Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение государства и права

1. Общая характеристика социальной власти и норм поведения людей до государственный период в обществе.

2. Основные причины, условия и закономерности происхождения государства и права.

3. Основные теории происхождения государства и права.

4. Материалистическая теория происхождения государства и права.

5. Теории образования российского государства.

Основные причины, условия закономерности происхождения теории государства и права. Формирование государства и права, происходило сложно, противоречиво и заняло длительный период в истории человечества (10-12 тысяч лет). Этому способствовали следующие экологические кризисные явления:

1. Ледниковый период, наводнения и другие неблагоприятные климатические условия. Для того, чтобы выжить человечество вынуждено было перейти под охоты и собирательства (этап присваивающий экономики) к изготовлению орудий труда, земледелию, производству продуктов питания (начинается этап производящей экономики).

2. Началось вымирание мега – фауны (мамонтов и других крупных животных). Это период ученые называют неолитической революции. Эта революция явилась принципиально качественным переворотом, в которой произошел при переходе в эпохе неолита от присваивающего к производящему хозяйству и изменил всю материальную основу жизни первобытного общества. Государство возникает в условиях роста производящего хозяйства, специализация которого произошла 3 основные стадии разделения труда:

1) Отделение скотоводства от земледелия.

2) Отделение от с/х к ремесла.

3) Появление профессиональных торговцев.

Каждый этап в развитии экономики приносил что – то новое в процесс формирование в зачатках государства:

1) Производящее хозяйство (земледелие, скотоводство, рыболовство) привело к оседлому обществу жизни людей т.е появился важнейший элемент государства – территория. С появлением скотоводства и кочевого хозяйства (приручение лошади, осла, верблюда, изготовление колесных повозок) стали решаться проблемы с передвижением на большие расстояния, что привело к постепенному расширению территорий площади племени или союза племен, освоению новых земель и дальнейшему расселению людей.

2) Появляется публичная власть, в виде государственного аппарата это стало возможным вследствие возникновения избыточного продукта (запасы продуктов для себя) и прибавочного продукта (произведенного одним субъектом, но присвоенного другим). Появляется прослойка людей, которые занимают более высокое положение в результате накопления излишков продуктов. Кроме этого, возникновение публичной власти как зачатков государственного аппарата было необходимо для решения ряда организационных задач связанных с мобилизацией населения на выполнение ирригационных работ.

3) Конфликты с соседями из – за территорий, необходимость захвата излишков продуктов или их охрана от покушения со стороны соседей, способствовала появлению армии.

4) Демография т.е улучшение условий жизни людей привело к росту народонаселению.

5) Разложение первобытной общины привело к появлению новой общности людей – народности, в основе которой лежала не кровно родственная связь между общинниками, а культурно историческое единство:

1- Единство территорий.

2- Общие ценности (язык, хозяйство, духовная культура).

3- Антропологические особенности (цвет кожи, форма частей тела).

6) Экономические изменения привели к учащению войн с целью захвата чужих территорий, присвоение чужого имущества, стремление подчинить населения для его эксплуатации. Государственная власть становится необходимым средством, позволяющее, выжить племени и победить в условиях вражды с соседями и другие элементы зачатков происхождения государства и права (духовная культура) появление письменности. Становление государства усложнило социальные отношения между людьми, а это привело в свою очередь к появлению новых традиционных институтов:

1) Институт частной собственности, которые появляются к концу существования поздней первобытной общины, объектами частной собственности сначала были излишки продовольствия, скота, ремесленных изделий, а затем, земля.

2) Институт семьи. Переход производящей экономики потребовал применения мужской силы и произошел переход от матриархата к патриархату. В котором, главенствующую роль играет мужчина возглавлявший семью, который владел собственностью, а рабство велось по мужской линии. Новый субъект хозяйственной жизни – семья начала вступать в противостояние с родом т.к у семьи расширился перечень имущества находящийся в частной собственности. Моногамное семья создала условия для имущественного расслоения. Развитие института семьи, имущественное расслоение и завоевательные войны привели к появлению крупных социальных групп (государственная власть стала захватываться привилегированными властями, стремящимися прикрепить своё положение в обществе с помощью органов принуждения, судов, взимание налогов и других рычагов власти. По мере усложнения общественных отношений и образование государственных структур формируется право по нескольким направлениям:

1. Право вырастало из обычаев, т.к обычаи стали получать санкции со стороны общественной власти и постепенно обычаи превращались в обычное право. Содержащее нормы, позволяющее сдерживать социальные конфликты, охранять частную собственность и укреплять положение господствующего класса.

