Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуально-типологические свойства личности и профессия менеджера




4.1 Понятие о личности в психологии

4.2 Индивидуально-психологические особенности личности

4.3 Диагностика свойств личности

4.1. Понятие о личности в психологии

 

Личность и ее понимание. Психологическая структура личности. Понятие «личность» является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического (природные данные), психологического и социального (общественная среда) факторов. В развитии одних свойств личности главенствует биологический фактор (темперамент), в развитии других — социальный (формирование навыков, умений, приобретение знаний, опыта, мировоззрения, идеалов).

Личность как биолого-социально-психологическая сущность человека формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Дети, с самого раннего возраста развивающиеся вне общества, остаются на уровне развития животных: у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Таким образом, личность формируется прижизненно и является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.

Быть личностью — значит:

P осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;

P оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и перед обществом;

P постоянно «строить» самого себя и других;

P обладать свободой выбора и нести ее бремя.

) Личность — это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо, обладающее речью, способностью к тру­довой деятельности и находящееся в определенных отношениях с другими людьми.

Английский философ-материалист середины XVII в. Томас Гоббс дал такое образное определение личности: «Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные».

Личность характеризуется пятью потенциалами:

P познавательным (гносеологическим) — это объем и качество информации, которой располагает личность;

P ценностным (аксиологическим) — приобретенная в процессе социализации система ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах;

P творческим — полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;

P коммуникативным — мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми;

P художественным — уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как личность их удовлетворяет.

Начиная с немецкого психолога Вильгельма Штерна, категория личности изучается как целостное понимание человека с учетом его индивидуально-психологического начала. В отечественной психологии проблемами личности занимались А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Забродин, А. Д. Глоточкин, А. В. Петровский, В. А. Ядов, А. Ф. Шикун и др.

На наш взгляд, наиболее удачная в этом отношении концепция динамической функциональной структуры личности, предложенная К. К. Платоновым. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые можно рассматривать в разрезе четырех подструктур (рис. 8):

P биологической — возрастные, половые, иногда патологические свойства психики, врожденные свойства и типы нервной системы (темперамент, задатки, простейшие потребности);

P психологической — индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;

P подструктуры социального опыта — умения, навыки, знания и привычки;

 

Рис. 8. Личность как динамическая функциональная структура

P подструктуры направленности личности — влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.