Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замещения




 

Эффект замещения связан с тем, что изменение цены какого-либо товара меняет относительные цены различных благ, что побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен товаров, ставших относительно более дорогими.

Эффект дохода связан с тем, что с изменением цены какого-либо товара изменяется реальный доход потребителя, его покупательная способность, а следовательно, и величина спроса на различные блага.

Проблема состоит в количественном разграничении названных эффектов. Для того чтобы оценить влияние эффекта замещения на величину спроса при изменении цены товара, необходимо абстрагироваться от влияния эффекта дохода, т.е. предположить, что реальный доход не меняется при изменении цены.

Тем самым увеличение объема спроса при понижении цены товара объясняется воздействием двух эффектов:

1) если у товара Х есть заменители, то при понижении цены данного товара покупатели охотнее начнут приобретать дешевый товар Х, чем его заменители. Подобное увеличение объема спроса товара Х и называется эффектом замещения. Движение происходит по той же кривой безразличия вправо.

2) Если товар Х становится дешевле, то покупателю нужно тратить меньше денег на приобретение того же количества товара Х. У него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные деньги он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара Х. В таком случае объем спроса товара Х возрос под воздействием эффекта дохода. Увеличение дохода перемещает бюджетную линию параллельно вверх и вправо.

Поведение потребителя непосредственно зависит от категории потребляемого товара. Рассмотрим так называемый нормальный товар. На рис. 3,11 изображена ситуация, при которой цена на нормальный товар X поднялась, следовательно, бюджетная линия сделала поворот от В1 к В2

Рис. 3.11 Эффект дохода и эффект замещения при повышении цены нормального товара Х

 

Точка оптимального потребления передвинулась с f до h. Часть этого сдвига обусловлена эффектом замещения, часть — эффектом дохода.

Что бы различить эти два эффекта проведем пунктиром новую бюджетную линию (B1а) таким образом, чтобы она была параллельна В2 но при этом являлась касательной к кривой безразличия. Будучи параллельной кривой B2, она выражает новое ценовое соотношение двух товаров. Будучи касательной к той же самой кривой безразличия, она позволяет потребителю получить то же количество полезности, что и ранее. Поскольку в данном случае потребитель ничего не теряет и его реальный доход в точке g остается прежним, данное изменение потребления товара X (от точки Х1 до точки Х2) отображает эффект замещения в силу относительного удорожания товара X.

Между тем в действительности бюджетная линия передвинулась не в положение В1а, а в положение В2. В результате точка оптимума потребителя (точка его рационального выбора) находится теперь на кривой безразличия I2 — это точка h. Реальный доход потребителя при этом сократился, так как данная кривая находится ближе к началу координат, чем прежняя. Обусловленное этим изменение в объеме потребления товара X есть не что иное, как эффект дохо да, равный разности Х2 и Х3.

Обратим внимание, что в случае нормального товара эффект дохода и эффект замещения имеют одинаковую направленность и усиливают действие друг друга. Обычно оба эффекта имеют отрицательный знак (т.е. по мере роста цены товара его потребление сокращается, что соответствует закону спроса). При этом, чем сильнее выражено действие этих эффектов, тем выше ценовая эластичность спроса на продукт X.

На данном графике ∆x и представляет собой увеличение объема спроса за счет двух эффектов. Уравнение Слуцкого-Хикса выгладит следующим образом:

dxi/dрj = (dxi/dрj)comp – (dxi/dМ)·хj

 

при условии, что xi· хj →max и выполняется бюджетное ограничение рi · xi +рj · хj = М, где М – доход потребителя; «comp» - обозначение компенсации.

Для большинства товаров с понижением их цены оба эффекта действуют в одном направлении и приводят к увеличению объема спроса. Однако существуют товары, потребление которых падает с ростом дохода покупателя. В этом случае эффект дохода и эффект замещения будут действовать в различных направлениях. Эффект замещения будет увеличивать объем спроса такого товара при понижении его цены, а эффект дохода – уменьшать объем спроса.

Теоретически невозможно предсказать, какой из двух эффектов будет больше. Здравый смысл и житейский опыт подсказывают, что эффект замещения должен быть больше и в конечном итоге повышение цены товара вызовет сокращение его потребления.

Однако, по крайней мере гипотетически, можно предугадать и вариант, при котором эффект дохода окажется выше эффекта замещения. Таковой будет ситуация - с так называемым товаром Гиффена. Подобный гипертрофированный эффект дохода можно объяснить, в частности, низким уровнем дохода и большой долей данного товара в совокупном потреблении отдельного домохозяйства. В этом случае повышение цены товара может сопровождаться ростом его потребления. Бесспорно, однако, что на практике такие ситуации встречаются крайне редко.

 

Вопрос: Эффект изменения спроса на товар под воздействием изменения дохода потребителя из-за изменения цены на данный товар называется?

+эффектом дохода

эффектом закона спроса

эффектом замены

эффектом закона предложения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.