Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские взгляды славянофилов и западников

Особенности формирования и развития русской философской мысли.

Русская философия как исторический тип философствования.

Гносеологические проблемы современной философской мысли.

Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

Учение Г. Гегеля.

Учение И. Канта.

Условия формирование философии Нового времени.

Спор о природе общих понятий - номинализм и реализм.

Теоцентризм как основной принцип средневековой философии.

Атомистическая трактовка бытия.

Предмет философии. Структура философского знания.

Место и роль философии в культуре: функции философии.

Ранняя древнегреческая философия: физики.

Категория «бытие» в философии Парменида.

Классический этап древнегреческой философии: Платон и Аристотель.

Основные тенденции средневековой философии: религиозный иррационализм и религиозный рационализм.

Эмпирическое направление философии Нового времени: Ф. Бэкон.

Рационалистическое направление философии Нового времени: Р. Декарт.

Философия ХХ века как переход от классического к неклассическому типу философствования.

Русская религиозная философия конца XIX - первой половины XX вв.: В.С. Соловьёв и Н.А. Бердяев.

См. лекции В.Н. Пристенского, его курс лекций и глава (№ 2) учебника «Основы философии» 2001 г.

Понятие «картина мира» и его соотношение с понятием «мировоззрение».

Мифология и религия как дофилософские формы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

 

Картина мира это модель мироздания, созданная на основе богословских, философских и научных исследований и выраженная в объективированной, т.е. внешней по отношению к сознанию человека, форме (например, в форме книги). Это описание Вселенной (текстовое или живописное), показанное человеку как бы со стороны.

В системе мир-человек-текст, картина мира выглядит так:

 

Мир как нечто Человек как некто

 

Знание (текст)=картина мира

 

Картина мира является выражением объективистского (абстрагированного от личных предпочтений) восприятия действительности. И в этом смысле оно отличается от мировоззрения, понятие которого, напротив, подчёркивает субъективный (личностный) ракурс восприятия. Соответственно, термин «мировоззрение» указывает не на мир как таковой, а, на отношение человека к нему.

Очевидно, что мировоззрение не может существовать отдельно от субъекта. Мировоззрение это всегда мое мировоззрение, мой взгляд на мир. В этом состоит его основное отличие от картины мира, представляющей собой книгу о мироздании, вполне способную бытийствововать и без своего автора.

Первой исторической (т.е. реально существовавшей) формой мировоззрения является религия. Мифология как мировоззрение – это абстрактная мысленная конструкция. В человеческой истории не было и не будет людей (находящихся в здравом уме и трезвой памяти), предпочитающих жить в мире фантазий. А мифология это именно совокупность фантазмов, сказок о мире (миф – сказание, предание). Здесь красота картинки, напева или речевого оборота важнее их соответствия действительности.

Религиозное же мировоззрение, напротив, всегда претендует на реалистичность. Не случайно религия опознается по наличию обрядов, ритуалов. И учредить их могут только те, кто всерьез относится к реалиям нематериального порядка. Основной особенностью религиозного мировоззрения является принципиальное восприятие мира, как того, что существовало, существует и может существовать лишь в отношении к фигуре Бога – Творца мира. Политеизм, отмечаемый у многих языческих народов в данном случае картины не меняет, поскольку за спинами мелких божков (похожих на людей, как в Греции или на зверей, как в Египте) всегда стоит фигура Единого и Изначального Бога, о котором принято шепотом и очень в редких случаях.

Стремление к реалистичности восприятия действительности роднит религиозное мировоззрение с философским и научным взглядами на мироздание.

Особенности философского мировоззрения могут быть описаны с помощью, так сказать, трёх «…измов» рационализма, универсализма и субстанциализма.

Рационализм предполагает стремление человека увидеть мир в свете разума, осмысленно. Это означает, каждый из созерцаемых таким человеком объектов, будь то дерево, человеческое тело, авторучка, книга или что-то иное будет им, во-первых, ясно определяем, то есть четко отличаем от других объектов и, во-вторых, рассматриваем не сам по себе, а в его согласованности с этими самыми другими, то есть системно.

Универсализм философского мировоззрения определяется способностью философствующего субъекта воспринимать мир как нечто единое, его умением взять дистанцию от каждодневно наблюдаемого множества непохожих друг на друга вещей и событий и воспринять их как нечто вместе взятое.

И, наконец, третьим признаком философского восприятия действительности является субстанциализм, который будучи тесно связан с универсализмом, характеризуется умением человека различать во всякой идее и вещи, того, благодаря чему эта идея или вещь, а также все остальные идеи и вещи (в том числе и человек) вообще способны существовать и раскрываться перед философствующим субъектом в качестве некого устойчивого единства или субстанции (от лат. substantia – сущность, лежащая в основе) - сущности мира.

Принцип субстанциализма снимает противоречие между свойственным философствующему субъекту стремлением к ясности, отчётливости в восприятии действительности и, как следствие, к конкретности, содержательности этого восприятия (то есть рационализмом философского мировоззрения) и его желанием охватить весь мир в целом, влекущим за собой тенденцию к стиранию различий между созерцаемыми объектами (универсализмом). Иными словами субстанциализм философа заключается в его стремлении увидеть в каждой вещи нечто роднящее её с другими вещами и конкретизировать это нечто.

Научное мировоззрение, как и философское, также рационалистично, но имеет более узкий характер и ограниченно пределами только материального мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Вальтер Гейзенберг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.