Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Формы и виды интеграционных процессов в Латинской Америке




1. Образование Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ).

2. Карибское сообщество как третий центр интеграции – Карибская

ассоциация свободной торговли, Карибский общий рынок (КАРИКОМ).

3. “Региональные” державы — Бразилия, Мексика и Аргентина. Стремление к лидерству в Латинской Америке.

4. Экономические связи Латинской Америки с Европейским сообществом.

Цель лекции: Рассмотреть основные интеграционные объединения в Латинской Америке, охарактеризовать достижения и проблемы в развитиии Карибского общего рынка (КАРИКОМ), раскрыть роль региональных держав (Бразилия, Мексика и Аргентина) в углублении интеграционных процессов, охарактеризовать основные аспекты экономических связей Латинской Америки с ЕС

Ключевые слова: Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Карибское сообщество (КАРИКОМ), МЕРКОСУР, УНАСУР

 

Возникновение первых региональных интеграционных проектов в Латинской Америке относится к началу 60-х гг. ХХ в. Они были довольно амбициозными, когда отсутствие реальных экономических возможностей компенсировалось политической волей. В 1960 г. оформилась Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли все южноамериканские государства. Договором предусматривалось образование к 1973 г. зоны свободной торговли и установление свободного обмена товарами и услугами.

В целом можно сказать, что 1970-е гг. не принесли существенных успехов ни одной субрегиональной группировке, а 1980-е гг. были названы «потерянным десятилетием»: в странах произошел экономический спад, интеграция в лучшем случае оставалась на прежнем уровне. Второе дыхание латиноамериканская интеграция обрела с начала 1990-х гг. Именно тогда начался перезапуск прежних субрегиональных объединений, а также были созданы более сильные новые интеграционные группировки.

С учетом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая представляет собой не альтернативу интеграции в мировое хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской Америки с другими районами мира. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная концепция так называемого <открытого регионализма>, т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.

Существует несколько причин, которые привели к ускорению интеграции в Латиноамериканском регионе. Первая причина - усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой - побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведет к замедлению темпов развития по всем направлениям. Второй причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе. Третья причина состоит в радикальном пересмотре механизмов интеграции в регионе.

В 1960 г. был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включающей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), а с 1980 года - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Согласно договору была создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с позиции сегодняшнего дня - невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим партнерам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало наносить в конечном счете ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран. «Договор Монтевидео» через двадцать лет был пересмотрен и согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими или даже с одной страной.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), (Latin American Integration Association (LAIA) — торгово-экономическая организация, созданная в 1981 г. по «Договору Монтевидео-80» вместо Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ - Latin American Free Trade Association, LAFTA), действовавшей с 1961 г.

ЛАИ - торгово-экономическая группировка 11 латиноамериканских стран (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор). Договор о создании подписан в 1980, вступил в силу в 1981.

Задача ЛАИ - содействовать развитию регионального экономического сотрудничества и торговли; главная цель - создание латиноамериканского общего рынка. Штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай.

В рамках ЛАИ сохраняется деление на три субрегиональные группировки:

1. Ла-Платская группа в составе Аргентины, Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая, подписавших в 1969 г. договор бассейна реки Ла-Плата;

2. Андская группа в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Эквадора, принявших в 1969 г. Картахенское соглашение

3. Амазонский пакт, куда вошли Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам и Эквадор (1978).

Карибское сообщество (КАРИКОМ) образовано в 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас в качестве преемника Карибской ассоциации свободной торговли (КАРИФТА). В его состав входят 14 государств: Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также Монтсеррат (владение Великобритании). На правах ассоциированных членов приняты зависимые территории Ангилья, Британские Виргинские острова, острова Теркс и Кайкос (владения Великобритании). 9 государств Латинской Америки и Карибского бассейна имеют статус наблюдателей. В 2002 г. намерение присоединиться к КАРИКОМ выразили Бермудские острова (британское владение).
Главными целями КАРИКОМ провозглашены: создание общего рынка путем координации усилий в области промышленности и сельского хозяйства, а также совместных действий во внерегиональной торговле; координация внешней политики государств-членов Сообщества; сотрудничество в областях образования, здравоохранения, культуры и др.

