Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-медицинские технологии в работе социальной службы




Как?

Что?

Анализ характера зат­руднений и его причин. Анализ используемых путей и способов раз­решения затруднения.

а) информационно-ког­нитивные параметры анализа (информация по­нятия, представления);

б) мотивационно-смысловые параметры (инте­ресы, установки, цен­ности, смыслы, перс­пективы);

в) операциональные (умения, навыки, спо­собности);

г) эмоционально-энер­гетические (эмоции, чув­ства, темперамент);

д) черты характера и поведения (свойства, формы).

4. Постановка цели.

Постановка вопро­сов: чего ты хочешь добиться? Что ты хочешь получить? Зачем тебе это нуж­но? Как бы ты хо­тел себя чувствовать в будущем? Проек­тивное описание себя в будущем: за­вершение незакон­ченных предложе­ний, послание са­мому себе, рисунки «Я через некоторое время», фильм о собственной жиз­ни, сцены из буду­щего. Формулиро­вание цели: при­влекательность, реалистичность, позитивность, кон­кретность, прове­ряемость.

6. Поиск решений.

Информирование. Метод аналогий. Ло­гическое обоснова­ние и взаимосвязь. Самораскрытие. Конкретное поже­лание. Парадоксаль­ная инструкция. Убеждение. Эмоци­ональное зараже­ние. Помощь в от-реагировании не­конструктивных эмоций. Релаксация. Позитивный на­строй. Ролевое про­игрывание. Анализ ситуаций. Внутрен­ние переговоры. Трансформация личной истории. Социальные про­блемы. Поиск иден­тичности. Целеуст­ремление.

6. Подведение итогов.

Вопрос: какие изменения у вас произошли? Подведение ито­гов клиентом. Анализ измене­ний по пара­метрам: чего хочет человек (изменение же­ланий, смыс­лов, целей, от­ношений)? Как он реагирует (изменение сте­пени напряжен­ности, трево­ги, появление сил, энергии)? Что он знает (изменение представлений, мыслей, нали­чие требуемой информации).

Работая с подростками, социальный педагог чаще всего придерживается оптимис­тической концепции и опирается на те стороны личнос­ти воспитанника, которые наименее всего деформированы.

При подготовке консультированию следует помнить существующие в психологии полюсные характеристики, показывающие отличия профессионального (эффективного) консультирования от непрофессио-нального:

• «эффективный» консультант помогает клиенту самому определить цели, «неэффективный» – навязывает клиенту собственные цели;

• «эффективный» – ищет вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективными, «неэффективный» – предлагает клиенту конкретные способы поведения;

• «эффективный» – способен признать как правильную любую точку зрения клиента на проблему, «неэффективный» – четко предлагает комплекс «правильных» и «неправильных» точек зрения на проблему;

• «эффективный» – осознает собственное влияние на клиента и как поведение клиента влияет на него, «неэффективный» – не осознает взаимного влияния в процессе общения с клиентом;

• «эффективный» – строит взаимодействие с учетом чувств и мыслей клиента, «неэффективный» – строит взаимодействие в соответствии с собственным пониманием проблемы клиента.

III. Социально-психологический тренинг – психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это – форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Термин «тренинг» (от английского training) имеет ряд значений: обучение, дрессировка, тренировка. В словаре С.И. Ожегова можно найти похожий термин «тренировка», трактующийся как «занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умений».

Метод тренинга пришёл в отечественную социально-психологическую практику от зарубежных коллег. История создания и развития групп тренинга тесно связана с именем психолога К. Левина и целой плеядой его учеников. Несколько специалистов в области естественных наук (в число которых входил К. Левин) создали группу из дело­вых людей, целью которой было совместное изучение основных законов и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с их приме­нением. Таким образом появились первые тренинговые занятия, направленные на повы­шение компетентности в общении, которые проводились в Бетеле (США) и получили название Т-групп.

За­нимаясь экспериментальной, а затем практи­ческой социальной психологией, К. Левин сделал вывод, что люди в группе постоянно воздей­ствуют друг на друга. Помимо этого, группа ориентирована на опыт самораскрытия и са­мосознания с помощью получения обратной связи.

