Главной причиной отказа от предложения М.Махатхира назывался возможный раздел Тихоокеанского бассейна на две части – западную и восточную в политическом и в экономическом плане (чуть позже японские предприниматели заявили, что НАФТА разделяет Тихий океан, а не возможный интеграционный проект в Восточной Азии). В итоге был сформирован Форум Восточноазиатское экономическое сотрудничество как аналог Форума АТЭС, не ставивший цели формирования интеграционного объединения в регионе.

Основными инвесторами региона являются компании Японии и Республики Корея, также передающие технологии в сферах производства полупроводников, автомобилестроения, автоматизации, электроники, некоторых отраслях химической промышленности. Растет экономическая мощь ТНК других восточноазиатских государств - КНР, Сингапура и Индии; Технологические возможности стран Восточной Азии носят взаимодополняющий характер. Так, Республика Корея обладает высокими технологиями в таких отраслях, как автомобилестроение, бытовая электроника, производство полупроводников, судостроение; КНР - бытовая электроника и легкая промышленность.

Один из феноменов азиатско-тихоокеанской экономической интеграции - наличие мягких схем интеграции, нашедших проявление в формировании зон экономического роста в Восточной Азии. Углубление хозяйственной интернационализации на общерегиональном уровне способствовало созданию первой правительственной экономической организации - Форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», объединившей 21 страну и территорию (называемых в АТЭС «экономиками»).

В Восточной Азии сложилась собственная модель промышленной реструктуризации на основе концепции «догоняющего экономического развития» (получившая название концепции «летящих гусей»), что содействует углублению промышленной специализации и разделению труда.

Концепция «стаи летящих диких гусей» (wild flying geese) или догоняющего развития была разработана Р.Акамацу. Эта схема получила свое название за гра­фическое сходство с летящими за вожаком птица­ми. Суть ее - в механизме передачи импульсов от страны-лидера к следующим за ней. В полной ме­ре она применима к взаимосвязям Японии с пер­выми НИС Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где экономическое лидерство Японии нео­споримо. Эти страны начинали хозяйственную мо­дернизацию с низкого старта. В 1945 г. Япония и Корея пребывали в руинах, в Гонконге, Сингапу­ре, на Тайване отсутствовала промышленность, не было квалифицированных кадров, к тому же все они обделены природными ресурсами, что с точки зрения классической экономической теории пре­пятствует быстрому росту.

Указанный образ, столь почитаемый в Японии, иллюстрирует не только процесс становления и индустриализации Восточной Азии, но и соотношение сил между странами в целом. Согласно концепции, во главе клина стаи (Восточная Азия) летит вожак (Япония), за которым следуют гуси (азиатские НИС 1 волны - Сингапур, Гонконг, Республика Корея и Тайвань), далее - страны АСЕАН-4, или НИС 2 волны (Малайзия и Таиланд, немного отстали от них - Филиппины и Индонезия), далее КНР и прочие страны Азии.

АСЕМ (ASEM — Asia-Europe Meeting) — Форум «Азия — Европа» — международная организация, объединяющая страны Восточной Азии и Европы. В АСЕМ входит 51 стран, на которые приходится 2/3 мировой торговли и около 60 % мирового валового продукта, и 2 международных организации (Европейская комиссия и секретариат АСЕАН).

Среди наиболее конкурентоспособных стран мира показателен опыт Японии. Примерно с середины 1970-х годов в японской экономике начались процессы глубоких изменений, затронувшие и все ее отрасли, и механизм воспроизводства в целом. Все эти сдвиги в совокупности позволяют сделать вывод о том, что в Японии началось формирование качественно новой модели экономического развития, так называемого «японского чуда».

«Японское чудо» разрушенной войной экономики, сумевшей не только восстановиться, но и быть признанной в 1970-80-е годы прошлого столетия наиболее конкурентоспособной, восхищает мир. В настоящее время страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все глобальные вызовы последних двух десятилетий, продолжает укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене.

Отличаясь самой низкой среди промышленно развитых стран степенью самообеспеченности сырьем и топливом, государство почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. Именно скудность природных ресурсов стала стимулирующим фактором перехода японской промышленности на более высокий уровень. При небольшом стартовом капитале, после поражения во Второй мировой войне, за 40 послевоенных лет Японии пришлось преодолеть множество вызовов как на национальном, так и международном уровнях, которые в свою очередь послужили своего рода дополнительным толчком к прогрессу и модернизации японской промышленности, вызывая очередную волну технических нововведений в японской экономике.

Тема «японского чуда» интересна с точки зрения возможности применения некоторых ее составляющих в условиях экономических преобразований в некоторых странах СНГ. Но здесь нужно учесть и национальный менталитет японского народа, которых сыграл немаловажную роль в переходе на новую модель развития экономики в Японии.

На долю японских компаний приходится значительная часть мировых экспортных поставок, в том числе: полупроводников - 50%, легковых автомобилей - 22%, офисного и телекоммуникационного оборудования - 22%, стали - 17,4%. Основа концепции формирования технопарков в Японии: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы. Технополисы повысили конкурентные преимущества страны и обеспечили инновационно-технологический прорыв экономики.

Другой лидер Восточной Азии – Китай – позиционирует по многим показателям. Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау».

При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования.

Одним из самых эффективных способов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику является создание специальных экономических зон (СЭЗ). Специальные экономические зоны существуют во многих странах, но нигде не сыграли столь важной роли в экономической модернизации, как в Китае. СЭЗ являются локомотивами экономического развития всего Китая.

Цель создания специальных экономических зон – повышение конкурентоспособности производства, увеличение притока валюты, как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, сокращение затрат на приобретение импортной продукции, ускорение освоения производства новых изделий и услуг на базе применения новой техники и технологии, объединения и комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, а также на базе развития на современном уровне деловой, коммунально-хозяйственной, правовой и финансовой инфраструктуры.

Китай активно использует региональные интеграционные объединения в качестве инструмента торговой политики, что вызвано необходимостью расширить рынки для динамично растущей промышленности. При этом в стране достаточно скептически относятся к идее формирования общерегиональной Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Руководство страны стремится расширить количество интеграционных соглашений с азиатскими развивающимися странами, от реализации которых можно получить большие по объему и более быстрые экономические преимущества, укрепить свой политический вес в регионе.

Китай подписал 15 соглашений о зоне свободной торговли, в том числе с АСЕАН (2002 г.), Гонконгом (2002 г.), Макао (2003 г.), Таиландом (2003 г.), Чили (2006 г.), Новой Зеландией (2008 г.), Перу (2008 г.), Сингапуром (2008 г.). Переговоры ведутся с Австралией и Тайванем. Для усиления роли Китая в интеграционных процессах в регионе огромное значение имеет подписание соглашения с АСЕАН о зоне свободной торговли как начальный этап формирования экономического противовеса США и Японии с огромным по емкости внутренним рынком в 1,7 млрд. потребителей. Зона свободной торговли АСЕАН - Китай функционирует с 2010 г. для шести государств Ассоциации и Китая, а с 2015 г. - еще для четырех других государств.

Подход китайского руководства к концепции региональных интеграционных объединений претерпевает изменения: в первых объединениях (например, с АСЕАН или Чили) применялся поэтапный процесс либерализации взаимной торговли товарами, затем торговли услугами и сферы инвестиций. В современных же интеграционных соглашениях (с Сингапуром или Новой Зеландией) зафиксирована комплексная одновременная либерализация и товаров, и услуг, и инвестиций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Этапы развития СНГ | Тема 9. Формы и виды интеграционных процессов в АТР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.