Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О целях общего образования




Компетентностное описание иерархии целей профессионального образования, которое вкратце будет представлено ниже, принципиально проще, чем описание целей общего образования, поскольку совокупность базовых компетенций конкретного профессионала может быть достаточно однозначно определяться его типовой деятельностью. Специфика профессиональной деятельности существенно упрощает процесс обсуждения ее описания. В то время как совокупность компетенций выпускника полного общего образования даже в ситуации профильной подготовки на сегодня не ограничивается ориентацией на однозначное продолжение профессиональной подготовки и, следовательно, должна быть общей.

Представляется, что именно эта широта, неоднозначность совокупности ключевых свойств (компетенций) выпускника общего образования и большое количество людей заинтересованных, вовлекаемых в обсуждение документов фиксирующих процесс и результат общего образования затянул на 12 лет принятие ГОС общего образования.

Прежде чем отослать слушателей к анализу современных ГОС и ФГОС общего образования, познакомимся с описанием обобщенных видов человеческой деятельности, имеющих, на мой взгляд, прямое отношение к целостному описанию целей общего образования.

Несколько трансформированное и дополненное(автором) описание обобщенных видов человеческой деятельности, предложенное М. С. Каганом. (см. Приложение 1) [Каган М. С. Человеческая деятельность /Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, 321с.]:

1. познавательная деятельность, продуктом которой является: а) индивидуальный познавательный опыт (знание), который легко актуализируется, воспроизводится и становиться базой любой деятельности; б) освоенные способы самой познавательной деятельности;

2. ценностно - ориентационная деятельность, продуктом которой является: а) аксиологический идеальный образ (ценность); б) освоенные способы самой ценностно - ориентационной деятельности;

3. проектно - моделирующая деятельность, продуктом которой является: а) модель объекта (явления) и/или модель, программа деятельности; б) освоенные способы самой проектно-моделирующей деятельности;

4. художественная деятельность, продуктом которой является: произведение искусства, ориентированное на эмоциональное воздействие на человека, не обязательно предназначенное на предъявление и оценку обществом или сообществом, но потенциально и часто латентно, в качестве метафоры, используемое в общении, в разрешении проблемных ситуаций;

5. коммуникативная деятельность, продуктом которой является: а) адекватно передаваемая, принимаемая информация; б) освоенные способы самой коммуникативной деятельности, общения.

Процитируем положения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 01 сентября 2013 г.

Глава 1. Общие положения.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

Для примера того, что уже сложилось в компетентностном подходе к описанию целей образовательной системы рассмотрим структуру базовой образовательной системы Рис. 3, на котором изображена максимально свернутая по компонентам базовая образовательная система, т.е. обобщенная схема педагогической системы, в которой непосредственно идет образовательный процесс и его результат в виде выпускника, присвоившего совокупность ключевых свойств, определенных образовательной программой.

Рис 3.

 

 


Договоримся, что совокупность наиболее значимых свойств, которую должен приобрести и продемонстрировать в реальной или имитационной ситуации выпускник конкретной образовательной системы, является основной конечной целью образовательного процесса в этой системе. В последние годы эту целостную совокупность свойств выпускника профессиональной системы образования – концептуальную модель выпускника [Ломов Б. Ф. и др.] (КМВ) - связывают с моделью профессиональной компетентности (компетентностная модель выпускника), считая, что идеальный выпускник – профессионально компетентный специалист, магистр и, с определенными, оговорками, бакалавр.

Посмотрим на функционирование и развитие этой системы с позиций управления[9]

Рис. 4. Схема управления базовой образовательной подсистемой

Опишем элементы рисунка 4.

Законы образовательной системы – это законы, определяющие функционирование и развитие самой образовательной системы. Наиболее типичными их представителями (не вдаваясь в обсуждение существующих в традиционной педагогике соотношений закон – закономерность) являются принципы дидактики и принципы воспитания. На рисунке не представлены надсистемные законы, т.е. законы, нормативные акты органов управления, находящиеся вне и иерархически над данной системой. Такими являются конституция РФ, Законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», другие нормативные акты федерального уровня, адресованные системе образования.

Сложный блок – «Начальное состояние системы» не обязательно связывается, например, с началом учебного года, с началом цикла обучения. В текущей ситуации определение начального состояния можно связывать с оценкой состояния на какой-то конкретный момент и, упрощая, сводить к оценке уровня подготовленности студентов, считая все остальные базовые параметры системы (условия, ресурсы, цели и т.д.) известными.

Обратим внимание, что цели и содержание находятся в одном блоке и именно этот блок определяет содержание блока «Подходы, методы, технологии, которые должны обеспечивать достижение целей и эффективность оценочной деятельности, представляющую информацию о функционировании всех блоков системы.

 


[1] Профессия [6, т. 3, С. 540] - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Полностью совпадает с определением в [19, С. 978].

Профессионал [6, т. 3, С. 540] - тот, кто сделал какое -л. занятие, деятельность своей профессией, хороший специалист.

(6. Словарь русского языка. (Под ред. А. П. Евгеньевой) /М.: Русский язык, 2 - е изд., в 4 - х томах.

19. Новый энциклопедический словарь – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Изд-во «Рипол Классик», 2002. – 1456 с.)

[2] В. П. Беспалько определяет педагогические системы как “системы, в которых осуществляются педагогические процессы”. Н. В. Кузьмина дает такое определение педагогической системе: “множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей”.

[3] Имея в виду, что понятие культура включает “в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческой силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и этического развития, мировоззрение, способы и формы взаимодействия людей”,

[4] (Подробнее, смотри в [Соколов В. М. Начала элементарной теории управления образовательными системами: Учебное пособие /Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999, 33 с.])

[5] В соответствии с Законом РФ от 1 декабря 2007 года N 309-Ф3 - Федеральным государственным образовательным стандартом.

[6] КОМПЕТЕНТНОСТЬ [1, С.247] 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющие судить о чем-либо.

КОМПЕТЕНЦИЯ [2, C. 134] – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. К. относится к данной конкретной ситуации, комбинирует и соединяет динамичным образом составляющие ее элементы для адаптации к требованию должности. Для определения содержания К. необходим детальный анализ всех видов деятельности, осуществляемых на данной должности, а также выявление различных видов требуемых знаний, навыков; построение иерархии К. с учетом развития ее составляющих; определение составляющих К., общих для различных направлений деятельности на данной должности.

1. Словарь иностранных слов – 8-е изд. стереотип. – М.: Русский язык 1981. – 624 с.

Управление персоналом: Энциклопедический словарь /Ред. И. Я. Кибанов – М.: ИНФРА – М, 1998 VIII, 453 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА – М»

[7]Более обобщенной дефиницией компетентности можно считать – компетентность: это целостная, системная совокупность свойств человека, позволяющая ему целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую деятельность и разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной жизни.

[8] Требование к чувствительности мнения профессионального сообщества противоречиво! Научные позиции профессионального сообщества, ориентированные на принятые, сформировавшиеся парадигмы, инерционны. Сообщество может не принять новую, выходящую за пределы принятого, идею, теорию, чтобы лишь потом, если она справедлива, включить ее в совокупность устоявшихся парадигм.

[9] УПРАВЛЕНИЕ [8, С. 1396]- «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей». (8. Советский энциклопедический словарь /М.: Изд - во “Советская энциклопедия”, 1981, 1600с.)

«… система управляема лишь в том случае, если управляющая подсистема может целенаправленно менять состояние управляемой системы. Таким образом, всякое реальное управление должно быть целенаправленным, т.е. должна быть известна, определена цель (цели) управления. (Если цель управления неизвестна, управление теряет смысл!).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.