2. Формирование права, связано с деятельностью судебных органов, что привело к появлению прецедентного права.

3. Деятельность самой государственной власти по созданию нормативных актов (статусное право). Первоначально акты, исходящие от государства содержали в себе не систематизированные собрания правовых обычаев, выполнение которых государственная власть считала необходимым гарантировать (охрана правил), и только позднее акты государства все более наполнялись содержанием отражавшим волю господствующего класса. Современная наука выделяет следующий основные пути становления государством:

1. Военный путь становление государства.

2. Аристократический (родоплеменная аристократия подчиняла себе производство и распределение материальных благ, накапливала богатство и содержало армию).

3. Плутократический (власть богатых).

4. Создание мужских тайных союзов.

5. Восточный путь (древний Восток, Африка, Америка). Это связано с необходимостью массовых работ (ирригационная система земледелия и т.п).

6. Западный (европейский) включает в себя 2 направления:

1- Государство древнего Греции, древнего Рима, возникали как военные демократии, постепенно трансформировавшиеся в рабовладельческие монархии.

2- После разложения на территории западной и восточной после длительного периода стал возникать профеодализм, а затем, феодализм.

Теологическая теория (церковь) значительный вклад внёс Аврелий Августин и Ф. Аквинский. Государство возникло

…………Согласно другой версии, Бог дал 2 меча папе, но один папа передал церкви, а другой королю. Власть короля вторична по отношению к религии. Один меч церковь вложила в ножны, т.к ей не пристало самой пользоваться мечом, а другой меч вручил государь, для того чтобы те могли вершить судные дела. Основной смысл теории – утвердить приоритет духовной организации, над светской организацией.

2 Теория: Патриархальная

Авторы: Конфуций, Аристотель, Фильмер, Михайловский.

1) Согласно этой теории, государство явилось результатом исторического развития семьи. По этой теории, любое сопротивление государю недопустимо. По мнению Фильмера, власть английских королей является неограниченной т.к. короли являются преемниками библейского патриарха Адама, которому от бога дана не только отеческая, но и королевская власть над своим потомством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, и в конце концов, к королям. Т.к власть Адама божественна то, подданные должны покорно подчиняться ему. Спорные моменты этой теории: Эта теория считается анти исторической т.к в обществе сначала возник род. А, семья складывается гораздо позднее в силу упорядочение отношения полов и в связи с изменениями в производственной сфере. Семья возникает параллельно с возникновением государства. Семья эта ячейка государства.

2) Взрослая семья выполняет различные функции (главная функция: воспроизводство рода + совместное потребление; государственная власть решает другие задачи)

3) Договорная теория. Основатель Т. Гоббс, Джон Локк, Ж.-.Ж Руссо, А.Н. Родищев. По этой теории государство основывается на общественном договоре, между людьми для обеспечения их общей пользы и общих интересов. Объединяло сторонников этой теории представление о том, что государство предшествует естественное состояние людей, но понимали они это по разному:

a- Т. Гоббс описывал естественное состояние как: «войну всех против всех». Учитывая, что невозможно жить в постоянных войнах люди договорились заключить договор и создать новую форму общения – государство, которому они добровольно передают часть своих естественных прав на свободу, проживание и др. Таким образом, Гоббс обосновал и отстаивал абсолютную монархию, как добровольную передачу прав, людей в пользу монарха. Говорит о естественном состоянии как «о золотом веке человечества». В этот век все равны, друг перед другом свободны т.к нет частной собственности. Причины возникновения государства Руссо видит к совершенствованию и в порче нравов. По его мнению человек изобретая и совершенствуя орудия труда, повышает производительность труда. Это приводит к порче нравов т.к создает прибавочный продукт и частная собственность. Результатом этого становится захват безнравственного членами общества общественной земли и обращение земли в ее собственность. После этого богатые убедили темных и легковерных людей установить общие правила поведения людей, в пользу богатых (т.е заключить договор).

