Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1




Лекция

Средства социально-культурных технологий как инструмент достижения воспитательных, социально-значимых целей. Средства СКТ как источник информации, инструмент освоения материала.

Характеристика основных средств социально-культурной деятельности: живое слово, печать, кино, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и литература, художественная самодеятельность.

Взаимообусловленность выбора средств от содержания объекта воздействия, целей и задач социокультурного проекта.

Форма как внешняя сторона содержания, как структурное оформление различных документов СКД (планы, отчеты, сметы, aфиши и т.п.), как способ организации социокультурной деятельности людей с целью донесения до них определенного содержания. Многообразие форм СКД. Характеристика форм по охвату населения: массовые, групповые, индивидуальные; по способам воздействия: театрализованные, игровые, иллюстративные; в зависимости от содержания и видов деятельности: рекреационные, информационные, самодеятельного творчества, реабилитационные, спортивно-оздоровительные и т.п. Комплексные формы.

Метод как сумма приемов, используемых в деятельности социокультурного учреждения в целях развития и саморазвития личности через предметную деятельность. Понятие «методика».

Ведущие методы, используемые в социально-культурных технологиях: родовые методы культурно-досуговой деятельности: иллюстративные, театрализованные, игровые; педагогические методы: убеждение, поощрение, порицание, соревнование, вовлечение в деятельность, практические задания, поручение, педагогическое требование. Методы формирования общественного сознания: убеждение, внушение, пример.

Методы стимулирования развития личности: поощрение, порицание, пассивные, активные, репродуктивные, алгоритмические, исследовательские. Методы организации творческой деятельности: выдвижение творческой задачи, тренаж, упражнение, организация творческого содружества и сотворчества, распределение творческих обязанностей, соревнования.

Методы, основанные на использовании того или иного источника: словесные, наглядные, практические, игровые. Социологические методы: наблюдение, опросы, анкеты, интервью, изучение документа, эксперимент. Психологические методы: тестирование, методы вовлечения в деятельность, замещения малоценных развлечений полноценными, метод соревнования.

Тема 6. Классификация социально-культурных технологий

Многообразие социокультурных технологий. Обусловленность СКТ формированием и освоением социокультурного пространства. Классификация социально-культурных технологий как система распределения их по определенным признакам и общим закономерностям. Различные подходы к поиску системообразующего признака.

Методический признак: общие (или универсальные) технологии, ориентирующиеся на характерные процессы, происходящие в социально-культурной сфере (примером может служить технология разработки и внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры); отраслевые технологии, ориентирующиеся на разработку социально-культурных проектов по отдельным отраслям деятельности (просветительские, информационные, самодеятельного творчества и др.); дифференцированные, ориентирующиеся на разработку и реализацию проектов для различных категорий населения или различных возрастных групп (технологии молодежного и детского досуга, семейного отдыха, для лиц среднего и пожилого возраста, нуждающихся в социальной защите и др.).

Разработка учеными московской школы нового подхода к классификационной системе СКТ. Функциональный или процессуальный признак; образовательные, обучающие, просветительные технологии, технологии информационно-рекламные, коммуникативные, творчески-развивающие, формирующие. Рекреационные, развлекательные, игровые, художественно-зрелищные. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, проектирования, творческого моделирования.

Социально-демографический признак: индивидуально-ориентированные (авторские, частные и др.); специализированные или групповые технологии: семейные возрастные, социальные, разновозрастные, профессиональные, конфессиональные и этнические. Классовые, групповые технологии.

Историко-содержательный признак: культуроориентированные и культуроохранные технологии - технологии изучения, сохранения и восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде; культуротворческие технологии – технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых; оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологичесские, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Природоориентированные (экологические) технологии: технологии изучения, освоения и охраны окружающей среды и природных ресурсов в процессе досуга.

Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: менеджерские, маркетинговые, рекламные технологии, коммерческие и некоммерческие, технологии шоу-бизнеса, благотворительные, социально-защитные.

Признак уровня инновации и механизма осуществления нововведения в социально-культурной сфере: традиционные и нетрадиционные технологии, альтернативные; завершенные и незавершенные нововведения, единичные и получившие широкое распространение, успешные и неуспешные нововведения.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной деятельностью

Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности;

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других, направленных на формирование личности безопасного поведения на дороге);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Учитывая неравномерность психического развития детей, занятия должны проводиться с учетом дидактических закономерностей: от простого к сложному, от непонимания к пониманию, от частного к общему, что будет способствовать индивидуальному подходу при изучении правил дорожного движения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.