Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Олигофрении

 

Олигофрении (греч. – малоумие) – это группа непрогредиентных болезненных состояний психики, связанных с нарушением развития, общим признаком которых является наличие врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (до трех лет) общей психической неполноценности с преимущественной недостаточностью интеллектуальных функций. Слабоумие не прогрессирует, возможно, некоторое улучшение в результате медико - психолого - педагогического воздействия.

Характерной особенностью олигофрении является изначальное недоразвитие интеллекта и иных функций психики, которое часто сочетается сочетается с физическим, неврологическим, эндокринологическими расстройствами. У олигофренов отмечаются признаки общего физического недоразвития, диспропорциональность туловища и конечностей, искривление позвоночника, церебрально-эндокринная недостаточность, недоразвитие половых органов, нарушение темпов и сроков полового созревания. Так, конечности у них несоразмерной длины, череп нередко неправильного строения, голова или слишком маленькая (микроцефалия), или очень большая (макроцефалия), чаще всего в результате нарушения внутричерепного давления или водянки мозга.

Отличительной особенностью олигофрении является наличие тотального психического недоразвития, что проявляется в нарушении познавательной, интеллектуальной деятельности, но и в мышлении, восприятии, речи, моторики, эмоционально-волевой сфере.

Наряду с этим отмечается слабость активного, целенаправленного внимания.

Память недостаточная, страдает логическое и опосредованное запоминание, в то время как механическая память может быть сохранена.

Речь формируется с запозданием, часто фонетически искажена, нарушен ее грамматический строй, фразы бедны, односложны.

Волевая сфера характеризуется слабостью побуждений, отсутствием или недостаточной самостоятельностью. Поступки отличаются импульсивностью, необдуманностью, нецеленаправленностью.

эмоциональная сфера - низкая дифференцированность эмоций- нет оттенков переживаний, эмоции не устойчивы, переживания поверхностны.

В личностной сфере: - примитивность интересов, ограниченность представлений, снижение активности, трудности формирования отношений со сверстниками и взрослыми - нарушена критичность

Классификация:

1) по времени возникновения. Пренатальная, интронатальная, постнатальная.

2) по патогенным факторам. Токсическая – отравляющие вещества, наркотики; воспалительная – краснуха, системная волчанка; травматическая; хромосомные нарушения, генетическая; интоксикационная – алкоголь; гипоксическая – асфиксия;

3) по степени глубины дефекта – идиотия, имбецильность, дебильность. (степень выраженности каждого дефекта может быть различна).

Идиотия: 1) отсутствие речи почти полностью.

2) бывает ограничение только наличием безусловных рефлексов.

3) не узнают окружающих.

4) внимание ничем не привлекается.

5) эмоции проявляются в злобных реакциях, крики при неприятных раздражителях.

а) легкая и слабая степень - возможен словарный запас несколько слов, до 10.

в) примитивные реакции - смех, плач.

г) возможно некоторое понимание речи, обучаемости нет.

Они практически не способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Имбецильность. Возможно образование элементарных представлений. Понятий - невозможно. Мышление конкретное. Речевые нарушения, артикуляция, заикание, шепелявость. Скудный словарный запас (в пределах обихода). Могут быть сформулированы простейшие операции счета (до 10 к 13 годам), чтения, написания отдельных слов. Механическая память, осмысленности нет. Могут научиться несложному ремеслу, работают только под руководством других, могут быть добродушны, трудолюбивы и послушны. Но могут быть агрессивны, угрюмы, могут выполнять элементарные трудовые действия, могут быть сформированы навыки самообслуживания.

Дебильность. Клинические проявления разнообразны, могут быть способны к обучению во вспомогательной школе, по специальным программам, могут овладевать трудовыми навыками. Поведение можетй быть адекватным и самостоятельным Выраженность характерологических особенностей, но слабость волевой регуляции, импульсивность поведения, повышенная внушаемость. В мышлении снижение уровня обобщения, страдает опосредованное запоминание. Преобладают конкретные ассоциации и шаблонные способы решения задач. Механическая память развита, речь плохо развита - нарушена. Речь, как правило, носит подражательный характер (попугай), представленность речевого оформления без осмысления логики событий и действий, передача содержания - лишь ярких эпизодов, а не смысла. Они повышенно внушаемы, склонны к подражанию и пуэрильности, что в отдельных случаях может использоваться другими лицами в целях совершения преступления.

Судебно-психиатрическая оценка. Лица с идиотией и имбецильностью крайне редко направляются на судебно-психиатрическую экспертизу на предмет решения вопроса об их вменяемости, так как безынициативны, не способны к самостоятельной организации своего поведения, находятся под постоянным надзором и не совершают общественно опасных деяний. Чаще всего они в силу их пассивной подчиняемости и внушаемости являются объектами сексуальных посягательств и поэтому направляются на судебно-психиатрическую экспертизу на предмет определения их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Эти лица не способны понимать противоправность и наказуемость тех или иных деяний, давать оценку юридически значимым ситуациям. Они невменяемы, недееспособны и не могут правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Дебилы способны сознательно регулировать свое поведение в юридически значимых ситуациях, могут предвидеть последствия своих поступков. Это основной аргумент в пользу признания таких лиц вменяемыми. В некоторых случаях, при правонарушениях, требующих разного объема осмысления их противоправного характера, возможно заключение о вменяемости в отношении одного общественно опасного деяния и невменяемости в отношении другого. дебильность не мешает субъекту своими действиями приобретать для себя гражданские права и нести обязанности, а также правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Вывод по четвертому вопросу Олигофрении – это группа не прогрессирующих болезненных состояний психики, связанных с врожденным или приобретенным в раннем детском возрасте (до трех лет) нарушением развития, проявляющимся в общей психической неполноценности с преимущественной недостаточностью интеллектуальных функций. Олигофрения имеет 3 степени выраженности: Идиотия, имбецильность, дебильность. Дебилы в некоторых случаях могут признаваться вменяемыми, имецилы и идиоты всегда невменяемы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Эпилепсия | Вопрос 5. Временные психические расстройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.