Спорные моменты этой теории: нет убедительных научных данных, подтверждающих ее научных данных.

Большинство людей, как правило, не удается договориться по таким важным вопросам, связанным с острыми социальными противоречиями.

Теория насилия. Е. Дюринг, К. Каутский, Л. Гумплович. Суть этой теории в том, что государство возникает результате акта насилия, когда одно племя завоевывает другое и чтобы удержать его в повиновении образуется государство.

Спорные моменты:

1. Насилие часто являлось не причиной, а лишь фактором ускоряющем образование государство. Т.к более организованное общество было сильнее неорганизованного. Если общество не созрело, то никакие завоевания не могут привести к возникновению государства.

2. Завоевание одного народа, другим, как правило, происходит в рамках уже сложившихся государственной системой (раннего государства или его элементов) у этих народов.

Психологическая теория.

Спорное положение – человеческая формируется под влиянием экономических, социальных и иных внешних условий и т.е это психика вторична по отношению к социально политической действительности.

Органическая теория в создании этой теории ее основе, лежат успехи естествознания в 19 веке. Спенсер с человеком в частности он считал, что государство это голова, деятельность правительства аналогична функции человеческого мозга, а остальные важные функции по снабжению информации мозга от которого ведут команды другим органам государства (финансы – кровеносная система обеспечивающая деятельность организма; руки производители, крестьяне, рабочие и т.д).

Расовая теория. Значительный вклад в ее разработку внёс Ф. Ницше, но основателем считается Ж. А. де Гобино. Согласно этой теории, причина возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. К высшей, относятся – арийцы призванные господствовать в обществе, а вторые «недочеловеки» (славяне, цыгане, евреи) которые должны слепо повиноваться первым.

И другие теории (например: ирригационная)

Материалистическая теория государства

Государство появилось в ходе длительного исторического развития, в основе которого была

Экономика.

Предпосылки происхождения государства явились: 1

1. Экономические предпосылки

2. Социальные предпосылки:

2.1 смена полигамных отношений, моногамными, появление семьи.

2.2 Появляются социальные слои и классы.

2.3 Усложняются структуры социальной организации сообщества (переход от матриархата к патриархату, возможность наследования по линии отца и т.п).

3. Политический

3.1 Выделение институтов публичной власти.

3.2 Формируются силовые структуры.

Теория образования Российского государства

Миллер; Байер были приглашены для работы в российскую академию наук в 18 веке. Согласно этой теории государство на Руси было создано выходцами из Скандинавии якобы, восточнославянские племена пригласили Нормандских князей править ими т.к сами сделать этого не могли из – за внутренних расприй. После объединения Новгорода и Киева в 882 году, было образовано единственное Древнерусское государство.

Анти – Нормандская теория. Основатель: Н.В. Ломоносов, сторонники, С.М Соловьев и В. О Ключевский эти ученые считают что никакого влияния нормандцы никакого на развитие русского государства не оказали т.к у древней Руси был свой путь государства. Также существует и другие теории зарождения государства на Руси например: в литературном памятнике древности «повести о временных лет» говорится что еще до призвания варягов – руссов Северного княжества древней руси существовали государственные образования. Центр – Киев. Аркания и др. Жили друг от друга и управлялись своими родами самостоятельно. Во главе племени стоял Князь. Власть передавалась по наследству от старшего к младшему. Уявия и Аркания имели советы родов

 

Лекция №3

Понятия признаки и сущность государства.

1. Понятие государства и его сущность.

2. Основные признаки государства.

3. Типы государства.

4. Формы государства.

5. Формы государственного устройства.

6. Государственный политический режим.

7. Механизм государства и его элементы.

8. Органы государства.

9. Понятия и принципы местного самоуправления.

Вопрос 1.