Группы быстро приобрели популярность в США, в частности, даже была создана на­циональная лаборатория тренинга (НЛТ) в г. Бетеле, а сам подход стал рассматриваться как новый эффективный метод обучения. Основной задачей Т-групп, или «групп тренин­га базовых умений», было обучение их участ­ников законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

В 70-е годы XX столетия в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической обла­стью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

М. Форверг подготовил нескольких тренеров-психологов из Советского Союза, которые стали вести у себя на родине само­стоятельные тренинги и обучать других специалистов. Постепенно появились новые программы. По мнению психолога Е. В. Сидоренко, эти программы могли показаться всего лишь неточной копией или искажёнными прочтениями перво­начального, «классического», социально-психологического тренинга. Однако измене­ния и новшества отнюдь не всегда объяснялись неспособностью тренеров воспроизвести клас­сический вариант программы. Напротив, во многих случаях эти изменения происходили именно благодаря способности отечественных тренеров создавать новые программы, отве­чающие запросам практики. Распространение тренинга стало мощным толчком развития практической психологии.

В 80-е годы прошлого века советские психологи говорили о новизне этой области прикладной психологии. В эти же годы психолог Ю. Н. Емельянов для обо­значения тех форм работы, которые нацелены на совершенствование коммуникативной ком­петентности, использовал термин «активное социально-психологическое обучение», а вместо понятия «группа тренинга» предпо­читал употреблять словосочетание «учебно-тренировочная группа».

В этот же период проявилась тенденция раз­делять «социально-психологический тренинг» и «тренинг делового общения», который в связи с принятой в то время практикой ис­пользования видеообратной связи нередко называли «видеотренинг делового общения», или просто «видеотренинг». При таком раз­делении целевая направленность и теоретико-методологическая ориентация разных видов группового тренинга просматривались от­чётливее. Для социально-психологического тренинга в качестве целей выступали обо­гащение личностного опыта (личностный рост) и психокоррекция. В качестве способа работы – самораскрытие и поиск. В видеотренинге целью было совершенствование умений, а методом – активное обучение и тренировка.

На современном этапе в социальной педагогике и психологии существует немало трактовок термина «тренинг», что «приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике» (Н.Ю. Хрящева).

И.В. Бачков в качестве возможностей тренинга выделяет реализацию необходимых психологических условий развития профес­сионального и личностного самосознания людей и актуализацию их ресурсов, изменение поведения и отношения к миру и к другим людям.

Н. Ю. Хрящева отмечает, что тренинг определяется и как способ перепрограм­мирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, а также как часть планируемой активности организации направленной на увеличение профессиональных знаний и умений либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающи­мися с целями организации и требованиями деятельности.

Л.М. Кроль и Е.Л. Михайлова под тре­нингом понимают курс активного обучения, состоящий из упражнений, их обсуждения, работы со спонтанным поведением человека в специально смоделированной или естествен­ной ситуации, а также коротких фрагментов информации о предмете. При этом они исходят из того, что «...тренинг – это, прежде всего, получение участниками непосредственного опыта. От жизненного он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознаётся и усваивается. Обучаясь методом «проб и ошибок», человек потратит месяцы на достижение того, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто за несколько дней».

На результирующий компонент тренинга также указывает Б.М. Мастеров: «Резуль­татом являются изменения участников и характера их взаимодействия».

При всём многообразии формулировок сущности тренинга можно выделить общие моменты:

• во-первых, большинство авторов отно­сят тренинг к групповой форме практической психологической работы;

• во-вторых, отмечается получение участниками непосредственного опыта, от­личающегося специальной селекцией и орга­низацией;

• в-третьих, во многих определениях в качестве основного способа работы указыва­ются активные формы, которые, по выражению Ю.Н. Емельянова, предполагают введение собственной личности в пространство обучения;

• в-четвёртых, в формулировках тре­нинга, даваемых авторами в последние годы, чётко обозначается целевая соотнесённость, выражающаяся в категориях изменений на личностном и груп­повом, реже – на организационном уровнях.

