Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды страхования предпринимательских рисков

Необходимость страхования обусловлена существующей

вероятностью наступления чрезвычайных ситуаций и необходимостью

выделения части общественного продукта для финансирования

предупредительных и защитных мер. В условиях рыночной экономики роль

страхования возрастает, поскольку повышается ответственность субъектов

хозяйствования за обеспечение непрерывности процесса производства при наступлении непредвиденных событий. Значение страхования состоит в том, что оно предоставляет всем страхователям гарантии возмещения ущерба при наступлении чрезвычайных событий. Страхование можно рассматривать как метод возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо. В основе этого метода лежит финансирование возмещения потерь из средств страхового фонда, находящегося в ведении страховой организации.

Страхование – система финансовых отношений между субъектами этих отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий, возмещения нанесенного ими ущерба.

Объектом страхования предпринимательских рисков являются потенциальная возможность потери доходов страхователя (например, ущерб от простоев фирмы, упущенная выгода по неудавшимся сделкам и др.)

По роду опасностей выделяют следующие виды страхования: страхование от огня, страхование транспортных средств от аварий, угонов; страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий; страхование животных на случай падежа и вынужденного забоя. Эти виды страхования имеют различия в объеме страховой ответственности при страховании определенных объектов.

По форме проведения выделяют обязательное и добровольное страхование. Обязательное страхование вводится по инициативе государства, которое в форме закона устанавливает виды, условия и порядок внесения юридическими и физическими лицами средств в страховые фонды с целью обеспечения реализации общественных интересов. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить страховые платежи. Добровольное страхование проводится на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком.

Правовую основу страховой деятельности в Республике Беларусь составляют Гражданский кодекс (гл. 48), Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 28.09.2000 № 20 (в ред. от 16.02.2004). В настоящее время на страховом рынке республики действуют 25 страховых организаций, в том числе 4 государственных (Белгосстрах, Белэксимгарант, Стравита, Белорусская национальная перестраховочная организация).

Сегодня страховая услуга принимает вид простого и внятного продукта по доступной цене. Страховщиком является юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности и имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности. В качестве страховщика может выступать Белгосстрах, Белкоопстрах и другие страховые организации любой организационно-правовой формы собственности, регистрацией которых занимается Комитет страхового надзора. Юридическое или физическое лицо (страхователь) вправе заключить со страховщиком письменный договор страхования, вступить в конкретные страховые отношения и уплачивать страховые взносы.

Страхование осуществляется на основе заявления страхователя, предоставленного страховщику по установленной форме. Составляется опись имущества с указанием стоимости имущества в двух экземплярах, акт осмотра имущества (например, транспортного средства) представителем страховщика, которые прикладываются к заявлению и являются неотъемлемой частью договора страхования. В подтверждение заключения договора страхования страховщик выдает страхователю страховое свидетельство (полис) после получения страховых взносов или первой их части. Полис выдается в течение трех дней после поступления страховых взносов на счет страховщика. Уплата страховых взносов может производиться единовременно и в рассрочку (когда договор на год). Договор страхования вступает в силу при уплате страховых взносов. Чаще всего договор заключается на год, но может на меньший или больший срок. Страхователю, заключавшему договор страхования в течение трех и более лет подряд без перерыва и не получавшему страхового возмещения (обеспечившему сохранность имущества), при заключении договора на новый срок может предоставляться скидка при уплате взносов от 10 до 20 %.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять необходимые меры в целях уменьшения ущерба застрахованному имуществу и сообщить страховщику о наступлении страхового случая в течение суток устно по телефону и в течение трех суток подтвердить письменно (документы для установления причины гибели или повреждения имущества). Сообщается также в соответствующие органы (милицию, Госпожарнадзор, аварийные службы). Представитель страховщика составляет на месте страховой акт, по заявлению страхователя и в соответствии с договором осуществляется страховая выплата.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают под управлением рисками?

2. Перечислите используемые методы управления рисками.

3. Укажите способы, которые может использовать предприниматель для снижения степени риска.

4. Раскройте сущность страхования предпринимательских рисков.

5. Перечислите виды и формы страхования.

 

Литература: [1], [2], [3], [4], [6]

 

Тема 4.3. Коммерческая (предпринимательская) тайна и ее защита

План

1. Понятие, сущность и классификация коммерческой тайны, требования к ней.

2. Утечка конфиденциальной информации

3. Защита коммерческой тайны

 

4. 3. 1. Понятие, сущность и классификация коммерческой тайны,

требования к ней

Доступ к информации, благодаря которой может быть создано что-то оригинальное или улучшено старое в результате поиска новых доходов, качеств, свойств или способов удовлетворения потребностей, должен быть максимально затруднен: чем меньше людей могут с ней ознакомиться, тем больше вероятность того, что эти новшества принесут дополнительный доход.

В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров РБ в 1992году. Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности предприятия.

Согласно принятой в бизнесе классификации, предпринимательская тайна делится на три вида: промышленную, коммерческую и финансово-кредитную.

Промышленная тайна охватывает главным образом продукты интеллектуальной деятельности, направленной на создание новой технологических процессов, а также на усовершенствование действующего производства, разработку новых товаров и услуг и т.п. К промышленной тайне могут быть отнесены методы и способы организации управления бизнесом: производством, финансами, маркетингом и др.

Коммерческая тайна включает в себя все свойственные данной сферы особенности, индивидуальные подходы, деловые связи. Многие фирмы к этому виду предпринимательской тайны относят списки деловых партнеров и основных потребителей, методики установления цен, будущие проекты. Поэтому необходимо всегда помнить, что, вступая с вами в деловые отношения, ваши партнеры чаще всего исходят из того, что коммерческая информация, которую они предоставляют, не станет достоянием третьей стороны.

Финансово-кредитная тайна объединяет информацию из бухгалтерских книг, финансовых документов и деловой переписки. Сохранение в тайне этой информации от конкурентов и всех посторонних позволяет не допускать раскрытие финансового состояния предприятия, причин ее успехов ил неудач. Предотвращение утечки финансово-кредитной информации является непременным условием для удержания положения, достигнутого в борьбе с конкурентами.

Коммерческая тайна предпринимателя – сведения, связанные с производством, управлением, финансовой деятельностью фирмы, разглашение которых может привести к ущербу ее интересов.

Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную или потенциальную ценность для предприятия по коммерческим признакам;

- не является общеизвестной и общедоступной;

- должна быть соответствующим образом помечена (совершенно секретно, для служебного пользования и др.);

- не должна являться государственным секретом и защищаться авторским или патентным правом;

- не должна касаться негативной деятельности предприятия.

В Положении о коммерческой тайне определена информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне:

- учредительные документы, лицензии;

- сведения по установленным формам отчетности предприятия;

- документы о платежеспособности;

- данные ля проверки правильности уплаты налогов и других обязательных платежей;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, условиях труда.

Каждая фирма имеет специфику, поэтому перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяет специально созданная группа экспертов из числа экономистов, маркетологов, коммерсантов. К коммерческой тайне могут быть отнесены:

1) Деловая информация: финансовые сведения, технология, деловые планы и планы производства новой продукции, стратегия предприятия, списки клиентов, соглашения и предложения, контракты и договоры, информация о деловых качествах сотрудников и др.

2) Научно-техническая информация: научно-исследовательские проекты, конструкторские разработки, технические параметры новой продукции, заявки на патенты, дизайн новой продукции, технические возможности производственного оборудования, программное обеспечение, информационные технологии и др.

К коммерческой тайне предпринимателя могут быть отнесены сведения:

· Изобретения;

· Рационализаторские предложения;

· Результаты научно-исследовательской. Опытно-конструкторской и иной творческой деятельности (ноу-хау);

· Программы ЭВМ;

· Коммерческая информация (списки заказчиков, контрактные цены, рынки сбыта);

· Организационно-управленческая информация (способы управления производством, деловые связи, переговоры).

 

4. 3. 2. Утечка конфиденциальной информации

В условиях развития рыночных отношений возрастает риск, связанный со стремлением конкурентов завладеть современными технологиями, ноу-хау и другой ценной информацией, представляющей коммерческую тайну. Факт получения такой информации может нанести серьезный ущерб организации.

Каналами распространения являются средства обмена информацией между субъектами деловых и личных отношений, которые целесообразно разделить на формальные и неформальные.

К формальным относятся деловые встречи, совещания, переговоры; обмен официальными документами (договорами, технической документацией); средства передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф, факс, компьютерные сети и т.д.).

К неформальным следует отнести: личное общение; выставки, семинары, конференции, презентации; средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, интервью).

Источниками разглашения коммерческой информации, составляющей коммерческую тайну, являются: люди, документы, публикации, реклама, технические носители, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, в том числе — вычислительная техника, продукция, промышленные и производственные отходы.

Действия, приводящие к незаконному овладению коммерческой информацией, включают следующие направления:

• разглашение информации;

• утечка;

• несанкционированный доступ.

Способами разглашения коммерческой тайны могут быть:

• сообщение, передача, предоставление ее лицам, не допущенным к ней;

• пересылка;

• публикации (открытые и закрытые);

• утеря;

• разглашение на конференциях, переговорах, симпозиумах и др.

Утечка коммерческой тайны — неправомерный выход охраняемых сведений за пределы организации, предприятия или круга лиц, которым она была доверена. Она может происходить через:

• сотрудников фирмы;

• подкуп работников;

• публичные выступления;

• кулуарные беседы;

• реклама, пресса, печатная продукция;

• работники госучреждений, допущенные к коммерческим секретам, посредники и партнеры, совместные организации.

Социологические опросы свидетельствуют, что среди способов незаконного овладения коммерческой тайной первое место занимает подкуп сотрудников, т.е. человеческий фактор. Далее следует шпионаж: копирование документов, проникновение в базы данных, кража документов, подслушивание.

Легальными методами получения информации о конкурентах являются:

- контакты с поставщиками, посредниками;

- посещение ярмарок и выставок,

- поездки на предприятия-поставщики, осмотр их возможностей, знакомство

с качеством и ассортиментом выпускаемой продукции.

- анализ обзоров конъюнктуры рынка;

- анализ информации в средствах массовой информации;

- изучение фирменных журналов, посредством которых можно ознакомиться

с новыми разработками на предприятиях, новыми технологиями

производства;

- изучение предложений о продажах в проспектах, брошюрах.

4. 3. 3. Защита коммерческой тайны

Различают следующие каналы утечки информации о коммерческой тайне:

а) Неформальные: выставки, семинары, конференции, презентации, средства массовой информации.

б) Формальные: деловые встречи, переговоры, обмен технической документацией, персонал фирмы, государственные органы и страховые компании.

Большой ущерб предприятию может нанести промышленный шпионаж – незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну.

 

Основную роль в сохранении коммерческой тайны играют сами организации, которые должны проводить организационные, технические, правовые мероприятия.

К организационным мерам можно отнести:

- Создание служб безопасности предприятия.

- Руководитель организации утверждает Положение по защите коммерческой тайны, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ. Руководитель приказом издает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну с определением степени секретности: строго секретно, конфиденциально, не подлежит огласке.

- Маркировка на документах в правом углу: «КТ», «строго конфиденциально» или «конфиденциально». Указание количества экземпляров документа и кому они направляются

- Работа с персоналом, от которой на 80 % зависит сохранность коммерческой тайны. Руководитель проводит беседы с работниками при приеме на работу и увольнении, заключает с работниками Соглашение о неразглашении коммерческой тайны, проводит инструктаж с обучением методам сохранности конфиденциальной информации.

- Комплексный анализ по выявлению каналов утечки информации, контроль работы подразделений и отдельных лиц.

К техническим мероприятиям относят:

- Ограничить посещение посторонних лиц, выдача пропусков.

- Установление дополнительных дверей, запоров, сигнализации.

- Наличие специальных приборов, обнаруживающих любые подслушивающие устройства.

- Зашумление телефонной сети.

- Охрана фото - и копировального оборудования.

- Защита электронной информации.

- Хранение заключенных договоров и контрактов, других документов в сейфе.

К специальным мероприятиям можно отнести:

- Предусматривать в тексте заключаемых договоров ответственность сторон за несанкционированное разглашение коммерческой тайны.

- Работник должен иметь доступ лишь к информации, необходимой ему по службе.

- Разработка должностных инструкций специалистов с обязанностями по сохранению коммерческой тайны. Указание в трудовом договоре деловой информации, представляющей тайну.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите сведения, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне.

2. Назовите требования, которые предъявляются к коммерческой тайне.

3. Перечислите сведения, которые не могут относиться к коммерческой тайне.

4. Перечислите способы охраны коммерческой тайны.

5. Поясните важность сбора информации о конкурентах легальным способом.

6. Охарактеризуйте организационные мероприятия по защите коммерческой тайны организации.

 

Литература: [1], [2], [3], [4], [5], [23]

 

Раздел 5. Управление ресурсами субъектов

предпринимательской деятельности

Тема 5.1. Финансовые ресурсы организаций. Показатели финансового состояния организации

План

1. Показатели финансового состояния организации

2. Анализ финансового состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

3. Показатели эффективности вложения средств

 

5. 1. 1. Показатели финансового состояния организации

Финансовые ресурсы организаций – денежные средства, вложенные в различные виды активов организации.

Перед выдачей кредита и заключением кредитного договора банк определяет правоспособность и оценивает кредитоспособность (платежеспособность) предпринимателя, а также осуществляет контроль наличия у кредитополучателя просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках на основании предоставленных документов и информации из других источников.

Кредитоспособность – способность кредитополучателя полностью в определенный срок выполнить свои обязательства по кредитному договору. Оценка кредитоспособности проводится на основе всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности потенциального кредитополучателя. Банк анализирует принципиальную возможность предоставления кредита, определяет степень риска, который он готов взять на себя, размер кредита и условия кредитования (срок, процентная ставка, комиссии и др.).

Для отнесения кредитополучателя к определенной группе кредитного риска каждый банк вправе сформировать собственную количественную систему оценки, определяет перечень анализируемых показателей, методику их расчета, значимость (ранг) показателей.

При оценке кредитоспособности на базе анализа системы финансовых показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности кредитополучателя, банк изучает коэффициенты:

· ликвидности;

· обеспеченности собственными средствами;

· финансовой устойчивости;

· прибыльности (рентабельности).

При этом банк проводит первичную оценку предпринимателя по критериям неплатежеспособности в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности. (в ред. постановления Минфина, Минэкономики, Минстата от 08.05.2008 N 79/99/50), которая применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы (кроме страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются следующие показатели:

· коэффициент текущей ликвидности;

· коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации за исключением резервов предстоящих расходов.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1) как отношение итога раздела II актива бухгалтерского баланса к итогу раздела V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 "Резервы предстоящих расходов":

II А

К1 = -----------------------, (1)

V П - строка 640

 

где II А - итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290);

V П - итог раздела V пассива бухгалтерского баланса (строка 690).

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (2) как отношение суммы итога раздела III пассива бухгалтерского баланса и строки 640 "Резервы предстоящих расходов" за вычетом итога раздела I актива бухгалтерского баланса к итогу раздела II актива бухгалтерского баланса:

 

III П + строка 640 - I А

К2 = --------------------------------, (2)

II А

 

где III П - итог раздела III пассива бухгалтерского баланса (строка 490);

I А - итог раздела I актива бухгалтерского баланса (строка 190);

II А - итог раздела II актива бухгалтерского баланса (строка 290).

 

Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации, за исключением резервов предстоящих расходов, к общей стоимости активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (3) как отношение суммы итогов разделов IV и V пассива бухгалтерского баланса за вычетом строки 640 "Резервы предстоящих расходов" к валюте бухгалтерского баланса:

IV П + (V П - строка 640)

К3 = --------------------------------------, (3)

ВБ

 

где IV П - итог раздела IV пассива бухгалтерского баланса (строка 590);

V П - итог раздела V пассива бухгалтерского баланса (строка 690);

ВБ - валюта бухгалтерского баланса (строка 300 или 700).

 

Основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

· коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в

зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение ниже норматива;

· коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение ниже норматива.

Для анализа результатов финансовой деятельности, структуры и направлений использования полученной прибыли используются данные отчета о прибылях и убытках (форма 2) и отчета об изменении капитала (форма 3). Убыточная работа организации показывает отсутствие источника пополнения собственных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности. При получении организацией прибыли определяются направления ее использования: платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд и другие фонды.

Рентабельность продаж характеризует эффективность текущих операций и рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации и рассчитывается по формуле (4).:

(4)

 

где CM - показатель рентабельности продаж, выраженный в процентах;

NP - чистая прибыль;

SR - выручка от реализации.

Прибыльность продаж является измерителем конкурентоспособности бизнес-проекта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы управления риском | Анализ финансового состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.