Понятие государство используется в узком понимании этого слова и широком смысле. В узком смысле под государством понимается правительственная машина, которая в силу разделения труда возникает из общества (Карл Маркс), т. е. Это государственная власть, её механизм, которые рассматриваются отдельно от общества. В широком смысле термин государства используется для обозначения особой формы общества.

Гос. власть отличается от органов самоуправления:

1. при самоуправлении вопросы решаются всеми членами общества (через народные собрания, через органы которые пользуются доверием членов общества и которые подотчётны перед обществом их избравшим)

2. в государстве власть выделяется из общества, стоит над ним и приобретает известную самостоятельность по отношению к обществу. Это проявляется в наличии гос. Аппарата т. е. группы лиц которые занимаются исключительно вопросами управления и содержаться за счёт налогов.

Известны разнообразные точки зрения на понятие государства:

1. Аристотель считал, что государство — сомодавлеющее общение граждан ни в каком другом общении не нуждающееся и не от кого другого не зависящее.

2. Никола Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

3. Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо называли государством гражданское общество (общество состоящее из граждан)

Существенное влияние на понимание природы государства оказала нормативистская школа права, в рамках которой сформировались следующие подходы к понятию государства:

1. в юридическом смысле государство рассматривается как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается уставленным в стране особым правовым порядком, т. е. государство издаёт нормы права, регулирующие поведение общества.

2. В социологическом смысле государство понимается как социологическая общность, не зависимо от её порядка и реальности. В этом аспекте характерной чертой является рассредоточение власти по различным органам, т. е. не существует таких государств где все акты действия исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур, и по этому в результате деятельности этих структур возникает бесчисленное количество актов подчинения.

3. Понятие государства определяется как живой, «естественный» организм (как форма социальной биологии).

4. Понятие господства определяется как политически организованное общество, как государство — власть.

Сущность государства ….. представителями марксистской теории где государство является орудием насилия одного класса над другим, в целях обеспечения эксплуатации, исключение составляет социалистическое государство. На государство и его сущность вместе с социальными и классовыми началами сильное влияние оказывают национальные, религиозные и криминальные факторы, иногда гос. власть оказывается в руках узкой группы, выражает их интересы, выдаёт их обще социальные и общенациональные взгляды на отношение в обществе.

Вопрос 2. Основные признаки государства.

При характеристики признаков государства выделяют два основных подхода:

 

1. исторически сложившаяся и развивающаяся организация политической (публичной власти)

2.

3. население государства

4. государственный суверенитет

5. тесная органическая связь государства с правом

6. наличие аппарата управления и аппарата подавления

7. установление и взимание налогов и сборов

Территория как признак государства включает в себя 2 элемента: фактическую (собственную территорию) и юрисдикционную (условную) территорию — это территория на которую распространяется суверенитет государства:

ñ территория посольств, консульств

ñ территория военных баз и других воинских подразделений за границей

ñ полярные станции на материке Антарктида

ñ территорий гражданских кораблей и летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории

ñ территория военных кораблей и военных летательных аппаратов, где бы они не находились

Население государства.

Все жители государства подразделяются на 4 группы:

ñ граждане этого государства

ñ иностранные граждане

ñ лица без гражданства (апатриды)

ñ лица с двойным гражданством (бипатриды)

Государственный суверенитет (суверент — правитель осуществляющий верховную власть). Суверенитет в современном понятии представляет собой единство двух элементов: а) верховенство государства внутри страны, т. е. Способность самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок; б) внешняя независимость государства (на международной арене). Основы суверенитета государства:

ñ экономическая основа (уровень развития экономики, наличие денежной системы)

ñ политическая основа (существование политического режима, наличие развитой политической системы общества)

ñ правовая основа (законодательство, конституция, общепризнанные принципы международного права)

Возможно ограничение суверенитета в принудительном или добровольном порядке:

ñ в принудительном ограничивается в результате войны, когда победитель диктует свои условия и ограничения побеждённой стране

ñ добровольное допускается по взаимной договорённости с другим государством

В юридической науке так же выделяются понятия народного и национального суверенитета:

ñ народный выражается в характеристике народа, как основного источника власти в государстве (своё право на власть)

Связь государства с правом.

