Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий




Функции и задачи оформления. Отвечая на вопрос о функциях, мы отвечаем на вопрос «что?». Функции оформления– это важнейшие способы взаимодействия системы «форма», создаваемой коллективом редакции, с системой «читатель». Их можно определить и как совокупность «обязанностей» оформления, характер их исполнения. Функциональные возможности системы, как правило, проявляются шире, чем структурные особенности; система (оформление в том числе), взаимодействуя со средой, приобретает те или иные специфические свойства. Так дизайн периодических изданий заметно изменился за последние годы, что связано прежде всего с переменами в общественно-политической, экономической жизни страны и изменением характера читательского восприятия.

Выделим следующие функции оформления:

1) визуализации информации (утилитарную);

2) комментирования (идеологическую);

3) распространения культуры (эстетическую);

4) релаксации (рекреативную).

Функции определенным образом соотносятся с потребностями, а также деятельностью. Есть потребность в информации (словесной, визуальной), которая определенным образом воспринимается благодаря читательской деятельности, преследующей определенную цель: узнать, понять, принять то или иное решение. С понятиями функции и цели соотносится понятие задачи (то, что требует выполнения, решения).

Основные задачи оформления:

способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;

облегчить их восприятие;

руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы) (1).

Формообразующие факторы. Исследователи газетно-журнального дизайна различают несколько групп формообразующих факторов: внутренние, внешние, личностные (2). К первым (собственно газетно-журнальным) относятся типологический, конкурентный и эстетический; среди вторых – технологический, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский. Особое место занимает личностный, субъективный фактор. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Говоря о типологическом формообразующем факторе, нельзя не вспомнить об особом направлении в науке о журналистике – типологии, идеи которой имеют и сугубо практический, прикладной смысл. Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую называют главным типоформирующим признаком. Также особое место при формировании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естественно, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других.



Типоформирующие признаки периодических изданий также можно подразделить на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

К первой группе факторов, существующих как данность, влияющих как бы извне, отнесем:

общественно-экономическую формацию;

тип общества;

социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе (ареале распространения);

конъюнктуру информационного рынка;

своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет населения);

технологический фактор (уровень развития информационных технологий, компьютерной и полиграфической техники);

международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).

Во вторую группу признаков, учитывающих природу журналистики как особого рода деятельности и определенного вида СМИ, набор и учет которых зависит прежде всего от владельца (учредителя, издателя, редактора), вошли:

цель (политическая; экономическая; «престижная»);

экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на независимость издания модель предполагает наличие учредительного договора и целого набора других документов – устава редакции, положений, контрактов, договоров, инструкций, регулирующих отношения учредителей, владельцев, издателей, редактора, членов редакционного коллектива, партнеров; уставной фонд и бюджет СМИ);

тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);

профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной миссии журналистики);

характер информирования (объективный, объективированный, субъективный, или безоценочный, оценочный, смешанный);

авторский состав;

целевая читательская аудитория;

внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики);

жанры и формы подачи материалов;

реклама;

география материалов;

язык и стиль;

дизайн;

объем;

тираж;

периодичность.

Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, дизайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).

Трансформируются объективные факторы – изменяется роль объективно-субъективных типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают лидирующее положение. Значение квалификации субъектов деятельности вообще трудно переоценить: тип издания оптимально выявляется лишь тогда, когда конкретные исполнители, реально оценив объективно сложившуюся ситуацию, точно определяют задачи, объект, предмет, и при помощи конкретных методов, средств, приемов достигают поставленной цели.

Типологическая проблема всегда имела практический смысл: ведь типологический анализ в процессе позиционирования периодического издания является обязательным условием создания эффективной модели, а затем и выпуска информационного продукта. Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Выпадение того или иного элемента или, напротив, внедрение чужеродного элемента в некую систему (тип) порождает конфликтные ситуации на самых разных уровнях. Например, подмена цели деятельности нередко приводит к тому, что под видом журналистики читателю предлагают пропаганду, политический заказ или рекламу. Как правило, проигрывают все: и заказчики, и исполнители, и потребители…

Теперь становится понятным авторитетное утверждение, что, продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновидности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские – деловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» сохраняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Как правило, создается банк фирменных приемов, что и делает оформление оригинальным.

Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фактором – соревновательным, или конкурентным.

Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др. Ведь за его плечами – опыт читателя и зрителя, с детства получающего «визуальное образование». Чем более профессионально выполнены макет, верстка, тем более привлекательнее, изящнее будет выглядеть орнамент газетной (журнальной) полосы, графика всего номера.

Первый среди внешних факторов – технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий (местных газет в том числе) осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи). Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов, наступила эпоха персональных компьютеров. И не просто компьютеров, а целой системы автоматизированных рабочих мест – устройства ввода, автоматизированного рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи.

ЭВМ с видеотерминальным устройством и лазерными принтерами устанавливается в помещении редакции. При верстке, помимо клавиатуры, используется трехклавишный оптический манипулятор, называемый электронной «мышью». Программы, рассчитанные на верстку полос газет формата А4, A3 или А2, обеспечивают выполнение операций ввода информации, редактирования, корректуры, производимых оператором на экране дисплея. Компьютер позволяет вычерчивать линейки, различные геометрические фигуры, которые можно заполнять растровым фоном, заверстывать колонтитулы и колонцифры и т.д. Тексты, иллюстрации, фрагменты верстки или целая полоса (в зависимости от разрешающих способностей компьютера) выводятся на обычную бумагу. За рубежом уже используют лазерные распечатывающие устройства (установки) для прямой записи на формную пластину.

Компьютер оснащен «библиотекой шрифтов». Оператор, работающий с машиной в диалоговом режиме, вызывает на графический дисплей тот или иной шрифт, изменяет при необходимости его величину, конфигурацию, наклон, пропорции, начертание. Он ведет и визуально контролирует процессы набора и верстки: на экране высвечиваются коды команд, вся информация о выполняемой работе. Текст хранится в памяти ЭВМ, с помощью специальных сканирующих устройств в память системы можно вводить и иллюстративную информацию. Персональные компьютеры особенно эффективны в сочетании с классической технологией фотонабора. В свою очередь фотонабор без компьютеров вряд ли будет рентабелен в условиях небольших типографий.

Полиграфическая техника бурно развивается. Журналисты продолжают активно осваивать электронные набор и верстку, хотя сохранились еще типографии, где продолжают «успешно» сочетать горячий набор и офсет. Есть немалый резон в размышлениях иных полиграфистов, считающих, что на наших газетных предприятиях высокая печать с большим опозданием стала заменяться офсетной, горячий набор – холодным, фотонабором. «При этом больше внимания было уделено печатным процессам, чем наборным, что привело к приспособлению горячего набора к офсетной печати путем получения оттисков со сверстанных полос на прозрачной пленке» (3). Думается, справедливыми были призывы к тому, чтобы не повторять пройденные за рубежом этапы развития, т.е. без дальнейшего расширения внедрения фотонабора перейти на электронный набор (так оно и произошло) и даже «пропустить» офсет, предпочтя ему флексографию. В США, например, флексографская печать опережает по темпам развития офсетную и, по различным данным, составляет от 20 до 30 % от всех способов печати. У флексографии перед офсетом большие экономические и экологические преимущества, а газетные ротационные машины высокой печати легко поддаются переделке на флексографические.

Отдельный разговор – о рекламном факторе. Еще в 1894 году исследователь рекламы Н. Плиский называл ее «дитя нашего времени», вызванное к жизни чрезвычайно разнообразным и быстрым движением общения народов. Эти слова и сегодня звучат современно: ведь реклама прочно обосновалась в нашей жизни, призывно глядя с плакатов на фасадах домов, «управляя» нами при помощи указателей, вывесок; украшая ночной город неоном кинетических надписей, афишами театров и кино, приходя по утрам и вечерам в дом со страниц журналов, газет, по Интернету... Уже давно стало анахронизмом мнение «Если вещь хорошая, качественная, ее и так, без рекламы, купят!..». Реклама действительно воздух коммерции: «Она не должна быть духовым оркестром, сопровождающим похороны очередной партии неходового товара. Она горнист, который высылается вперед с тем, чтобы оповестить всех – встречайте новизну» (4). Российская реклама поистине переживает второе (третье, если учесть всплеск рекламы во времена НЭПа?) рождение. В конце 80-х годов двадцатого столетия она буквально прорвалась на телевизионные экраны, в радиоэфир, затем заполонила страницы периодических изданий, завоевала Интернет и за несколько лет совершила стремительный скачок в своем развитии.

Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую – коммерческую – разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретном случае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизайнеров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть редакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудование должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в изданиях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов.

Печатное дело пришло в Россию из Западной Европы, и, естественно, что уже первые наши газеты восприняли западную традицию оформления. Если в средние века в западноевропейских странах были распространены шрифты готического типа, а в России – церковнославянские, то с ХУШ века, времени возникновения журналистики, у нас стали применяться шрифты типа антиквы и гражданский (последний был введен Петром I в 1710 году и просуществовал до 1740 г.). На графику русских типографских шрифтов оказывали влияние французские словолитни, располагавшиеся в Петербурге. В конце же Х1Х и начале ХХ вв. основную роль стали играть немецкие словолитни (Москва, Рига, Харьков, Тифлис), где в том числе нарезались шрифты по рисункам русских художников и граверов. Так влияние западной традиции привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским. То есть международный фактор в оформлении сказывался с самого начала развития печати.

Среди стилей оформления газет и журналов выделяются англо-саксонский, германский, франко-итальянский и российский стили (школы). В двадцатых годах ХХ века большой популярностью пользовалась американская верстка, о принципах которой писал тогда «Журналист» (5). Затем долгие годы мы практически были оторваны от мирового опыта газетно-журнального дизайна, хотя какая-то связь все же оставалась: в Советском Союзе распространялись печатные органы коммунистических партий стран социалистического содружества, исторически следовавшие западной традиции оформления. Сегодня, когда мы имеем возможность приобрести в киоске Роспечати или выписать практически любую газету/журнал из любой страны, когда мощно развивается интернет-журналистика, происходит активное взаимовлияние и взаимообогащение мировых школ печатного дизайна.

Своеобразие российской периодики рубежа тысячелетий также имеет исторические корни – ее беллетризованный характер связан с тем фактом, что в создании и эволюции русской журналистики огромную роль сыграли писатели; что на ранних этапах ее развития лидирующее положение занимала журнальная публицистика. Специфичность отечественной прессы диктуется также менталитетом наших журналистов и аудитории, особым психотипом, важнейшие черты которого – художественность, импульсивность, эмоциональность, интровертированность, релятивность. Ожидания и предпочтения нашей аудитории связаны по преимуществу с журналистикой, чуткой к слову, образу, анализу факта. Все это находит отражение в дизайне газет и журналов, учитывающий национально-традиционный и читательский факторы. Например, приверженность российских журналистов к объемным материалам аналитических и художественно-публицистических жанров потребовала особого акцентированного оформления (развитый заголовочный комплекс, внутренние подзаголовки, выносы в тексте и др.). Помимо учета общих для российского читателя особенностей смыслового восприятия визуальной информации, дизайнеры ориентируются на психологию восприятия представителей «читательского ядра», определяемого по возрасту, полу, профессии, социальному статусу и т.п., рассматривают мнения читателей о содержании и форме изданий, предложения и пожелания об изменениях в их структурах, в способах подачи публикаций, в подборе шрифтов и т.д.

И наконец, личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманней с эстетической и функциональной сторон, чем более профессионально выполняют свою работу все участники формообразовательного процесса – от макетчика до печатника.

Принципы дизайна. Первый среди принциповэффективного оформления, результативного дизайна – подчиненность содержанию, означающий, что все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.). Если содержание направлено на определенного читателя, если оно учитывает социопсихологический портрет реципиента, то и дизайн обязан быть «человекосообразным», адекватным, актуальным, разумным и естественным.

