Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы нетарифного регулирования международной торговли

Таможенный тариф и таможенная пошлина. Особенности тарифного регулирования международной торговли.

Таможенные тарифы – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета товара ввозимого через границу. Выделяют следующие виды таможенных пошлин:

  1. в зависимости от внешнеторговой операции пошлины делятся на:

а) экспортные, которыми облагаются товары, вывозимые из страны;

б) импортные, которыми облагаются товары, ввозимые в страну;

в) транзитные, которыми облагаются товары, провозимые через территорию данной страны для продажи в другой стране;

2. по способу взимания:

а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;

б) специфические, которые взимаются в виде определенной денежной суммы с веса, объема или единицы товара;

в) смешанные, при которых товар облагается и адвалорной и специфической пошлинами.

 

Величина ставок таможенных пошлин зависит от торгового режима, предоставляемого конкретной стране. В международной практике применяют 3 возможных вида торговых режимов:

1. режим наибольшего благоприятствования (РНБ), называемый так же нормальными условиями торговли; при таком режиме страна предоставляет всем торговым партнерам равные условия торговли

2. преференциальный или льготный режим, который предоставляется в основном развивающимся странам и означает, что базовая ставка таможенной пошлины может быть уменьшена для этих стран на 50%

3. беспошлинный режим, т.е. режим свободной торговли, который в принципе может предоставляться в любой стране, но обязателен для предоставления тем наименее развитым странам (НРС).

 

 

Помимо тарифных инструментов во внешнеторговой политике государств применяются так же нетарифные ограничения. При этом все нетарифные меры регулирования МТ можно разделить на 3 группы:

1. внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. К числу таких мер относятся:

а) лицензирование, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ, разрешающий проведение сделок, т.е. лицензию

б) квотирование или контингентирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз или вывоз определенного перечня товаров

в) антидемпинговые пошлины, которые направлены против демпинга в виде занижения цены экспортного товара. (Демпинг – продажа товара по цене ниже нормальной рыночной цены).

г) компенсационные пошлины, которые направлены против товаров, вывоз которых субсидируется в странах экспортеров в той или иной форме

д) специальные защитные меры, которые могут применяться в отношении товаров, возросший импорт которых наносит серьезный ущерб какой – либо отрасли национальной экономики.

е) добровольное ограничение экспорта, которое представляет собой форму самоограничения поставок, фактически навязанную иностранному экспортеру под угрозой введения более жестких запретительных мер.

2. административные формальности, к числу которых относятся:

а) паратарифные меры, т.е. все прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров в страну. К числу таких мер относятся, в частности, акцизы, специальные целевые сборы, внутренние налоги и другие.

б) технические стандарты, которые включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества, требованиям к маркировке и упаковке, к товаросопроводительным документам и др.

в) государственная монополия, когда государство оставляет за собой исключительное право на осуществление определенных внешнеторговых операций

3. меры государственного стимулирования экспорта, которые включают в себя:

а) государственное субсидирование, т.е. предоставление предприятиям-экспортерам финансовой помощи, налоговых льгот и т.п.

б) льготное кредитование экспорта, которое осуществляется специально создаваемыми экспортно-импортными банками, включает в себя предоставление кредитов под более низкий процент, при поставках зарубежных значительных по стоимости партий товаров

в) страхование экспортных операций, которое может включать в себя страхование ожидаемой прибыли, а так же страхование от политических, военных и иных некоммерческих рисков.

Тема 8. Основные принципы деятельности ГАТТ/ВТО (вопросы 19, 20)

 

19. Торгово-политическая система ГАТТ/ВТО.

 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было образовано в 1947 году 23 странами, рассчитывавшими в дальнейшем на образование постоянно действующего международного органа. В 1995 начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО), явившаяся правопреемницей ГАТТ. В состав ВТО на данный момент входит 153 страны, а регулирование ВТО распространяется на 95% МТ.

Высший руководящий орган ВТО – Министерская конференция, которая созывается не реже одного раза в 2 года. Она принимает решения по наиболее важным вопросам, таким как:

· Прием новых стран в ВТО

· Начало нового раунда многосторонних торговых переговоров (МТП) и утверждение их повестки

В период между конференциями деятельностью ВТО руководит Генеральный совет, который состоит из послов и глав делегаций стран ВТО. Генеральный совет проводит обзоры торговой политики стран-участниц и занимается разрешением торговых споров между ними. Эти функции он делегирует двум специальным органам: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету также подчинены 3 совета:

1. по торговле товарами;

2. по торговле услугами;

3. по интеллектуальной собственности.

Кроме того, в подчинении Генерального совета находятся 3 комитета:

1. по торговле и развитию;

2. по ограничениям, связанным с торговым балансом;

3. по бюджету, финансам и административным вопросам.

В структуру ВТО входят также различные специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы. Они занимаются подготовкой аналитических материалов и решений ВТО, касающихся:

1. защиты окружающей среды;

2. проблем РС;

3. правил конкуренции;

4. инвестиций;

5. региональных торговых соглашений и др.

Текущее обеспечение деятельности ВТО возложено на Секретариат, возглавляемый генеральным директором.

 

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), и в соответствии с процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). Мандат РГ состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

В рамках процесса присоединения российской делегацией велись переговоры по четырем направлениям.

1. Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО.

 

В 2011 году был подписан итоговый протокол по присоединению России к ВТО. Его ратификация должна состоялась в июле 2012 г., а с августа 2012 г. Россия официально является страной ВТО.