это выражается в том что государство издаёт законы и иные нормативные правовые акты обязательные для всех членов общества, с другой стороны государство обеспечивает выполнение этих законов иногда принудительными методами.

Наличие аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления - это органы законодательной, исполнительной власти с помощью которой осуществляется управление

Аппарат подавления -

Налоги и сборы.

 

Сущность государства.

В настоящее время выделяют 2 основных подхода к историко-мотериалистической концепции образования государста:

1. (Л. Морган) в результате экономического развития общество усложняется, так же усложняются его производительная и распределительная это требует совершенствования управления, этот подход рассматривает сущность государства с общесоциальных начал.

2. (к. Маркс) марксизм решающую роль государства видел в возникновении классов эксплуататоров и угнетённых, антогонестичеким противоречиям между этими классами, непримиримостью классовой борьбы, в результате которой меняются формации государства. Главным критерием разделение общества на классы является отношение классов к собственности: господствующий класс эксплуататоров владеет собственностью и эксплуатирует класс не обладающий собственностью.

Вопрос 3. Функции государства.

Функции государства это основные направления его деятельности выражающие сущность государства в обществе. Различают внутренние и внешние функции государства

Функции государства
внутренние внешние
ñ политическая ñ экономическая ñ социальная ñ правоохранительная ñ поддержка и развитие образования, здравоохранение, науки и культуры ñ строительство дорог, мелиоративных, ирригационных и других общественных систематизированные ñ транспортная ñ экологическая ñ информационная ñ борьба с последствиями стихийных бедствий ñ оборона ñ дипломатическая ñ внешнеполитическая ñ содействие установлению международной (мировой) законности ñ внешнеэкономическая ñ правоохранительная (на международном уровне) ñ социальная ñ экологическая ñ информационная ñ культурное сотрудничество ñ сотрудничество в разрешении глобальных проблем

Кроме этого функции государства классифицируются по другим критериям:

в зависимости от характера господствующего воздействия:

1. охранительные (деятельность государства направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений)

2. регулятивные (деятельность государства направленная на развитие общественных отношений)

Вопрос 4. Типы государства и формы государства.

Тип государства — общие черты различных государств взятые в единстве, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

Из множества точек зрения связанных с проблемой типологии государства выделяют 2 основных подхода:

1. формационный (в соответствии с ней, история человечества это история общественно экономических формаций. Выделяют следующие основные формации и соответствующие им типы государства: первобытно-общинная формация (государства ещё нет, но появляются отдельные предпосылки для возникновения и дальнейшего развития государства), рабовладельческая формация (рабовладельческое государство)

Основные характеристики:

1. свободные люди(ремесленники, земледельцы)

2. рабы (живые орудия труда, личные животные-рабочие, находились вне закона и в полном подчинении рабовладельцев)

Форма правления рабовладельческих государств отличалась друг от друга:

1.дальневосточные — Деспотия (вся власть в руках монарха, передаётся по наследству)

Высокая степень централизации гос. аппарата.

Власть выбиралась путём выборов, выбираться могли только свободные мужчины

3. феодальное государство

1.

2. земельные собственники, крестьяне (в России крестьяне были закрепощены и получили свободу только в 1861 г.)

3. наличие сословностей

4. высокая роль церкви в решении государственных вопросах

5. абсолютное преобладание интересов правящих кругов

4. Буржуазные государства (начинается с первой буржуазной революции в середине 17 в. в Англии)

1. Основные характеристики: государственная власть формируется путём выборов

2. отсутствие сословностей (т. е. правовое равенство)

3. активное развитие представительных органов власти

4. отражение в принимаемых законах

5. Политический плюрализм

6. концентрация капитала

7. повышенное внимание гарантиям прав и свобод человека и гражданина

5. Социалистическое государство

1. основные характеристики: государство и право опирается на социалистическую форму собственности, на запрещение наёмного труда, на обязанности трудится

2. коренное изменение классовой структуры общества путём ликвидации эксплуататоров как класса и построение общества трудящихся

