Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское понятие культуры




 

Культура (от лат. cultura) - возделывание, воспитание, образование, развитие. Сегодня это процесс обозначается словом «культивирование».

Первоначально древние римляне понимали под культурой возделывание человеком почвы и других природных материалов – т.е. земледелие и ремесло.

Начиная же примерно с 45 г. до н. э. словом «культура» начинают обозначать процесс совершенствования человеческого ума в процессе обучения и воспитания. В этом расширенном смысле термин «культура» впервые встречается в работе древнеримского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы».

Вот эти два латинских смысла – обработка природного материала и совершенствование ума – то есть искусство и наука, являются корневыми и для более поздних европейских языков. Для Возрождения больше 1-й смысл - искусство, для Нового времени – второй – наука, развитие ума.

Оба этих значения слова «культура» имеют место и в русском языке.

Что касается философского понимания культуры.

Здесь различается три основных подхода к определению философского понятия культура.

1) Описательный или эмпирический подход.Согласно этому подходу под культурой понимается вся сумма результатов человеческой деятельности.

Это то определение, которое было принято в рамках первой темы. Под культурой здесь подразумевается все то, что искусственно создано человеком.

2) Оценочный или аксиологический подход(аксиология – философское учение о ценностях).

Согласно этому подходу под культурой понимается некая система ценностей – положительных реалий, иерархия которых полностью зависит от решения человека.

Очевидно, что такой подход носит в значительной степени произвольный и относительный характер.

В рамках этого подхода одна из многих имеющихся у людей система ценностей может быть провозглашена эталоном культуры и, соответственно, все остальные системы ценностей, т.е. то, что дорого людям другой национальности, но не дорого данной социальной группе приобретает вид недокультуры или вообще бескультурия.

Есть правда один нюанс. Аксиологическое понимание культуры предполагает сознательный выбор чего-либо в качестве ценного, дорогого. А инстинктивные влечения к чему-то принимаемые за ценность, это на самом деле проявления животности, а не человечности. То есть вот такое оценивание не есть культура, а есть биология. Это, то о чем, писал Зигмунд Фрейд. И здесь частичное оправдание разговора на тему о бремени белого человека.

3) Деятельностный подход. Наряду с описательным и оценочным подходами к определению культуры выделяется также деятельностный подход, который рассматривает культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

В соответствии с данным подходом культура – это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её проявлениях.

Это означает, что сторонники деятельностного подхода, в частности Вячеслав Семёнович Степин полагают, что культура это вторая природа человека, причём природа созданная им самим. Речь здесь не идёт о личном принятии каких-то ориентиров. Это чисто социально-философское (в смысле социологическое) видение культуры. Культура здесь это самонастраивающийся регулятор общественной жизни. Аналог инстинкта у животных. Если хотите то та самая интеллектуальная матрица, которая определяет образ мысли и образ действия каждого из нас.

Вывод: Очевидно, что мир культуры связан с человеком, а вернее с его деятельностью – сознательной, разумной и целесообразной. Все что идет от природных хотений – к культуре отношения не имеет. Этот смысл заключён уже в естественном языке. Культура это либо совершенствование природы, либо совершенствование человеческого ума.

Наиболее популярны 3 определения культуры:

- культура как результат человеческой деятельности - описательный подход,

- культура как ценностно-целевой ориентир деятельности, т.е. как то, что побуждает лично меня к совершению каких-либо собственных действий и задаёт их направление и делает возможным какой-то результат, - акс. подход

- культура как образ видения мира, интеллектуальная матрица, руководствуясь которой, я одно считаю ценным, а другое нет;

- а эта матрица, является в свою очередь творением какого-то другого человека – т.е. возвращаемся к 1-му подходу.

Круг замыкается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.