КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выгоды и потери, ожидаемые при реформировании службы СМПА. Критерии разработки модели организации скорой медицинской помощи ВЫБОР ПУТЕЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ СМП 1) Место расположения СМП, кол-во жителей: - город (до 100 тыс. жителей, до 500 тыс., 500 тыс. и более; от 1 млн. до 1,5 млн.; – мегаполис; – сельскохозяйственный район. 2) Объем выполняемой работы (обращаемость на ССМП, структура). 3) Уровень организации здравоохранения данного района, города (в частности, смежных этапов). Таблица 6 Б. Варианты моделей СМП
Из предлагаемых 3-х вариантов моделей наиболее оптимальными, по нашему мнению, являются: I – фельдшерская модель применительно к условиям работы отделения СМП – в сельской местности (ЦРБ) или пункта СМП в поселках и небольших районных городах; и III – “смешанная” – врачебно-фельдшерская модель, 4-х видов: две 2-х уровневых (средн. город) и две 3-х уровневых (применительно к условиям крупного города с 1- 1,5 млн. жителей). Выбор модели зависит от вышеуказанных критериев (условий). Так, при выборе соотношения фельдшерских и врачебных бригад, руководитель должен учитывать не только объем выполняемой работы (т.е. общее кол-во обращений жителей на ССМП), но и структуру обращаемости, а также уровень организации смежных этапов. В частности, необходимо учесть отсутствие или наличие в поликлиниках пунктов медицинской помощи на дому в вечернее время (ППНД) или других форм работы с группой хронических больных, разгружающих СМП от непрофильных больных. Практические вопросы организационного и финансово-экономического характера, безусловно, будут решаться на региональном уровне. Причем, право выбора того или иного варианта модели организации СМП необходимо предоставить главному врачу станции скорой помощи, с последующим согласованием с вышестоящими органами здравоохранения и обоснованием выбранной модели СМП. Что и будет способствовать реальному успеху осуществления реформы СМП. У организаторов здравоохранения, сформулированная новая доктрина скорой помощи, как уже было отмечено, направленная на отход от “максимального” объема экстренной помощи и переход на доврачебную медицинскую помощь – вызывает тревогу. К такой “перестройке” не готова не только догоспитальная служба, но и еще более – госпитальная база, результаты работы которой с больными зависят напрямую от качества работы СМП, как раз в наиболее сложных и опасных для здоровья больных областях ургентной патологии. Ввиду указанных обстоятельств и вышеприведенных данных, значение лечебно-диагностической и консультативной деятельности врачебных бригад ( с учетом дальнейшего совершенствования их работы) в разумном сочетании с фельдшерскими выездными бригадами (для высвобождения ВВБ от несвойственных функций по перевозке и вызовов к некоторым категориям больных, не нуждающихся во врачебной помощи) – не только не уменьшается, но и возрастает в новых условиях. Данное положение подтверждает и наш аналитический прогноз, касающийся выгод и потерь, ожидаемых при реформировании службы СМП в условиях действия новой доктрины (отход от принципа “максимального” объема экстренной помощи на ДГЭ). Результаты и последствия ожидаемой перестройки ориентировочно представлены в таблице 7 отдельно по догоспитальному и госпитальному этапам, по 3 критериям: экономическим, моральным и медицинским. Анализ проводился по 19 показателям работы СМП (уменьшение стоимости 1 вызова, увеличение обращаемости, ухудшение качества диагностики, сокращение полноценного объема помощи на ДГЭ, неоправданное увеличение госпитализации, освобождение ВВБ от несвойственных перевозок и напрасных выездов на некоторые уличные случаи, деонтологические и юридические последствия). Деятельность госпитального этапа оценивалась по 11 параметрам, включающих: увеличение объема работ приемных покоев (ПП), увеличение запущенных форм заболеваний в результате отсроченного лечения, дезорганизацию профильности ургентной госпитализации в стационары, увеличение койко-дней, дней нетрудоспособности, дополнительные затраты на содержание мед. штата ПП, медоборудование. Судя по всему, ожидается преобладание “потерь”. На догоспитальном этапе – по 16 показателям (из 19), на госпитальном – в 10 из 11. Выгоды могут иметь место при “смешанной” модели работы – в виде частичного высвобождения ресурсов ВВБ за счет несвойственных (не врачебных) перевозок и напрасных выездов на некоторые уличные случаи, где фельдшера по алгоритму посыла смогут заменить врачей. Особенно заметные потери (напрасная трата ресурсов – НТР) по большинству критериев (экономическим, моральным, медицинским) могут произойти на ДГЭ из-за ухудшения качественных показателей (диагностика, сокращение полноценного объема помощи, ухудшение эффективности экстренной помощи и госпитализации). На госпитальном этапе в виде последствий следует ожидать – увеличение объемов работы медперсонала приемных покоев больниц, увеличение поступления больных с запущенными формами и осложнениями заболеваний, дезорганизацию ургентной госпитализации в специализированные стационары (не по показаниям). То же и в отношении других качественных и количественных показателей работы стационаров. При оценке потерь и выгод реорганизации этапов здравоохранения основное внимание уделяется экономическим и лечебно-диагностическим вопросам и упускается из виду важный вопрос – о деонтологических и юридических последствиях упущений при перестройке работы медучреждений. В условиях расширения прав пациентов на их участие в лечебно-диагностическом процессе (закрепленных в законодательстве РФ: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ от 22.07.1993 г. № 5487-1) возможно увеличение претензий к врачам, вплоть до оформления судебных исков. В то время, как врачи СМП не объединены до сих пор в соответствующую ассоциацию для защиты от необоснованных и (или) чрезмерных юридических и штрафных санкций.