3. передача всей политической власти в руки трудящихся (сначала через диктатуру пролетариата, а потом общенародного государства)

4. отрицание принципа разделения власти на 3 ветви: представительная, исполнительная, судебная

5. создавалась система государственных органов способная реализовать принцип народного суверенитета

6. постепенное расширение прав и свобод граждан (после ликвидации эксплуататорского класса выборы становятся всеобщими)

6. коммунистическая формация, при которой государство должно было отмереть, уступив место самоуправлению

2. Цивилизационный подход: в соответствии с этим подходом типологии государств в мире существует много цивилизаций которые развивались и развиваются по своим законам (Скифская, Древнеегипетская, Азиатская и т. п.) существуют и разные определения цивилизации которые можно свести в обобщенном виде к понятию цивилизации как сообщество людей имеющее особые черты в социально-политической организации, экономики, культуре и т. д. Согласно различным концепциям существуют помимо указанных (Греческая, Китайская, Православная и другие) условно их подразделяют на 3 типа:

1. не прогрессивный (аборигены Австралии, некоторые малые народы севера, ряд Африканских племён)

2. восточный (Китай, Империя Инков и другие, которые характеризовались Марксом как Азиатский способ производства)

3. Прогрессивный (страны Европы).

Форма государства: организация верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений этих органов власти между собой и населением.

Территориальная организация государственной власти, методы и способы её осуществления.

Выделяют следующие элементы формы государства:

1. форма правления

2. форма государственного устройства

3. государственный (политический) режим

Форма правления:

1. монархия (власть одного)

2. республика

Форма правления характеризует организацию государственной власти, порядок их образования и порядок взаимоотношений между собой и гражданами.

Монархия:

Признаки:

ñ единоличный глава государства

ñ обладание всей полнотой власти которая является суверенной

ñ наследственный порядок передачи власти

ñ срок правления монарха не устанавливается

ñ юридическая безответственность монарха

Виды монархии:

ñ неограниченная (абсолютная) для которой характерно сосредоточение всей власти в руках монарха и отсутствие представительных учреждений народа. Монарх сам издаёт законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и распределяет их по своему усмотрению.

ñ ограниченная:

◦ дуалистическая: существуют 2 политических учреждения:

▪ монарший двор, который формирует правительство;

▪ парламент, который ни какого влияния на правительство не оказывает. Монарх имеет сильное влияние на парламент он может налагать вето на принимаемые парламентом законы, издавать чрезвычайные указы и распускать парламент.

◦ Парламентарная (Конституционная): это форма правления при которой власть монарха ограничена представительным органом в законодательной и исполнительной сферах. Монарх здесь является данью традициям, фигурой символической, он царствует но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

Республика:

Признаки:

ñ правление осуществляется коллективно системой государственных органов

ñ основана на принципе разделения властей на 3 ветви: законодательная, исполнительная, судебная

ñ в формировании власти участвует народ через систему выборов

ñ представительные (законодательные) органы власти и высшие должностные лица избираются на определённый срок

ñ эти лица несут ответственность перед органом их избравшим и перед народом

Виды:

ñ президентская республика: президент непосредственно, но под контролем парламента формирует правительство, которое в свою очередь отвечает перед президентом. Фактически главой государства является президент.

ñ парламентская республика: (Греция, Италия, Германия)

◦ парламент является законодательным органом формирующем правительство

◦ власть президента относительно слаба, так как он является главой государства, но не правительства

Форма государственного устройства

 

Лекция №4.

