Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным долгом




Государственный долг, его содержание и виды

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг — это сумма задолженности (вклю­чая проценты по ней) по обязательствам государства перед фи­зическими и юридическими лицами-резидентами, иностранны­ми государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обяза­тельства по государственным гарантиям, предоставленным Рес­публикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами го­сударственной власти страны, или других долговых обяза­тельств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет со­бой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяза­тельств государства на определенную дату, включая начислен­ные проценты. Текущий государственный долг составляют рас­ходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В ос­нове такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валю­те. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конверти­руемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

По своему экономическому содержанию внутренний госу­дарственный долг отражает общую сумму долговых обяза­тельств страны перед резидентами, а внешний — перед нерези­дентами.

Государственно-кредитные экономические отношения регу­лируются законодательно-правовыми документами. В нашей стране это законы «О государственном внутреннем долге Рес­публики Беларусь», «О внешнем государственном долге Рес­публики Беларусь», о бюджете на очередной финансовый год; Положение о порядке привлечения, использования и погаше­ния внешних государственных займов и другие нормативные документы.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юри­дическими и физическими лицами. В него входят задолженнос­ти прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде го­сударственных ценных бумаг и кредиты, выданные Нацио­нальным банком Республики Беларусь на финансирование де­фицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находя­щиеся в республиканской собственности. Национальное собра­ние Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прирос­та внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

В 2004 г. было принято решение о реструктуризации задол­женности по кредитам, предоставленным Национальным бан­ком Республики Беларусь на финансирование дефицита рес­публиканского бюджета и отнесенным на внутренний государ­ственный долг в 1991—2003 гг., посредством эмиссии государ­ственных ценных бумаг.

Как можно заметить, займы административно-территори­альных единиц, получаемые ими кредиты и выдаваемые гаран­тии к государственному долгу не относятся. Расходы по обслу­живанию таких операций ложатся на областные и Минский го­родской бюджеты.

Некоторые экономисты причисляют к внутреннему государ­ственному долгу неисполненные финансовые обязательства пе­ред субъектами отраслей экономики (неоплаченные государ­ственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджет­ных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Однако неисполненные финансовые обязательства отражают проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвеча­ют признакам кредита.

Внешний государственный долг нашей страны складыва­ется из суммы основного долга Республики Беларусь и ее рези­дентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

В соответствии с законодательством внешние государствен­ные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностран­ных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную га­рантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних фи­нансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве го­сударственных долговых обязательств.

Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно при­влекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная вели­чина и динамика изменений характеризуют состояние эконо­мики и результативность государственно-кредитных операций. В развитых странах обычно не принято деление государ­ственного долга на внутренний и внешний, но для Беларуси и России оно сохраняет актуальность. Внешний долг нужно воз­вращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится до­полнительной нагрузкой на экономику, так как основным ис­точником получения конвертируемой валюты является экс­порт. Другой путь привлечения иностранной валюты — получе­ние новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возвра­та. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обуслов­лено требованиями, не всегда отвечающими национальным ин­тересам страны-должника.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ра­нее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долго­вым обязательствам.

В последние годы наблюдается снижение внешнего государ­ственного долга.

Республика Беларусь не несет ответственности по долго­вым обязательствам административно-территориальных еди­ниц, если указанные обязательства не были им гарантированы. Административно-территориальные единицы также не отвеча­ют по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долго­вым обязательствам Республики Беларусь в целом.

Влияние государственного долга на экономику страны зави­сит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Бела­руси оно осуществляется за счет средств республиканского бюд­жета или других активов, находящихся в собственности рес­публики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслужи­ванию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного ка­питала в экономику страны.

Быстрый рост внешнего государственного долга может угро­жать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25 % -е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной вели­чине государственного долга практически вся выручка от экс­порта в свободно конвертируемой валюте направляется на пога­шение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а опла­та текущего импорта требует привлечения новых займов.

Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение госу­дарственного долга.