Либерализация внешнеторгового режима вследствие вступления России в ВТО в условиях низкой конкурентоспособности российской продукции может привести к вытеснению отечественных производителей с собственного рынка зарубежными поставщиками. Сужение рынка сбыта приведет к снижению степени загрузки мощностей, что уменьшит рентабельность и еще в большей степени увеличит разрыв между ценами на российскую и импортную продукцию. Чтобы не допустить этого, необходимо повысить начальный уровень таможенного тарифа и увеличить длительность переходного периода для наиболее чувствительной в отношении конкурентоспособности продукции. Кроме того, непосредственно с момента присоединения России к ВТО ни одна пошлина снижена не будет. Это снижение будет осуществляться в течение так называемых «переходных периодов», составляющих от 5 до 7 лет для продукции различных отраслей.

Высокий уровень качества российских товаров становится важнейшим требованием в условиях присоединения к Всемирной торговой организации. Только при выполнении российскими производителями запросов мирового рынка к качеству продукции позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.

 

20. Всемирная торговая организация: основные направления и принципы деятельности.

 

Основным направлением деятельности ВТО является либерализация МТ.

Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм, основными из которых являются:

1). Недискриминация в торговле, которая предусматривает:

- не дискриминацию торговых партнеров по отношению друг к другу, т.е. взаимное предоставление РНБ, когда страна предоставляет всем торговым партнерам условия торговли не менее благоприятные, чем она предоставляет хотя бы одному из партнеров;

- недопустимость дискриминации иностранных товаров по отношению к национальным после прохождения таможни, что предполагает предоставление иностранным товарам национального режима, т.е. равного подхода к ним и к отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

2). Принцип гласности, который заключается в том, что все страны ВТО обязуются регулярно и в полном объеме информировать других участников ВТО о применении мер торговой политики, а также заблаговременно ставить их в известность о мерах, готовящихся к введению.

3). Принцип использования преимущественно тарифных средств защиты национального рынка.

4). Прогрессивное снижение таможенных пошлин в рамках периодически проводимых раундов МТП.

5). Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

6). Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

При этом в определенных случаях возможны отступления от основополагающих принципов ВТО. Так, например, допускаются изъятия из РНБ, которые являются максимальными в сфере торговли услугами. Принцип гласности соблюдается более последовательно, но существуют определенные трудности в одновременном его выполнении и сохранении конфиденциальности информации, которое также гарантировано нормами ВТО.

 

Участие в ВТО позволяет странам получать следующие основные преимущества:

1. создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг;

2. обеспечение предсказуемости и стабильности развития торговых отношений;

3. получение доступа к механизму ВТО по разрешению споров, который обеспечивает защиту национальных интересов стран ВТО, если они ущемляются торговыми партнерами;

4. возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем участия в выработке правил международной торговли в ходе МТП.

 

Присоединение России к ВТО ставит перед страной задачу эффективного участия в деятельности данной организации, которая позволила бы защищать интересы национальных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных поставщиков. Кроме того, умело используя правила и нормы ВТО, можно не только добиться устранения дискриминации российских товаров, но и эффективно защитить внутренний рынок страны.

Тема 9. Международная миграция капитала (ММК). (вопросы 21, 22, 23).

 

21. Международная миграция капитала: понятие и основные причины.

Под термином международная миграция капитала (ММК) в самом общем виде понимается процесс размещения и функционирования капитала за рубежом. Экспорт капитала представляет собой изъятие части капитала из национального оборота в одной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в другую страну. При этом страны-экспортёры капитала называют донорами, а страны-импортёры капитала – реципиентами.

Объективной основой развития ММК является значительный уровень различий в экономическом развитии стран мира, которое приводит к таким последствиям:

1. Неравномерность накопления капитала в различных странах и его относительный избыток в странах-донорах;

2. Несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях МХ;

3. Наличие в отдельных странах б о льших возможностей монополизации рынка, а так же более дешевого сырья и рабочей силы;

4. Различия в инвестиционном климате стран мира.

Под инвестиционным климатом понимается совокупность экономических, политических, юридических, социальных и других факторов, которые определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Среди причин, которые определяют развитие ММК на уровне стран и регионов, выделяют:

1. Развитие производства и необходимость поддержания высоких темпов экономического роста.

2. Структурные сдвиги, которые происходят как в МХ в целом, так и в экономике отдельных стран под воздействием НТР.

3. Углублением МСП и МКП.

4. Транснационализация МХ, т.е. расширение деятельности ТНК.

5. Широкое развитие интеграционных процессов в мире.

Наряду с этим, на уровне хозяйствующих субъектов имеет место экономическая целесообразность, которая побуждает предприятия к экспорту или импорту капиталов.

При осуществлении экспорта капитала предприятия руководствуются такими мотивами как:

· Получение дополнительной прибыли;

· Установление контроля над зарубежным предприятием;

· Обход протекционистских барьеров выдвигаемых на пути товарных потоков, за счёт создания производства на территории страны потребителя;

· Приближение производства к новым рынкам сбыта;

· Получение доступа к новым технологиям;

· Снижение расходов на охрану окружающей среды, при переносе экологически грязных производств на территорию стран, не имеющих жесткого экологического законодательства.

При импорте капитала наиболее значительными мотивами для предприятий становятся:

· Возможность развития новых производств, за счёт иностранного капитала;

· Привлечение дополнительных валютных ресурсов;

· Расширение научно-технического потенциала, за счёт технологий принадлежащих инвесторам;

· Создание дополнительных рабочих мест.

 

В целом, ММК имеет большое значение для развития МХ, т.к.:

1. ведёт к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран;

2. увеличивает внешне торговый оборот страны;

3. способствует ускорению экономического развития и росту объёма производства;

4. повышает научно-технический потенциал стран;

5. способствует увеличению уровня занятости.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список сокращений. АПК– агропромышленный комплекс | Основные формы международной миграции капитала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.