Формы государства
- это организация гос власти, которая выражается в следующих элементах.
Форма правления Форма гос. устройства Государственный режим
- это организация верховной государственной власти, принципы взаимодействия этой власти с населением. - это административно территориальная организация господства, из объединение. -это совокупность методов, приёмов осуществления государственной власти, которая характеризует политическую обстановку в стране, степень политической свободы в обществе.
Виды: 1. республика — гос власть избирается на определённый срок народом, либо через выборы избирается представительный орган который формирует государственную власть. 1. Парламентская (Греция, Италия, Германия) 1. парламент формирует правительство (исполнительный орган власти). 2. Слабый президент 2. Президентская (Франция, Финляндия, РФ) 1. президент формирует правительство, которое подотчетно ему, но одновременно находится под контролем парламента 2. президент — глава государства и гарант конституции. 2. Монархия 1. абсолютная 1. вся полнота власти сосредоточена в руках монарха 2. дуалистическая 1. гос. власть разделена между монархом и парламентом 2. монарх остаётся в качестве исполнительной власти 3. законы принимает парламент 3. парламентарная 1. парламенту принадлежит Виды: 1. Унитарные (простые): Китай, Испания, Украина. Всё едино. 2. Федеративные сложные): Россия, США. Разделение государственной власти между центральными органами власти и органами власти субъектов. 3. Конфедеративное — союз нескольких суверенных государств на основе договора, для достижения определённых целей 4. кроме федеративных и конфедеративных форм государственного устройства, государства могу определяться и создавать содружества, сообщества и т. д. Виды: 1. Деспотический неограниченная власть) характерна для абсолютной монархии. 2. Тиранический (мучитель) устанавливается на территориях захваченных завоевателем. 3. Тоталитарный (полный), когда государственная власть вмешивается во все сферы общества. Характеризуется крайним центризмом власти. 4. Фашистско - росистский 5. Властный. По сравнению с вышеперечисленными режимами более мягкий. Не формируется и не контролируется народом. Власть у одной политической партии возглавляемой лидером. 6. Либеральный (свободный) существует в странах, где своё развитие получили рыночные отношения. В отличии от других вышеперечисленных режимов не допускающих оппозицию, допускает её; характерна многопартийность, гос. органы формируются путём выборов. Разделение властей на 3 ветви: 1. законодательная 2. исполнительная 3. судебная 7. демократический (народовластие) это явление высоко организованного гражданского общества.

Государственный аппарат (механизм государства) и его структура.

Га — это иерархическая система государственных органов осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Основная единица — государственный орган,который отличается от политических партий, социально культурных учреждений.

ГА
Органы законодательной власти Органы исполнительной власти Органы судебной власти  
1. Призваны выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам большинства граждан 2. наделяются компетенцией,т. е. определённым кругом целей и задач. Имеют властные полномочия в пределах своих компетенцией (т. е. имеют право давать указания) 3. за нарушение указаний компетентных гос. органов могут применяться санкции. 4. Каждый гос. орган имеет 1. государственное казённое имущество 2. свой счёт в банке (финансовые средства) 3. установленную организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчинённости и служебную дисциплину.      

Деятельность ГА протекает в следующих основных правовых формах:

1. правотворческая — это деятельность по подготовке проектов, законов, постановлений правительства и других, их принятию и изданию, в результате этой деятельности принимаются, изменяются

2. правоисполнительная — это деятельность по претворению принятых правовых норм в жизнь (назначение пенсии)

3. правоохранителная — это деятельность по и контролю за соблюдением действующих законов, по привлечению виновных лиц юридической ответственности.

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, из правовой статус зафиксирован в законе о государственной службе, а объём и порядок использования своих полномочий закреплён в должностных инструкциях

в зависимости от характера исполняемых задач их можно разделить на 3 основных группы:

1. законодательные:

1. федеральное собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума)

2. на региональном уровне: законодательное собрание (Законодательная Дума)

3. на муниципальном уровне: органы местного самоуправления

2. исполнительные:

1. правительство РФ (на федеральном уровне)

1. министерство РФ

2. федеральные службы

3. федеральные агентства

2. правительство (на региональном уровне)

1. правительство краёв

2. правительство областей

3. правоохранительные органы:

1. Судебные:

1. конституционный суд

2. суды общей юрисдикции

3. арбитражные суды

2. прокуратура

3. полиция

4. органы безопасности

5. органы внешней разведки

6. нотариат

7. таможенные органы

8. места лишения свободы

9. адвокатура

Понятия и принципы местного самоуправления:

МСУ — это форма народовластия, которая предполагает возможность населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы жизнедеятельности на территории проживания. Эта система органов управления не относится к государственным органам власти, так как она формируется по инициативе населения для решения вопросов местного назначения. Вместе с этим вопросом местного самоуправления посвящён ряд конституционных норм (ст. 12, 130, 133 КРФ).