Выгоды и потери, ожидаемые от (сокращение ВВБ, превалирование ФВБ, отход от модернизации службы СМП (максимального объемапомощи на ДГЭ)
Условные обозначения: В графе “динамика”: (+) произойдет, (-) не произойдет, (+-) неясно. В других графах: (+) положительный результат, (-) отрицательный результат, (+-) неопределенный. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приведенные материалы свидетельствуют о необходимости реформирования системы организации скорой помощи в России. Существующие разногласия по поводу путей и методов совершенствования модели СМП могут быть преодолены на базе признания определяющих принципов реформирования, включающих: 1) научно-обоснованный подход к формулировке доктрины СМП; 2) вариантность в разработке и выборе модели службы 03 с учетом отечественного и мирового опыта; 3) постепенное решение проблем на экономической и клинической основе, с учетом готовности к реорганизации других медицинских этапов. ПОСЛЕСЛОВИЕ к разделу II С тех пор как был составлен автором данный аналитический обзор состояния службы СМП – прошло 10 лет. На его основе написана и опубликована статья: «О путях реформирования отечественной службы скорой медицинской помощи», В.А. Фиалко, И.Б. Улыбин, ж. «Скорая медицинская помощь» № 3/2000, с.48-50), а также часть материала вошла в I гл. “Руководства для врачей скорой медицинской помощи” (в соавт.с А.Г. Мирошниченко) – ред-ры В.А. Михайлович и А.Г. Мирошниченко, СПб, 2001, 704с. и в 1 гл. Руков.по СМП МЗ РФ под ред.чл.корр.РАМН С.Ф.Багненко, проф.А.Л.Верткина и др/М.2007,483с. На 3-й Всероссийской научно-практической конференции “Скорая помощь -2002” подведены итоги дискуссии о путях развития службы СМП в России (включая обсуждение проблемы на 7 конференциях по СМП как Всероссийского значения совместно с Пленумом Межведомственного научного совета по проблемам СМП РАМН и МЗ РФ: Москва 2000, 2001, С.Петербург 2002, 2-х съездов и 8 форумов врачей СМП, так и – межрегионального уровня: г. Омск, 2000; Екатеринбург, 2000,2003; Челябинск, 2001,2008). Материалы дискуссии нашли отражение в более чем 400 опубликованных научных статьях и тезисах, а также методических материалах и 8-и монографиях по вопросам СМП (С-Петербург-2:, и СПб МАПО, 2001 совм. с СМП Екатеринбурга; Москва-1, ГЭОТАР-Медиа,2007; Екатеринбург – 4:; 2001, 2002). Создан Всероссийский консультативный совет СМП, (приказ МЗ РФ № 178 от 31.05.02 г.), назначен главный специалист СМП при МЗ РФ (впервые в истории службы). • МЗ РФ совместно со специалистами ведущих научных центров – НИИ СМП г.г. Москвы и С-Петербурга, СПб МАПО – определены основные позиции и направления дальнейшего развития реформы, отраженные в Проекте отраслевой целевой программы «Скорая медицинская помощь», (коллегия МЗ РФ, 24.12.02 г., приказ МЗ РФ № 93 от 11.03.03 г.): • 2. Выдвинута концепция (на базе нового представления): – «об экстренной медицинской помощи как едином специфическом организационно-технологическом комплексе», включающем 2 этапа: ДГЭ и госпитальный. При этом, вся экстренная медицина должна рассматриваться как “специализированный” вид медицинской помощи. • Однако данная концепция находится в противоречии с существующим на сегодняшний день определением СМП – как службы только догоспитального этапа (закрепленного в приказе МЗ № 100, 1999, и других документах, регламентирующее работу). Вызывают удовлетворение и появившиеся в печати предложения ряда ведущих специалистов СМП (СПб МАПО, НИИ СМП им. И.И. Джанелидзе, СПб и др.) о необходимости пересмотра прежнего понятия и формулировки, определяющей не только сущность СМП, но и ее доктрину, ориентированную (как известно, в том же Приказе № 100 МЗ РФ) на приоритетность фельдшерской модели с ограниченным уровнем и объемом экстренной помощи на ДГЭ («сохранение и поддержание жизненно-важных функций организма с последующей срочной доставкой в стационар»). Здесь по нашему мнению, наиболее подходящим термином является – «адекватный» объем ЭМП, имеющий более универсальный характер и нацеливающий бригады СМП любого уровня на качественное оказание ЭМП. · Подводя итоги 10 летнего периода реформирования службы СМП и учитывая, хотя и скромные, но все, же достижения, в улучшении эффективности функционирования службы СМП на современном этапе, следует отметить весомый вклад в процесс реформирования Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи (ННПОСМП) и его руководителя профессора А.Л. Вёрткина. Проведено более 100 конференций в различных городах РФ, 2-х Всероссийских съездов врачей СМП. Удалось «утолить» информационный голод путем издания 2-х журналов, создать современные стандарты СМП, учебные пособия, монографии. Осмысление данного опыта - тем более актуально в преддверии грядущего реформирования, получившего название «модернизации», существующей модели СМП РФ (Приказ МЗ СО № 5586 Н от 02.08. 2010 г.).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |