Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы судебной статистики

 

Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он дает не указание на причины или другие результаты иссле­дования, а ориентирует на пути поиска причин или других искомых данных. На конкретное содержание этих методов существенное влияние оказывает общая теория права и его различных отраслей.

К специфическим методам, с помощью которых судебная ста­тистика изучает свой предмет, относятся:

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;

3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппи­рованных показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы, образуя органически единый процесс ста­тистического исследования, иногда именуются его стадиями или эта­пами, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть при­менен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, статистико-деликтологическое или статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завер­шенным только тогда, когда оно слагается из названных выше основ­ных стадий (этапов, методов).

1. Метод массового статистического наблюдения применительно к юридической статистике означает, что только путем изучения большо­го количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их причинности, в правоприме­нительной деятельности судов. Изучение явлений единичных или в неболь­шом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случай­ные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обуслов­ленные общими причинами.

Для получения объективных результатов статистическое наблюде­ние должно охватывать либо всю (в статистике - генеральную) сово­купность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы ска­зать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку.

2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам - следующий специфический метод (этап) судебной статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, носят общий характер. В целях проникновения в сущ­ность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппиро­ваны по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, сово­купность изученных преступлений группируется по объектам посяга­тельства (против личности, экономики, государства и др.), по содержа­нию мотивации (корыстные, насильственные и т.д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней су­димости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной со­вокупности.

3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изу­чение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показате­лях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные чер­ты, корреляции, характеристики.

4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных яв­лений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе.

Научный подход к статистическим данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов - это основополагающий метод, способный из­влечь из количественных показателей объективный ответ на постав­ленные вопросы.

Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых и статистико-криминологических исследовани­ях предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процес­сов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголов­ного права, криминологии и т.д., и последующее углубление теории этих наук или совершенствование юридической практики на базе по­лученных результатов.

 

Заключительная часть. Подводятся итоги лекции. Даются ответы на вопросы студентов, возникшие в ходе лекции.

Выдаётся задание студентам на самостоятельную работу:

1) Повторить материал данной лекции. Быть готовым к ответам на следующие вопросы:

1. Сформулируйте определение понятия «статистика».

2. Какие уровни статистической науки можно выделить?

3. Что называют «статистической совокупностью, единицами статистической совокупности»?

4. Что понимается под признаками? Виды признаков.

5. Сформулируйте определение «статистического показателя». Поясните отличия между ними.

6. Дайте определение «закономерности, статистической закономерности».

7. Поясните суть «закона больших чисел»

8. Что служит теоретической основой статистики и почему?

9. Дайте определение «судебной статистики». Что считают предметом судебной статистики?

10. Назовите отрасли судебной статистики.

11. Перечислите методы судебной статистики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и отрасли судебной статистики | Общее понятие о психике и психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.