Принципы самоуправления:

1. Самостоятельность решения всех вопросов местного значения. Это означает, что никто не в праве вмешиваться в законную деятельность органов местного самоуправления.

2. Организационная обособленность органов МСУ. Это означает что они не входит в систему органов государственной власти. Вместе с этим они не могут быть полностью изолированы от органов гос власти.

3. Многообразие форм реализации..............

Органы МСУ формируются на территории РФ в масштабе города, района, округа, села и т. д. Эти территории называются муниципальными образованиями границы которых устанавливаются и изменяются органами государственной власть субъекта РФ с учетом мнения местного населения. В городских районах могут образовываться органы территориального общественного самоуправления, уличные и домовые комитеты и т. д.

Органы МСУ:

1. представительные органы. формируются путём выборов и могут именоваться: Городской Совет, Городская Дума, Муниципальный Комитет и т. п.

2. Собрания граждан (применяются на небольших территориях)

3. Главы МСУ, которые избираются или назначаются (мер, председатель совета и т. д.)

 

Государство политической системы общества.

1. Понятие и структура политической ситемы общества.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Правовое государство.

4. Гражданское общество.

Понятие

Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, нациями, государствами по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе.

Под политической системой общества понимается совокупность государственных органов, политических партий, движений, профсоюзв, экономических структур и других институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть (понятие политической системы в узком смысле).

Под политической системой так же понимается система всех политических явлений которые существуют в обществе:

1. политическая система в узком смысле

2. политическое сознание субъектов политики (политическая идеология и политическая психология)

3. формы политической деятельности:

1. пропаганда политических партий и других субъектов политики через СМИ

2. организация митингов, демонстраций, пикетов и других уличных мероприятий

3. проведение съездов партий и общественных движений

4. встреча депутатов с избирателями и др.

4. экономическая, политическая и социальная основы политической системы

5. нормативная основа политической системы

Место и роль государства в политической системе общества:

1. объединяет всех граждан

2. обладает суверенитетом, в том числе в политике

3. располагает специальным аппаратом управления и принуждения, который финансируется налогоплательщиками в том числе для ведения политической деятельности

4. обладает монополией на государственное принуждение

5. обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций

6. играет не маловажную роль как крупнейший собственник основных орудий и средств производства

Правовое государство:

- особая форма политической власти в гражданском обществе при которой признаются и обеспечиваются:

1. суверенитет народа

2. верховенство правового закона

3. правовая защищенность человека и гражданина

4. взаимная ответственность государства и личности

5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В правовом государстве власть ограничивается с помощью:

1. с помощью системы сдержек и противовесов 3 ветвей власти

2. действия человека (гражданина) при защите своих прав путём обращения в суд

3. разделение власти в федеративном государстве между центром и регионами (субъектами)

4. взаимная ответственность государства и личности

5. деятельность государственных структур ограничивается их компетенцией

6. установление дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности за нарушение требований законодательства должностными лицами

Социальное государство (государство будущего, когда государство будет находиться на службе у населения и выполнять основные функции связанные с обеспечением высокого уровня благосостояния граждан, обеспечивать их формальное равенство, превращая его в фактическое равенство.)

Основные признаки социального государства:

1. социальная защита неблагополучных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.)

2. достойный уровень зарплаты трудоспособных граждан

3. высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей

4. мощная социальная защита нетрудоспособных слоёв населения

5. хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг

6. минимизация социальных различий (религиозных, профессиональных, правовых)

7. реализация социальной справедливости, в том числе по размерам зарплаты

8. мирное разрешение социальных конфликтов

9. воплощение в жизнь нравственных предписаний общества (благотворительность и т. п.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производная по времени от кинетического момента системы свободных материальных точек равна сумме моментов всех внешних сил (главному моменту всех внешних сил) | Гражданское общество. - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.259 сек.