Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №14. Правовые и экономические основы природопользования




Экономический механизм природопользования. В системе охраны окружающей среды одним из компонентов является организация природопользования, в которой заложен принцип «загрязнитель платит».

Данный принцип закрепился в РК в общей фискальной политике государства и приносит свои плоды, так в настоящее время объем платежей за загрязнение окружающей среды составил около 1 % от общего объема сбора налогов. Платежи за загрязнения выполняют стимулирующую роль по снижению выбросов и аккумулирующую по сбору средств.

Было проведено несколько этапов по оптимизации ставок платежей за загрязнение окружающей среды, в основном данная политика касалась выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников – основных загрязнителей в республике. Проведена значительная работа с фондами охраны окружающей среды и обеспечено увеличение доходной части местных фондов охраны окружающей среды.

В частности особо важный вопрос - стимулирование предприятий по снижению выбросов текущих загрязнений. Экономическое стимулирование предприятий через экологические платежи всегда будет оправдано. Потому что нормативные платежи входят в себестоимость продукции и напрямую связаны с объёмами загрязнения.

Понятие и виды природопользования. Природопользованием является использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физическихи юридических лиц.Природопользование подразделяется на общее и специальное. Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование. Ограничение общего природопользования допускается, если это предусмотрено законами Республики Казахстан. Специальное природопользование - деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном Экологическим Кодексом РК и иными законамиРеспублики Казахстан.

Природопользование - непосредственное или косвенное воздействие человека на окружающую среду в процессе всей его деятельности. Рациональное природопользование - планомерное, научно-обоснованное преобразование окружающей среды по мере совершенствования материального производства на основе комплексного использования невозобновимых ресурсов в цикле: производство - потребление - вторичные ресурсы при условии сохранения и воспроизводства возобновимых природных ресурсов.

Изучение процессов, протекающих в биосфере, и влияния на них хозяйственной деятельности человека показывает, что создание экологически безотходных и малоотходных производств может уже предотвратить оскудение природных ресурсов и деградацию природной среды. Хозяйственная деятельность людей должна строиться по принципу природных экосистем, которые экономно расходуют вещество и энергию и в которых отходы одних организмов служат средой обитания для других, т.е. осуществляется замкнутый кругооборот.

Казалось бы, сегодня всем ясно, что время "покорения природы" безвозвратно прошло, и начался период глубокого, заинтересованного осознания ее законов. Однако на практике объемы отходов в стране растут в два-три раза быстрее, чем объем производства и численность населения. Лавина отходов загрязняет природу, их вредные токсичные компоненты отравляют землю, воздух, реки, моря и озера. Причина кроется в сиюминутной выгоде для производства. Но разумный человек не должен считать выгодой уничтожение всего живого, "безумное прожигание" ресурсов не только своих, но и принадлежащих будущим поколениям. Следовательно, пришло время коренным образом изменить сам подход к понятию выгодности, когда речь идет о природопользовании.

Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение рационального природопользования - это система взаимодействия общества и природы, построенная на основе научных законов и в наибольшей степени отвечающая задачам как развития производства, так и сохранения биосферы. Главный принцип рационального природопользования - "используй, охраняя, и охраняй, используя".

К видам природопользования относятся:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) недропользование;

5) пользование животным миром;

6) пользование растительным миром;

7) эмиссии в окружающую среду;

8) иные виды природопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.

Видами механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования являются:

1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

2) плата за эмиссии в окружающую среду;

3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;

4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;

6) экологическое страхование;

7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду – процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

Оценка воздействия на окружающую среду включает в себя следующие стадии:

Стадия 1. Оценка территории (обзор состояния окружающей среды), выполняемая для обоснования оптимального выбора участка для размещения объекта;

Стадия 2. Предварительная оценка воздействия на окружающую среду, сопровождающая обоснование инвестиций (технико-экономические обоснования проектов);

Стадия 3. Оценка воздействия, выполняемая в целях полного и комплексного анализа возможных эффектов реализации проекта или дальнейшего осуществления хозяйственной и иной деятельности, обоснования альтернативных вариантов и разработки плана (программы) управления охраной окружающей среды;

Экологическое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Экологического Кодекса РК, Закона РК «Об охране окружающей среды» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются:

1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;

2) обеспечение экологической безопасности;

3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений;

4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;

5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;

6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;

7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;

8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;

9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;

11) стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов;

12) доступность экологической информации;

13) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

14) гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права;

15) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении.

Объекты охраны окружающей среды. Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли.Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда.

Основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в Концепции экологической безопасности от 30 апреля 1996 года, где рассматривались экологические приоритеты переходного периода, в частности экологические проблемы приватизации, вопросы необходимости создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экономических механизмов природопользования, мониторинга окружающей среды.

В 1997 году приняты законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", в 1998 году - "О радиационной безопасности", в 2002 году - Закон "Об охране атмосферного воздуха". В области рационального природопользования - указы Президента, имеющие силу закона, "О недрах и недропользовании" (1996 г.) и "О нефти" (1995 г.), в 2003 году - Лесной, Водный и Земельныйкодексы. Разработано и утверждено большинство необходимых подзаконных нормативных правовых актов.

В целях совершенствования законодательства в республике взят курс на сближение с законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов. Республикой Казахстан подписаны 19 международных конвенций и разработаны национальные планы действий по их реализации. Налажена система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.