Высший орган КАРИКОМ - Конференция глав правительств, проводится один раз в год, утверждает основные принципы деятельности организации. Совет министров КАРИКОМ отвечает за развитие экономического сотрудничества и финансово-экономические вопросы работы. Секретариат Сообщества расположен в г. Джорджтаун, Гайана. Генеральный секретарь – Эдвин Каррингтон (Тринидад и Тобаго). В составе КАРИКОМ действуют ассоциированные институты: Карибский банк развития, инвестиционный фонд, метеорологическая организация, Совет правового образования, университет и судоходная компании.

К 2005 г. предполагается осуществить план создания Единого рынка и экономики Карибов (ЕРЭК). В настоящее время существует единый таможенный тариф для стран КАРИКОМ, сокращенный до 0-25% по различным группам товаров, окончательно отменено лицензирование импортных операций. Планируется обеспечить полную свободу торговли необработанными сельскохозяйственными продуктами. Приоритетными направлениями экономического сотрудничества для стран-членов КАРИКОМ являются туризм, торговля и транспорт. В области внешней торговли большое значение имеют четыре Ломейские конвенции (1975-2000 гг.) и договор Котону 2000 г., обеспечивающие странам КАРИКОМ привилегированное положение в экспорте сельскохозяйственных культур в европейские страны. В 1998 году достигнута полная взаимная конвертируемость валют.

Особое место в регионе и на международной арене занимает Бразилия. Эта «страна-континент» по своим человеческим и природным ресурсам, по уровню и темпам развития экономики, науки и техники, по «удельному весу» в региональных и глобальных делах предстает в качестве одного из ведущих государств новой мировой системы, складывающейся в XXI в. Внешняя политика Бразилии значительно активизировались после того, как в 2003 г. пост президента занял Луис Инасио да Силва (Лула). Особенностью внешнеполитической стратегии при Луле да Силва стало всестороннее расширение внешних связей, их многовекторность.

Бразилия первой из латиноамериканских стран установила отношения Стратегической ассоциации с Европейским Союзом и придала контактам с лидерами ЕС характер регулярных консультаций на высшем уровне по важнейшим международным вопросам (3-й саммит Бразилия — ЕС прошел в октябре 2009).

Бразилия проводит активную политику по вопросу о реформе ООН и как основы межгосударственных отношений. Она однозначно выступает против подмены ООН, как главного органа, ответственного за поддержание мира на планете, иными организациями, в том числе и НАТО. Бразилия стремится войти в состав обновленного Совета Безопасности на правах постоянного члена — представителя латиноамериканского региона. При этом она готова, как и претенденты от других регионов, в случае избрания их в состав новых постоянных членов, отказаться от использования права вето на 15 лет. Эта позиция помогла Бразилии обеспечить поддержку своей кандидатуры Россией, Великобританией, Францией и, условно, КНР.

В последние два десятилетия в Мексике произошли качественные экономические и политические перемены, изменившие ее роль на мировой арене. Страна является членом ОЭСР и «Большой двадцатки» и претендует на место в группе так называемых «восходящих гигантов», новых крупных мировых игроков. Но процесс мексиканского восхождения протекает непросто.

Мексика занимает особое место на мировой политической карте. Это крупное латиноамериканское государство (территория около 2 млн кв. км, население порядка 110 млн человек) обладает значительным хозяйственным потенциалом. По объективным показателям – размерам ВВП, объему промышленного производства и внешней торговли – оно способно претендовать на видную роль в процессе глобального регулирования.

В новейшее время Мексика заявила о себе как о стороннике укрепления солидарности латиноамериканских и других развивающихся стран, последовательно выступала в пользу мира и всеобщего разоружения (стала инициатором создания в Латинской Америке безъядерной зоны – Договор Тлателолко 1967 г.), неоднократно демонстрировала самостоятельную позицию в международных делах (отказ, несмотря на давление Вашингтона, разорвать дипломатические отношения с революционной Кубой, 1964 г.).