Серьезность проблем, связанных с осуществлением государ­ственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.

Управление внутренним государственным долгом преду­сматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, из­менению условий ранее выпущенных займов. Для внешне­го государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.

В Республике Беларусь управление государственным дол­гом осуществляет по поручению Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.

Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов, как то:

безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;

единство учета всех видов эмитированных обязательств;

снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;

оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;

сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами — резидентами и нерезидентами;

открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

В управлении государственным долгом любой страны важ­ное значение имеет принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может нарушаться.

Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга. При этом используются такие методы, как новация, уни­фикация. Изменение условий займов осуществляется с помо­щью методов конверсии и консолидации.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обяза­тельством.

Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотноше­нию) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономичес­кого кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погаше­ние раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доход­ность займов для кредиторов.

Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совме­щаться с конверсией.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономичес­кого эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процен­тов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка по­гашения отличается от консолидации займов, при которой вла­дельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — отказ государ­ства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя ме­ра, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена по­литической власти. Однако следует помнить, что внешние дол­ги государства не списываются. Примером тому — долги цар­ской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.

Рефинансирование активно используется в операциях по об­служиванию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны — заем­щика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем под­держивать высокую финансовую репутацию страны. В настоя­щее время репутация заемщиков на мировом финансовом рын­ке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специаль­ными агентствами в соответствии с международными правила­ми рейтингования.

Поскольку по достижении определенного соотношения пла­тежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссяка­ет возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении долгом является ог­раничение последнего. В бюджетно-налоговой политике Рес­публики Беларусь с этой целью предусматриваются мероприя­тия по увеличению налоговых поступлений, сокращению рас­ходов бюджета на поддержку слабых предприятий, оптими­зации распределения бюджетных средств между отраслями и статьями расходов.

В Беларуси платежи по погашению и обслуживанию внеш­него государственного долга отвечают требованиям защищен­ности и первоочередности по отношению к другим статьям расходов при исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По услови­ям расчетов к ним приравниваются кредиты, которые предо­ставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внут­ренним заемщикам, и те должны самостоятельно рассчиты­ваться по кредитам за счет собственных средств.

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фураж­ного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий хими­ческой, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.

Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы. На­пример, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособ­ности страны через систему показателей, а именно отношение:

• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП;

• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг;

• внешнего долга к ВВП;

• внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

• годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.

Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслужива­нию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффици­ент дисконтирования. Последний определяется с учетом альтер­нативных способов использования предоставляемых кредитов.

Если отношение приведенной стоимости платежей по внеш­нему долгу к ВВП составляет более 80 %, экспорту товаров и ус­луг — 220 % и более, то задолженность считается чрезмерной. Умеренной считается задолженность, если первый показатель находится в пределах 18—80 %, а второй — 132—220 %. По расчетам Всемирного банка, в Республике Беларусь значения указанных показателей намного ниже приведенных критериев, что позволяет признать ее страной с низкой задолженностью.

В Республике Беларусь при управлении государственным долгом также используются не требующие специальных расче­тов показатели — отношение внешнего долга к ВВП (критический уровень 50 %) и отношение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критический уровень 25 %).

Однако данные широко распространенные показатели кре­дитоспособности не учитывают все особенности страны, по­этому следует принимать во внимание такой показатель, как чистые трансферты (разность между суммой привлеченных иностранных кредитов и платежами по их погашению). Так, в Республике Беларусь до 1998 г. чистые трансферты по внешне­му государственному долгу имели положительное значение, но с 1998 г. наблюдалось отрицательное сальдо.

Учитывая «товарный» характер иностранных кредитов, Рес­публика Беларусь для погашения государственного долга (внеш­него и внутреннего) должна использовать внутренние источни­ки средств. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны и отрицательно сказывается на платежном балансе. В це­лях снижения финансового напряжения Правительство Рес­публики Беларусь проводит работу по реструктуризации внеш­ней и внутренней задолженности государства.

 

Глава 16. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.