Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция

Признаками олигополии

1) в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти);

2) доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;

4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

 

 

Монополистическая конкуренция – структура, где товары хотя и взаимозаменяемы, но отличаются друг от друга качественными характеристиками. Он монополист, но в узкой сфере деятельности. Основные характеристики данной рыночной структуры:

1) множество производителей.

2) цену он устанавливает сам (это роднит монополистическую конкуренцию с монополией). К видимым признакам монополистической конкуренции можно отнести следующие:

а) дифференциация продукции;

б) малые размеры и многочисленность фирм;

в) низкие входные барьеры;

г) несовершенство информации.

Монополистическая конкуренция – это скорее сочетание совершенной конкуренции и монополии.

При монополистической конкуренции товары хотя и взаимозаменяемы, отличаются друг от друга некоторыми качественными характеристиками: вкусом, фасоном, упаковкой, местом продажи и т.д. Поэтому в отличие от условий совершенной конкуренции каждый отдельный производитель, изменяя объем производимой продукции, может повлиять на цену своего товара.

Поскольку производителей очень много, каждый оказывает ничтожное влияние на общие условия реализации данной группы товаров. Поэтому в отличие от олигополии каждый производитель может не принимать во внимание ответную реакцию своих конкурентов на то или иное свое действие. Этой реакции, видимо, не будет, так как воздействие данного производителя на всех остальных крайне незначительно.

Модель монополистической конкуренции предполагает, что отсутствуют ограничения на переход производителей из других сфер деятельности в данную и наоборот. Это означает, что в состоянии рыночного равновесия в длительном периоде производители должны получать нулевую “экономическую” прибыль. Если бы прибыль была положительной, то это привело бы к переходу производителей из других отраслей в данную отрасль, к увеличению предложения данной группы взаимозаменяемых товаров, к понижению цен и к исчезновению прибыли.

Итак, монополистическая конкуренция означает:

 

1) кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, то есть продаются товары-заменители других фирм. Существует монопольная прибыль в краткосрочном периоде.

2) Имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. В долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм равна нулю.

3) В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм; каждая фирма проводит собственную политику, не взирая на реакцию конкурентов.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции.

Как считают некоторые экономисты, потеря в эффективности, увеличение суммарных затрат – это “плата” потребителя за дифференциацию товаров. Есть и точка зрения, отстаивающая необходимость уменьшения дифференциации, усилив стандартизацию товаров. При этом выдвигаются следующие аргументы:

1)общество бесполезно тратит огромные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа;

2) дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, вызвав новые потребности;

3) огромны расходы на рекламу, которая бывает неполной и обманчивой, навязывая потребителю сомнительные свойства товара; реклама превращается в вид налога на общество.

Сторонники же монополистической конкуренции, выделяют наоборот положительные ее черты:

1) удовлетворение многообразных потребностей покупателей;

2) совершенствование продукта, упаковки, условий предоставления услуг, что повышает уровень жизни;

3) увеличение информации потребителя о свойствах товара, возможностях и способах использования и т.д.

Вопрос: Отличием модели монополистической конкуренции от совершенной конкуренции является...

менее эластичная кривая спроса на продукцию

присутствие на рынке множества фирм и там и тут

+отсутствие возможности влияния отдельной фирмы на цену товара при помощи объемов предложения продукции почему так сформулировано?

отсутствие барьеров для притока других капиталов и там и тут

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антимонопольная политика | В отличие от условий совершенной конкуренции каждый отдельный производитель, изменяя объем производимой продукции, может повлиять на цену своего товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.