Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль формальной логики в формировании логической культуры экномиста

 

Формальная логика – важнейшая составляющая духовной культуры. Ее достижения используются при осмыслении различных областей человеческой деятельности, широко применяются в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и других науках. Разделы логики составляют теоретическую основу кибернетики, вычислительной математики, теории информации, а также методологическую основу познания и общения.

Вместе с тем существует обыденное мнение, принижающее значение логики. Некоторые люди считают, будто бы логическое знание несущественно, так как человек может мыслить правильно и без специальных знаний. Возражая против такого подхода, приведем ряд принципиальных соображений.

Да, люди способны мыслить логично, не зная логики и ее законов, подобно тому, как они могут правильно говорить, не зная фонетической системы языка и правил грамматики. Это связано с тем, что мир, который отражается в нашем мышлении, логичен сам по себе. Однако это вовсе не исключает возможных логических ошибок.

Ошибки в мыслях порождают ошибки в практических делах. Ошибки в практических делах приводят к искаженному конечному результату. Поэтому для современного специалиста стихийной правильности мышления явно недостаточно. Он должен научиться контролировать мышление со стороны его формы, сознательно управлять этим процессом: проверять его правильность, предупреждать возникновение логических ошибок, а также находить их и исправлять. В этом смысле значение формальной логики, несомненно, велико.

Следует вместе с тем избегать традиционного заблуждения, которое проявляется в утверждении, что логика учит человека мыслить. Это не так. Мышление – такой же объективный процесс, как и дыхание, например. Поэтому любой нормальный человек может мыслить, и не изучая логики. Однако в практических сферах, в которых мышление является инструментом профессиональной деятельности, для специалиста важно умение не просто мыслить, а правильно мыслить, точно так же, как в областях, в которых инструментом профессиональной деятельности является дыхание (плавание, бег, пение, ораторское искусство и т. п.), важно умение правильно дышать.

Формальная логика учит человека правильно мыслить, тем самым усиливая и развивая его мыслительные способности. Да и можно ли без логики ответить на вопрос: правильно или неправильно наше мышление? Научиться правильно мыслить можно только в процессе специальной подготовки – при последовательном и углубленном изучении науки логики, в результате которого формируется логическая культура современного специалиста, в том числе и юриста.

Стихийное логическое мышление становится управляемым логическим мышлением, если известны и правила логики, и они применяются. Сознательно использовать правила логики – значит мыслить более точно, лучше овладевать методами мышления и применять их. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения. Такую процедуру юристам приходится выполнять постоянно.

Разнообразные способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в построении документов, в нормотворчестве, и в теоретическом анализе экономики. Логическая форма оказывает большое влияние на содержание правового мышления. Это – с одной стороны.

С другой стороны, сами содержательно-нормативные характеристики экономического мышления во многом определяют особенности его логической формы. Оно протекает в тех же логических формах и подчинено тем же законам, что и познание в любой области знания. Тем не менее процедуры исследования в экономической сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы социально-экономическими нормами. Здесь закон устанавливает формы, в которых протекает вся познавательная деятельность. Выдающийся русский философ и государствовед И.А. Ильин, обосновывая необходимость предметного логического и нормативного мышления, подчеркивал: «...вся сила логического комментирования должна быть направлена на то, чтобы иметь в виду, разуметь и отличать смысл, данный в законе, от всякого добавления, из каких бы благородных соображений оно ни проистекало»[3].

Смысл и значение мышления, следовательно, состоит в получении нового знания. Это связано с деятельностью человека, практическими задачами, решение которых требует установления сущности, закономерных связей действительности и конструирования на этой основе идеальной модели практического преодоления возникшей проблемной ситуации. Назначение мышления и заключается, прежде всего, в выявлении неизвестного, которое не дано человеку в непосредственном восприятии, но которое может быть установлено путем определения соотношения между известными данными, их взаимозависимости или взаимовлияния.

Вот почему логика, исследуя логические формы и законы, рассматривает мышление как средство постижения истины. Не случайно логику считают орудием истины и незаменимым средством разоблачения лжи, заблуждения и дезинформации. Большое значение в этом процессе приобретают правила, или нормы, которые определяют правильность мышления. В этом смысле формальная логика является наукой нормативной, потому что она указывает те нормы, которым мышление должно подчиняться. Ее главное значение для человека состоит в том, что она усиливает его мыслительные способности и делает мышление более рациональным.

Речь, таким образом, идет о культуре познавательного процесса, содержание которого схематично можно представить следующим образом (см. рис. 2).

 

       
 
Объективно-диалектическая культура мышления  
 
Формально-логическая культура мышления

 


Рисунок 2. Культура познавательного процесса

 

В рамках рассматриваемого контекста для нас особый интерес представляет культура абстрактно-логического мышления – мера развития человека как субъекта творческо-преобразующей деятельности, рассматриваемая со стороны его мыслительных возможностей и выражающаяся в способности логически правильно и диалектически верно отражать окружающую действительность специфическими средствами мышления.

