Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние прогнозирования социально-экономического развития в России




 

В ходе осуществления экономических реформ в России началась разработка прогнозов и программ как на государственном, так и на региональном уровнях. В этих целях был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.

Начиная с 1992 г. в течение ряда лет прогнозы социально-экономического развития России разрабатывались на очередной календарный год и носили характер текущих прогнозов. Было принято постановление Правительства РФ «О разработке прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996—2005 годы» от 27 ноября 1995 г. № 1170.

Правительством РФ принято постановление «О разработке прогноза социально экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» от 5 января 1998 г. № 4. Таким образом, показатели прогноза социально-экономического развития страны на 1999-й и последующие годы должны быть увязаны с показателями доходной и расходной частей федерального бюджета на эти годы. Разработка прогнозов социально-экономического развития осуществляется в целом по стране и по отдельным регионам федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Предложения по прогнозу представляются ими в Министерство экономики РФ, которое разрабатывает и представляет прогноз социально-экономического развития страны в Правительство РФ.

Министерство экономики РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны в течение прогнозного периода, содержащие основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, приоритеты социально-экономической политики.

После рассмотрения Правительством РФ сценарных условий Министерство экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ объемы и динамику валового внутреннего продукта на прогнозный период; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001г. определены основные цели и приоритеты социально-экономической политики на прогнозный период, при этом предусмотрены два варианта социально-экономического развития страны. Они основываются на единой концепции государственной политики и принципиальных механизмах ее осуществления. Их различия определяются степенью реализации поставленных целей, успехом в проведении программы реформ и преодолении возникших угроз, остротой воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.

Основной (целевой) вариант ориентирован на полную реализацию задач, определенных постановлением Правительства РФ «Об утверждении программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» от 31 марта 1997 г. № 360. При этом предполагается максимально возможное использование интенсивных факторов развития российской экономики и исключается возможность принципиальных изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры и других факторов. При выполнении этих условий с 1998 г. прогнозируется выход на устойчивые положительные темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП), которые к 2001 г. составят около 5%.

Второй вариант, предусмотренный постановлением Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999г., параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года», предполагает возможность активизации проявления угроз и негативных факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в установленные сроки, а также более медленное, чем в первом варианте, решение узловых задач и определение негативных тенденций. В первую очередь к этим факторам относятся неудовлетворительное развитие законодательной базы экономической деятельности (сроки принятия и содержание Налогового кодекса, законов, определяющих правовой режим совместной хозяйственной деятельности российских и иностранных инвесторов по соглашениям о разделе продукции, развитие рынка земли и т. п.), замедленный темп институциональных преобразований, низкая собираемость налогов и продолжение кризиса платежей, а также дальнейшее развитие мирового финансового кризиса и возможное усиление его негативного воздействия на российскую экономику. Устранение воздействия этих факторов потребует дополнительных затрат времени и ресурсов, следствием чего станут более низкие темпы экономического развития.

В сценарных условиях функционирования экономики России в 1999г. и на период до 2001г. определены также условия реализации целевого варианта прогноза на этот период. Они будут вводиться в жизнь путем осуществления Правительством РФ промышленной, научно-технической и инновационной, аграрной, инвестиционной, социальной, денежно-кредитной. налоговой, бюджетной, амортизационной и ценовой политики. Установлены также основные направления институциональных реформ в период до 2001г., проведения структурной реформы в сферах естественных монополий, направления антимонопольной политики, демонополизации и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Кроме сценарных условий, Министерство экономики РФ доводит до разработчиков прогноза (министерств, ведомств, регионов) соответствующие формы и показатели, а также методические рекомендации по формированию отдельных показателей и разделов прогноза социально-экономического развития на определенный период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 1999—2001 гг. формируется по 14 разделам: демографические показатели; основные общеэкономические показатели: промышленность; агропромышленный комплекс; транспорт и связь; малое предпринимательство; инвестиции; финансы; труд; денежные доходы и расходы населения; потребительский рынок; развитие отраслей социальной сферы; охрана окружающей среды; внешнеэкономическая деятельность.

Показатели прогноза учитывают те изменения, которые произошли в системе показателей в связи с переходом к системе национальных счетов и с реформированием экономики.

В частности, в системе общеэкономических показателей используются показатели валового внутреннего продукта и валового регионального продукта.

В разделах «Промышленность», «Агропромышленный комплекс» постановления Правительства Российской Федерации «О разработке прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года» объемы производства продукции показаны по предприятиям разных форм собственности, здесь же приводятся показатели спроса внутреннего рынка на продукцию производственно-технического назначения, сельскохозяйственную продукцию, а также продукцию перерабатывающей промышленности АПК. В разделе «Малое предпринимательство» по отраслям экономики отражаются показатели среднесписочной численности работников малых предприятий, объем произведенной ими продукции (работ, услуг), объем капитальных вложений малых предприятий, балансовая прибыль или убыток от их деятельности.

В формах прогноза социально-экономического развития России на период 1999—

001 гг. для анализа сложившейся ситуации и расчета темпов роста на перспективу предусмотрены сведения по показателям соответствующих разделов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.