Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические сдвиги, обусловленные ИКТ

Основные тенденции, на развитие которых повлияли ИКТ

В современном обществе можно отметить десять крупных тенденций, на развитие которых так или иначе повлияли ИКТ:

1) ускорение всех процессов в обществе;

2) усиление мобильности;

3) глобализация;

4) изменение социальной инфраструктуры за счет появления сетей;

5) усиление персональной регистрации, которая может быть использована как в целях управления, так и в целях контроля;

6) обновление капитализма и растущая нестабильность;

7) усиление социального неравенства;

8) гражданская эмансипация и усиление популизма;

9) появление возможности участия общества в средствах массовой информации;

10) расширение возможностей выбора в повседневной жизни.

Развитию современного общества за счет распространения ИКТ также сопутствуют значительные социально-экономические сдвиги [6]:

· усиление уязвимости и неустойчивости национальных хозяйств и мирохозяйственной системы в целом;

· распад иерархических структур;

· ужесточение конкурентной борьбы;

· изменение характера труда;

· формирование новой культуры потребления;

· демассификация товаров и услуг;

· развитие новых социальных отношений и структур;

· появление новых средств познания и коммуникации;

· расширение границ общения и сотрудничества;

· возвращение к домашнему труду;

· появление нового вида грамотности – информационной.

Очевидно, что перечисленные тенденции имеют как позитивные, так и негативные стороны, поэтому при их рассмотрении требуется диалектический взгляд на технологии. Наиболее ярко социальное воздействие ИКТ проявляется в усилении:

· рационализации, которая все больше проникает в модели повседневной жизни;

· возможностей, в том числе с точки зрения доступа к жизненно важным социальным и экономическим ресурсам и участия граждан в управлении обществом;

· роли информации и знания во всех сферах жизни (работа, обучение, быт, досуг и т. п.).

До появления в последнее десятилетие достаточно большого количества эмпирических исследований, посвященных проблемам современной коммуникации, было распространено опасение, что интернет и другие ИКТ могут отрицательно сказаться на межличностном общении и нанести вред социальному капиталу [7]. При этом данные исследований в области социологии, этнографии, медицины и психологии последовательно подтверждают прямую связь здоровья и счастья людей с качеством их социальных связей, которые с развитием сетевой инфраструктуры могут не менее, а даже более успешно развиваться и укрепляться.

М. Кастельс в своей книге «Интернет-галактика» указывает на то, что в настоящее время в формировании общностей происходит исторический процесс разделения таких сущностей, как «общение» и «место», тесно связанный с индивидуализацией как одной из доминирующих тенденций в западной цивилизации XX века. Сейчас при описании развивающихся моделей общения в сетевом обществе используются понятия «сетевой индивидуализации» (network individualization) или «индивидуализма с сетевой привязкой» (networked individualism). В сердцевине этих моделей по-прежнему остается нуклеарная семья в домохозяйстве, но из нее уже «плетутся паутины» выборочных связей в соответствии с интересами и ценностями каждого члена домохозяйства. Сети настолько продифференцировались, что люди теперь включаются во множество узкоспециализированных связей с меняющимися участниками, то есть конкретная общность утратила свое значение в качестве единственного средства самоидентификации. Параллельно с этим происходит изменение роли семьи по отношению к ее членам, что привело к появлению понятия «постпатриархальная семья» [8].

Study on the Social... отмечает, что использование ИКТ влечет за собой несколько социальных проблем:

1) замена прямой коммуникации на опосредованную;

2) использование ИКТ в антисоциальных целях;

3) резкое усиление прозрачности, которая хороша, например, для реализации новой концепции «открытого правительства», но может представлять опасность для отдельных личностей в связи с возможным неподобающим обращением с их персональными данными;

4) потенциальные риски, связанные с приложениями в сфере социальной информатики, в частности, использованием сервисов социальных сетей, которая не может исключить превалирования соображений коммерческой выгоды перед соображениями общественного блага у некоторых поставщиков социально значимых услуг;

5) ограниченная способность ИКТ трансформировать не только модели и процессы коммуникации, но также и модели и процессы социальной инклюзии, позволяющей людям более успешно решать свои личные проблемы и получать доступ к социально–экономическим ресурсам.

Шерри Теркл (Sherry Turkle) в своей статье «Всегда на связи» [9] делает важный вывод: если то, что мы сейчас наблюдаем, является новой формой социальности, в которой «связанность» людей посредством сетей, имеющая для них смысл, определяется расстоянием до работающей коммуникационной технологии, то политика должна обеспечивать максимальное сокращение этого расстояния, понимаемого не только в географическом смысле, но и в смысле соответствующих навыков, экономической возможности, психологической готовности и использования ИКТ. К этому, по нашему мнению, следовало бы также добавить мотивированность к использованию ИКТ.

2 Тема: «Основные характеристики информационного общества»

Дидактические единицы: Особенности и проблемы информационного общества. Информационное общество как стратегическая цель. Подходы к определению сути и особенностей информационного общества. Теории и концепции информационного общества как новой общественно-экономической формации Теории и концепции информационного общества, основанные на идее социальной преемственности. Исследования проблем развития информационного общества в России.

Изучив данную тему, студент должен:

Понимать:

· особенности и проблемы информационного общества;

· суть теоретического водораздела между основными теориями и концепциями развития информационного общества.

Знать:

· основные отличительные признаки и значимые характеристики информационного общества;

· возможности, риски и опасности информационного общества;

· определение информационного неравенства и факторы, влияющие на его усиление/сокращение;

· основные пути перехода к экономике знаний;

· основные этапы управления формированием информационного общества;

· имена основоположников и суть основных теорий и концепций развития информационного общества;

· основные этапы изучения проблем информационного общества в России и имена наиболее известных исследователей.

Уметь:

· оперировать терминами «информационное неравенство», «экономика знаний», «постиндустриализм», «постмодернизм» и др.

Приобрести навыки:

· изложения основных теорий и концепций информационного общества.

При изучении темы 2 необходимо:

Читать лекционный материал (тема 2).

Для самооценки темы 2 необходимо:

Ответить на следующие вопросы:

1. Что является характерным для информационного общества?

2. В чем заключаются возможности информационного общества?

3. Какие риски и опасности информационного общества вам известны и как их можно парировать?

4. Когда и где идея развития информационного общества впервые появилась в политической повестке дня?

5. Где проходит идеологический водораздел между теоретиками информационного общества?

6. Какие теории и концепции рассматривают информационного общества как новую общественно-экономическую формацию? Назовите их ведущих представителей и сформулируйте их суть.

7. Какие теории и концепции информационного общества основаны на идее социальной преемственности? Назовите их ведущих представителей и сформулируйте их суть.

8. Кто является последовательным критиком теорий и идеологии информационного общества? Какой подход он считает наиболее правильным?

9. Кто из российских (советских) ученых сформулировал фундаментальные идеи, наиболее важные для понимания информационного общества? В чем суть этих идей?

10. Что являлось наиболее характерным для изучения проблем информатики в СССР?

11. Что стало наиболее важным результатом изучения проблем информатизации в СССР?

12. Когда началось изучение собственно проблем информационного общества в новой России? Назовите основные направления исследований.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подходы к определению влияния ИКТ на общество и экономику | Отличительные признаки информационного общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.