Следующий принцип обозначим как единство стиля. Графические (типографические) средства сами по себе не плохи и не хороши – они могут быть современными или традиционными, могут либо способствовать созданию целостного, стилистически выдержанного графического ансамбля газеты, либо разрушать его. Можно создать сугубо современный дизайн, ориентируясь на контрастные решения, на сочетания прямых горизонтальных, вертикальных линий, «активных» диагоналей (динамичный «молодежный», «деловой» стиль) или предпочитая нюансы, уравновешенность композиции и графических элементов («академический» стиль), а можно остановиться на стиле «ретро», предполагающем выбор традиционных классических шрифтов, линеек, украшений… Заметим, что последний вариант неприемлем для оформления всех полос ежедневной общественно-политической газеты – он возможен лишь при создании дизайна специальных тематических страниц или спецвыпусков (да и то такой графический дизайн должен быть в целом современным, а «стилевая мелодия» – восприниматься лишь как прием). Единообразное оформление, основанное на ограниченном подборе элементов и приемов дизайна, служит стилистической целостности. Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.

Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.

Принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размер элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.) зависят от их значимости, определяются их взаиморасположением. «Хорошие», приятные глазу пропорции приближаются к «природным», имеющим соотношения 2:3, 3:5, 4:6; 8:10, 21:34.

Крупнейший французский теоретик и архитектор Ле Корбюзье в своих книгах «Модулор-1» (1948 г.) и «Модулор-2» (1955 г.) изложил новую систему пропорциональных отношений, основанных на размерах человеческого тела, внеся человеческий масштаб в абстрактные геометрические построения. Интересно, что такие геометрические построения неизменно ведут к широкому применению золотого сечения, найденного эмпирически и закрепленного расчетами в античном мире (Евклид, Платон) и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи). Великий итальянец ввел термин «золотое сечение», обозначающий гармоническое деление, закономерно установленную гармоничную связь отрезков линии, величины площадей и объемов.

Гармоничные пропорции восходят и к ряду чисел Леонардо Фибоначчи: «Ряд чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377…, каждое из которых, начиная с 2, является суммой двух предыдущих, причем отношение двух смежных членов постепенно приближается к отношению золотого сечения…» (6).

Модулор стал своеобразным рабочим инструментом, диапазоном числовых размеров, используемых при проектировании зданий, для обеспечения единства крупных архитектурных сооружений: «Ритм членения плоскости, охватываемой взглядом, является, пожалуй, наиболее ярким проявлением возможностей Модулора как инструмента гармонизации пропорций» (7).

Модульная система нашла применение и в газетно-журнальном производстве. Дизайнеры конструируют полосы журналов или газет на основе модулей, модульных сеток (модуль подобен кирпичу или блоку, используемых при строительстве зданий): «Площадь полосы вертикальными и горизонтальными линиями делится на одинаковые прямоугольники. Высота и ширина прямоугольника избираются в соответствии с типографской системой мер: допустим, высота – 2, ширина – 3 квадрата. Этот-то прямоугольник и есть модуль, та самая метрическая единица, на основе которой строятся все тексты, заглавия, иллюстрации и прочее, из чего состоит полоса издания. Легко заметить, что пропорции площадей, занимаемых текстами и иллюстрациями, соизмеримы с пропорциями модуля, находятся в жесткой зависимости от них. Таким образом достигается подчеркнуто организованная пропорциональность всей конструкции издания. Кроме очевидных функциональных и эстетических преимуществ модульная система способствует рационализации труда на верстке или монтаже полос» (8). Время показало, что технические и экономические преимущества использования как Модулора в целом, так и модульной системы или растровой сетки, применяемых при макетировании и верстке журнальных и газетных полос, очевидны.

Направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам: наиболее важные материалы располагаются в верхней части полос, применяется акцентированное оформление: шрифтовые и композиционные выделения в тексте, использование разделительных средств, маркеров, иллюстраций и др.

Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным. Замечается агрессивный дизайн, довлеющий над содержанием, а значит, неадекватно выражающий его (так нарушается еще один, основной принцип – подчиненности формы содержанию). Выше уже отмечалось, что форма периодического издания – активная и подвижная категория, обладающая достаточной, хотя и относительной самостоятельностью. Поиск новых форм ведется дизайнерами, которые исходят как раз из определенной автономности газетной формы, но умелый, расчетливый дизайнер всегда определяет степень этой автономности.

Экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового. Дизайнер вправе принимать импровизационные решения в рамках утвержденной (научно разработанной) композиционно-графической модели, постоянно совершенствовать модель, отрабатывая в специальных выпусках оригинальные приемы, «освежающие», но не разрушающие графическую концепцию, призванную действовать в течение определенного, достаточно продолжительного, времени.

Композиционно-графическая модель издания (стиль оформления, создаваемый на компьютере) представляет собой своеобразную систему. Возможно, системность также следовало бы включить в определенный нами иерархический ряд принципов дизайна, но все-таки справедливее обозначить ее как суперпринцип. Ведь системный подход суть дизайн – без его реализации невозможно следовать и таким, например, выделенным нами принципам, как «единство стиля», «целостность»… То есть системность – это закономерность динамически взаимодействующих принципов, это свойство, имманентно присущее дизайну. Системность – основа любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.

Придерживаться перечисленных выше принципов дизайна – значит, повышать удобочитаемость газеты, делать ее красивой. Главная ошибка ответственных секретарей газет с невыразительным, несовременным видом состоит в том, что они не сделали оформление своего издания системой, зависящей от содержания. В системе, или композиционно-графической модели, лишь условно выделяются композиционный и графический этапы. Этот процесс един. Композиционная цельность, как правило, служит созданию графической ясности всех полос. И наоборот, удачная композиция графических элементов полосы оптимально выявляет композицию содержания.

Уильямс Робин, автор «Недизайнерской книги о дизайне» (9), представила свою классификацию более частных принципов дизайна – их, скорее, следует назвать правилами, которым должен следовать оформитель на практике. Это – правила контраста, повтора, выравнивания и приближенности.

Контраст: «Правило контраста заключается в том, чтобы избежать расположения на странице одинаковых элементов. Если эти элементы: шрифт, цвет, размер, толщина, контур, пробелы и т.д. – не означают одно и то же, их следует оформлять по-разному. Нередко контраст – наиболее важное привлечение внимания к странице».

Повтор: «Повторяйте наглядные детали оформления на протяжении всей работы. Можно повторять цвет, контур, гарнитуру шрифта, размеры, линейки и т.д. Это помогает повысить организованность текста и усилить единообразие».

Выравнивание: «На странице ничто не должно размещаться случайно. Каждый элемент нужно зрительно связывать с другими элементами. Это придает странице аккуратный, утонченный и чистый внешний вид».

Приближенность: «Элементы, которые относятся друг к другу, должны располагаться рядом. Они являются единым целым, а не несколькими отдельными фрагментами. Это помогает организовывать информацию и уменьшает пустоты» (10).

Характерно, что применять следует сразу все четыре правила последовательно, начиная с приближения.

В заключении своего очень полезного практического пособия автор дает ряд рекомендаций по применению названных выше правил при оформлении или переоформлении страниц (печатных полос):

- начинайте с главного смыслового центра (следует выделить смысловой центр очень сильным контрастом, за исключением того случая, когда создается очень согласованный дизайн);

- группируйте информацию по смыслу; решите, какие конкретно смысловые отношения будут прослеживаться между группами (сделайте понятным характер этих отношений, используя принцип приближенности или удаленности отрезков текста – по правилу приближенности);

- распределяя на странице текст или рисунки, создавайте и поддерживайте жесткие выравнивания (если вы заметили, что в тексте есть жесткий край, в частности, край фотографии или вертикальная линия, выравнивайте остальной текст относительно этой линии);

- создавайте повторы или найдите такие элементы текста, которые могут быть связаны определенной повторяющейся связью (используйте для этого жирный шрифт или подчеркивание, или специальный символ, или пространственное распределение текста; обратите особое внимание на естественные повторы в тексте, определите, насколько уместно усилить эффект этого повтора);

- удостоверьтесь, что в вашем оформлении есть сильные контрасты, которые привлекут взгляд читателя (помните, если все элементы на странице крупные, жирные и броские, то никакого контраста не получится) (11).

Ключевые понятия:

Аудитория целевая – совокупность потенциальных или существующих читателей, принимающих решения о покупке, подписке издания. Такая аудитория находится в любой из шести стадий покупательской (читательской) готовности: осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, убежденность, совершение покупки. Эффективность продвижения информационного продукта зависит от того, на какой стадии покупательской готовности и стадии жизненного цикла товара они используются.

