Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура региональной политики

Блок 6),2),10):

Региональная политика разрабатывается правительством (включая все министерства и ведомства, в том числе научные с участием гражданского общества), принимается и утверждается Федеральным Собранием и президентом.

Региональная политика разрабатывается на основе методологических принципов и концепций с учётом законодательно-правовых норм, действующих на территории региона. Включает комплекс мер и мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, обеспечивающих единое экономическое правовое и социальное пространство страны и повышение уровня благосостояния и качества жизни населения.

Региональная политика в качестве объекта рассматривает регион, население региона, как часть общества, социума и все предприятия и организации, действующие на территории региона.

Субъектами региональной политики являются администрация и управляющие структуры (как физические, так и юридические лица).

 

Региональная политика реализуется в трёх формах:

· прогнозирование;

· программирование;

· планирование.

Прогнозирование – научное предвидение направлений и темпов развития региона, позволяющее задавать ориентировочные цели и задачи развития, определяя объёмы ресурсов (природных, материальных, финансовых, трудовых), необходимых для реализации целей и задач. По срокам выделяют кратко-, средне-, и долгосрочное планирование.

Программирование – это целенаправленное вмешательство в деятельность региона с установлением конкретных объектов вмешательства, выявлением конкретных целей и задач и более чётким конкретным определением необходимых ресурсов.

Планирование – чёткое установление сроков реализации тех или иных мероприятий и создание соответствующих структур, ответственных за создание мероприятий, оценка и получение результатов.

Формы не имеют чётких разграничений и обычно используются совместно (последовательно).

 

Блок 7),3),11):

Эти три структурных элемента предполагают выявление и анализ региональной ситуации на национальном пространстве с разделением регионов на определённые типы с выявлением тенденций и особенностей развития региона, т.е. диагностику регионального развития на всём пространстве страны. На основе анализа и выявления тенденций могут разрабатываться прогнозные сценарии и направления регионального развития с учётом полномочий и компетенций региона, определяемых устройством страны и её конституцией.

 

Блок 8),4),12):

На основе анализа сценарных прогнозов выбора теории или моделей развития разрабатывают конкретные стратегии регионального развития с целями, задачами, необходимыми ресурсами и необходимыми управляющими структурами, которые будут реализовать разработанную стратегию. Временной горизонт стратегии составляет обычно 10-15-20 лет.

Теорий регионального развития имеется большое количество, т.к. этими проблемами всё мировое сообщество занимается достаточно долго. Первыми такими теориями были теории факторов производства. Но можно выделить 3 периода в развитии теорий регионального развития, которые имеют принципиальные отличия:

Первый период (начало XX века- 70ые гг.):

Этот период в основном базируется на кейнсианских принципах, которые иногда называются «государством благоденствия». Основные инструменты развития – прямая помощь государства, т.е. предоставление субсидий, дотаций, бюджетных трансфертов, которые предоставляются регионам.

В соответствии с принципами Кейнса стимулируется спрос, рост государственных расходов, достигается повышение занятости. Инфляция регулируется менее жёстко, т.е. допускается.

Второй период (70ые - 90ые гг.):

Преобладают классические и неоклассические принципы (эффективное государство). Основная цель – рост экономических показателей и увеличение эффективности развития. Сокращается непосредственная государственная помощь регионам, но увеличивается помощь предпринимательским структурам, т.е. стимулируется предложение, осуществляется жёсткая монитарная политика, но допускается безработица. Начинают использоваться корпоративные методы управления регионом, направленные на получение прибыли и повышение эффективности экономики региона.

Третий период (кон. 90ых- XX век):

Инновационные модели развития, основная цель которых – развитие НМА, увеличение конкурентоспособности регионов за счёт развития человеческого и социального капитала. Стимулируется экономика, основанная на знаниях. Развиваются инновационные сети и информационные технологии. Конкуренция и конкурентоспособность, причём не только на национальном, но и на мировом уровне.

В Российской Федерации создание специальных управляющих органов началось после 1991 года, и до сих пор окончательно не оформилась. Региональным развитием занимается совет по организации производственных сил (СОПС), министерство регионального развития (МРР), министерство экономического развития (МЭРТ), различные комитеты и комиссии в Думе, Совет Федерации и большое участие в регулировании тех или иных направлений развития регионов принимают другие министерства и ведомства.

На уровне регионов управляющими структурами являются правительства регионов и главы этого правительства.

Блок 9),5),13):

Теории управления регионом в соответствии с теориями регионального развития тоже меняли свою структуру, основные цели и задачи. Периоду использования принципов Кейнса соответствовало отношение к региону, как к «квази»-государству, т.е. к государству, которым можно управлять с государственных позиций. Периоду господства классических и неоклассических принципов соответствовал подход управления к региону, как «квази»-корпорации, т.е. регион рассматривался как большая корпорация и соответственно управляющие воздействия были направлены на повышении эффективности экономики региона.

Последний период развития региона используют оба подхода, т.е. решения социальных и политических проблем региона используют государственный подход («квази»-государство), а повышение экономической эффективности достигается с использованием «квази»-корпоративного подхода.

Все подходы к управлению регионом и реализации региональной политики требуют разработки нормативно-правовых актов, т.е. правового сопровождения.

 

Итак, региональная политика – система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Ее сутью является частичное перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.

Для реализации региональной экономической политики необходимо располагать набором политических и экономических инструментов, которые могут использоваться органами государственного управления разных уровней для воздействия на отдельные регионы либо всю многорегиональную национальную экономику, а также методов их использования. Инструментарий региональной политики включает все средства, используемые в экономической политике, такие как налоговая, бюджетная, ценовая, кредитно-денежная, социальная виды политики, особенность его состоит в том, что он применяется для разрешения региональных проблем.

Существует множество классификаций, используемых для систематизации инструментов региональной экономической политики. Михеева Н. Н. в своей монографии «Региональная экономика и управление» выделяет две группы:

  • средства макроэкономической политики;
  • средства микроэкономической политики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 1. Введение. Строительное дело - ведущая отрасль материального производства | Нанесение полного выхода наклонного пласта на геологическую карту
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.