Содержание культуры абстрактно-логического мышления проявляется, во-первых, в правильном строе мыслительного процесса и, во-вторых, в адекватном диалектическом отражении действительности, позволяющем творчески преобразовывать ее сначала в мысли, а затем и в практику. Поэтому структурными элементами культуры рационального мышления выступают формально-логическая культура мышления и объективно-диалектическая культура мышления.

Содержательную основу формально-логической культуры мышления экономистов, которая образуется и развивается средствами формальной логики, составляет знание следующих компонентов:

· формально-логических принципов, служащих исходным пунктом не только познания собственно логической проблематики, но и реализации требований логики в экономической практике: принципа отражения действительности абстрактным мышлением, принципа познаваемости логических связей, принципа однозначности, принципа предметности и др.;

· основных и неосновных формально-логических законов;

· форм абстрактного мышления: понятий, суждений, умозаключений, проблем, гипотез, теорий и др.;

· методов познания и выявления логических связей, имеющих формально-логическую природу: дедукции, популярной и научной индукции, аналогии, сравнения, анализа, синтеза и т.д.;

· логических операций: обобщения, ограничения, определения и деления понятий, преобразования суждений и др.;

· совокупности многочисленных правил и требований, вытекающих из формально-логических законов, структуры мысли, методов построения рассуждений: правил оперирования понятиями, правил соотношения основных видов суждений по их истинности или ложности, правил силлогизма и др.;

· средств, приемов и способов обеспечения доказательности и убедительности экономидической теории и практики, профессиональной речи;

· возможных логических ошибок преднамеренного (софистического) или непреднамеренного (паралогического) характера: «подмена тезиса», «мнимое следование», «после этого значит по причине этого», «от сказанного с условием к сказанному безусловно», «поспешность обобщения» и т.п.

Содержательную основу объективно-диалектической культуры мышления составляет знание, разрабатываемое диалектической логикой. Данный аспект культуры абстрактно-логического мышления в учебном пособии не рассматривается.

Культура абстрактно-логического мышления составляет важнейший элемент фундамента логической культуры экономиста. Она включает:

1) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности и ее формах, усиливающих мировоззренческую и методологическую позицию формально-логического решения наиболее типичных проблем, выдвигаемых экономической практикой;

2) умение использовать эти знания в процессе мышления;

3) устойчивые навыки формирования стройной и убедительной мысли, обеспечения надежного самоконтроля в ходе рассуждения.

Логическая культура экономиста занимает особое место в его общей культуре и ее основных слагаемых – политической, социально-экономической, нравственной и т.д. Ведь как бы ни были специфичны данные виды культуры личности, они основываются на мышлении, на его общих для всех людей формах и законах. Вот почему логическая культура служит необходимым инструментом, позволяющим экономисту увидеть истинную сущность сложных общественных явлений, правильно оценить их и убедительно показать специфику.

Эти качества необходимы каждому человеку, но для экономиста они имеют особое значение, так как его деятельность требует не только узко профессиональной, но и преимущественно интеллектуальной подготовки, способности делать аргументированные выводы на основе логического мышления.

Следовательно, знание формальной логики помогает юристу:

1) сознательно пользоваться исходными принципами правильного мышления, формировать навыки четкого формулирования стройной и убедительной мысли, обеспечивать самостоятельность в ходе рассуждения, развивать и дисциплинировать умственные способности, совершенствовать формальный аппарат мышления;

2) развивать логически стройную и аргументированную профессиональную речь, обеспечивать ее научную убедительность;

3) понимать самому и объяснять другим сложные социально-политические и экономические явления и процессы, конкретные документы, актуальные ситуации, общественные причинно-следственные связи и т. д.;

4) вскрывать противоречия в полемике с оппонентами;

5) опровергать необоснованные доводы своих оппонентов;

6) разрабатывать стратегию и тактику организаций;

7) составлять логически выдержанную структуру управления и организации производственных процессов;

8) логически правильно составлять официальные документы: протоколы, акты, заключения, обзоры, приказы, директивы и т. п.;

9) принимать правильные, обоснованные решения по актуальным вопросам экономики и управления;

10) предвидеть последствия своих и чужих высказываний, действий и поступков;

11) вырабатывать умение защищать свои убеждения, использовать возможность логических средств в аргументированном отстаивании мировоззренческих позиций и методологических установок;

12) преодолевать инертность, косность мышления, которая довольно часто не позволяет взглянуть на ситуацию без предвзятости и увидеть ее такой, какова она есть в реальности, и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение языка и мышления | Основные этапы развития логики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.