«Бульварная» пресса – газеты и журналы, публикующие сенсационную скандальную хронику, рассчитанные на невзыскательного читателя (в Германии – популярные массовые издания, продающиеся и читающиеся на бульваре, отличаются от «желтых» изданий).

Деловая пресса – тип изданий, темой которых по преимуществу является бизнес, а основными читателями – руководители, предприниматели, бизнесмены.

Демографические характеристики – необходимые показатели при создании модели периодического издания: пол, возраст, уровень образования, профессия, социальное положение, состояние в браке, степень дохода, владение имуществом.

Золотое сечение – пропорция, при которой одна из двух составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого; пропорции золотого сечения отражают фундаментальные закономерности образования и строения форм природы.

Контраст – принцип дизайна, заключающийся в противопоставлении черного белому, крупного мелкому и т.д.; соотношение между толщиной основных и дополнительных штрихов буквы.

Образ – художественная форма отражения действительности, раскрывающая общее через конкретное, индивидуальное; в отличие от имиджа – прагматичного и функционального, – является способом самовыражения художника.

Периодичность – характеристика регулярности выхода издания, определяемая числом его номеров или выпусков за определенный, строго фиксированный промежуток времени – день, неделю, месяц, год.

Принцип – основоположение, руководящая идея, основное правило деятельности.

Реклама – социальный институт; особый вид творческой и экономической деятельности (один из инструментов комплекса продвижения продукта).

Системный подход – подход к изучению сторон, свойств, частей, характеристик в контексте целостной системы. Дает возможность исследователю удерживать целое при анализе частей; включает системный анализ и системный синтез.

Стиль жизни – образ жизни данного человека или группы людей: их интересы, распределение свободного времени, взгляды и т.д. (от стиля жизни зависит, как данный человек тратит свои доходы).

Таблоид – малоформатная газета.

Тип – образец, модель для группы предметов; форма чего-либо.

Тип издания – модель, отражающая существенные признаки, свойственные группе изданий, объединенных общим функциональным назначением, которое понимается как совокупность целевого назначения, читательского адреса, характера информации и структуры издания.

Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

Форма – наружный вид, внешнее очертание; строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием.

Фирменный стиль – комплекс визуальных констант, включающий товарный знак, шрифт и «фирменную» цветовую гамму и служащий для однозначной зрительной идентификации товаров/услуг. В газетно-журнальном деле в качестве визуальных констант выступают логотип, основные текстовые и заголовочные шрифты, разделительные средства и др.

Функция – деятельность, обязанность, работа; назначение.

Сноски и примечания:

1. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977, с. 5.

2. Дизайн периодических изданий. М., 2001, с. 7-11.

3. Горгуладзе Г. Газетное дело: пути совершенствования и развития // Полиграфия, 1986, № 1, с. 26.

4. Каневский Е. Уметь делать рекламу // Журналист, 1978, № 9, с. 20.

5. Журналист, 1927, № 1, с. 20-26.

6. Ле Корбюзье Ш.Э. Mod-1. Опыт соразмерной масштабу человека всеобщей гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. Mod-2. Слово за теми, кто пользовался Модулором. М., 1976, с. 7.

7. Там же, с. 10.

8. Табашников И.Н. Макетирование и монтаж газетных полос на основе растровой сетки. М., 1987, с. 2.

9. Уильямс Р. Недизайнерская книга о дизайне / Основы дизайна и типографики для новичков. СПб., 2002. – 128 с.

10. Там же, с. 8.

11. См. там же, с. 122.

Литература:

Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. М., 1974.

Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика. Ростов-на-Дону, 2002.

Дизайн периодических изданий. М., 2001,

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994.

Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978.

Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. СПб., 1998.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.

Уильямс Р. Недизайнерская книга о дизайне» / Основы дизайна и типографики для новичков. СПб., 2002.

Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.

Херлберт А. Сетка. Модульная система для проектирования и производства газет, журналов, книг. М., 1984.

 

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.145.101.33
Генерация страницы за: 0.311 сек.