Экономика Аргентины достаточно развита. Аргентина является индустриально-аграрной страной одним из наиболее быстро развивающихся в экономическом отношении государств Латинской Америки. По индексу человеческого развития Аргентина занимает 36 место в мире. ВВП на душу населения составляет 5461 долл. Аргентина располагает разнообразной материально сырьевой базой. До недавнего времени потребности Аргентины в энергоносителях (прежде всего сырой нефти) в целом удовлетворялись за счет собственной добычи. Однако в условиях экономического роста наметилась тенденция нехватки своих энергоносителей, что ведет к расширению их импорта (в первую очередь газа).

Экономические реалии Аргентины в определенной степени подтверждают постулаты теории зависимого развития. Сторонники теории зависимого развития с полным основанием могут утверждать, что страна стала жертвой экономических интересов промышленно развитых стран, чьим требованиям она оказалась не в состоянии противостоять. Особенно велика зависимость Аргентины от британских и американских транснациональных корпораций. Развитие экономики Аргентины подтверждает правильность ряда положений теории неоклассической контрреволюции, в частности, об ошибочном введении различных ограничений экономической деятельности, неэффективном государственном предпринимательстве, предубеждении против экспорториентированного производства и пагубных последствиях бюрократического засилья.

Характерной чертой латиноамериканской интеграции является резкая активизация внерегиональных связей. В декабре 1995 г. в Мадриде было подписано Рамочное межрегиональное соглашение о сотрудничестве между МЕРКОСУР и ЕС, которое предполагало постепенную либерализацию внешней торговли на пути к созданию межконтинентальной зоны свободной торговли между двумя интеграционными объединениями. Это отражало заметно возросший интерес западноевропейских стран к открывающимся перспективным латиноамериканским рынкам, а также стремление в рамках стратегического партнерства с южноамериканскими гигантами расширить свои внешнеполитические возможности. Такое партнерство не только в целом способствовало бы наращиванию переговорного потенциала стран — членов МЕРКОСУР, но и существенно укрепляло их позиции в диалоге с США.

Первый саммит глав правительств МЕРКОСУР — ЕС состоялся в 1999 г. Выдвигаемая схема интеграции предусматривала поэтапное сближение на основе соглашений ЕС как с отдельными странами, так и с субрегиональными экономическими блоками, заключительной фазой которого должно было стать проведение постепенного снижения таможенных барьеров на поставляемую продукцию. Однако ЕС и МЕРКОСУР на пути создания ЗСТ недооценили трудности переговорного процесса, который стал принимать затяжной характер.Ход переговорного процесса между двумя экономическими блоками заслуживает особого внимания, так как от него во многом зависит успех сотрудничества между ЕС и ЛА в целом. Активная фаза отношений, которая приходилась на 1990-е гг., сменилась некой паузой к началу XXI в. Расширение ЕС на Восток и связанные с ним проблемы несколько притормозили диалог и развитие сотрудничества со странами ЛА. Одним из самых больших препятствий на пути кооперации регионов стала сельскохозяйственная политика ЕС, которая ограничивает доступ агроэкспортеров из ЛА на рынки Евросоюза.

Переговоры по поводу соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР были возобновлены по инициативе европейцев в мае 2010 г. после того, как в течение шести лет фактически была заморожена работа над этим масштабным межрегиональным интеграционным проектом. Бразилия и ЕС на двустороннем саммите в столице Бразилии подтвердили взаимное стремление заключить соглашение о свободной торговле между ЕС и Южноамериканским общим рынком. Однако достичь такого соглашения будет непросто, камнем преткновения по-прежнему остается сельскохозяйственная политика ЕС. Помимо этого у европейцев до сих пор нет единого мнения по поводу выгод торгового союза с южноамериканским экономическим блоком. Кроме того, на динамике переговорного процесса неизбежно сказывается острый финансово-экономический кризис, переживаемый странами, входящими в зону евро.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.