Тренинг является популярной формой работы не только психолога, но и социального педагога. Социально-педагогический тренинг имеет определенное содержание, касающееся тех сфер, с которыми работает социальный педагог, но в то же время здесь также проявляется психологическая основа взаимодествия.

Рассмотрим технологию реализации социально-психологического тренинга на следующем примере. Приведенное ниже тренинговое занятие предназначено для детской группы младшего школьного и младшего подросткового возраста. Цель тренинга – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Специфика данного тренинга заключается в использовании игры как ведущего метода взаимодействия с группой. Тренинговое занятие технологически строится по определенной схеме и состоит из нескольких этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей ведущего и за­интересованности детей.

1-й этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбро­сить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на ак­тивную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.

2-й этап. Мимические и пантомимические этюды.

Задача: выразительное изображение отдельных эмо­циональных состояний, связанных с переживанием теле­сного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, инте­рес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами вырази­тельных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных ка­честв характера и эмоций.

Задача: выразительное изображение чувств, порож­даемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персона­жей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, от­носящихся к их социальной компетентности. При изобра­жении эмоций внимание детей привлекается ко всем ком­понентам выразительных движений одновременно.

4-й этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтичес­кую направленность на определенного ребенка или на группу.

Используются мимические и пантомимические спо­собности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Задача: коррекция настроения и отдельных черт харак­тера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

5-й этап. Окончание занятия, психомышечная трени­ровка.

Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление поло­жительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность детей, при­ведение в равновесие их эмоционального состояния, улуч­шение самочувствия и настроения.

Таким образом, можно согласиться с высказыванием Б.М. Мастерова, который определяет тренинг как «...такой "жанр" обучения, когда в ходе тренингового процесса участники, активно взаимодействуя друг с другом по по­воду предмета тренинга, "нарабатывают" и структурируют реальный опыт». Поэтому модно заключить, что тренинг – это актив­ное социально-психологическое научение.

Общие цели социально-психологического тренинга, способст-вующие развитию личности: а) повышение соци­ально-психологической компетентности участников, раз­витие их способности активно взаимодействовать с ок­ружающими; б) формирование активной социальной позиции воспитанников и развитие их способности произво­дить значимые изменения в своей жизни и жизни окру­жающих людей; в) повышение общего уровня психоло­гической культуры.

Общие цели тренинга реализуются в частных задачах: овладение определенными социально-психологическими зна­ниями; развитие способ-ности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагнос-тика и коррекция лично­стных качеств, снятие коммуникативных барьеров; овла­дение приемами межличност­ного взаимодействия.

Среди принципов тренинговой работы основными яв­ляются:

1. Диалогизация взаимодействия, равноправное межличностное общение, основанное на дове­рии и взаимоуважении участников.

2. Постоянная обратная связь, непрерывное получе­ние участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.

3. Самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем.

4. Оптимизация развития. Констатация определенного психологи-ческого состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития.

5. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер — сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний.

6. Добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заин­тересованность подростка.

7. Постоянный состав группы, способствующий груп­повой динамике и самораскрытию подростков.

8. Организация работы круп­ными временными блоками.

9. Изолированность, обеспечивающая конфиденциаль­ность занятий.

10. Свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах.

Тренинг, как и все остальные социально-психологические техноло-гии позволяют диагностировать и корректировать психологическое и социальное здоровье учащихся, под которыми понимается следующее:

– психологическое здоровье – благополучное душевное состояние личности, способной к самопониманию, самопринятию, саморазвитию в контексте взаимодействия с окружающим людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реалий окружающего мира;

– социальное здоровье – определенный уровень развития, сформи-рованности и совершенства форм и способов взаимодействия человека с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция).

Социально-медицинские технологии – совокупность методов и приемов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование у него здорового образа жизни. Среди социально-медицинских технологий в социально-педагогическом процессе исполь-зуются следующие: социально-медицинская диагностика, социально-медицинский мониторинг, медико-валеологическая профилактика, соци-ально-медицинская и медико-педагогическая реабилитация, медицинское консультирование. Данные технологии в совокупности с социально-психо-логическими технологиями используются для диагностики и коррекции психического и физического здоровья ребенка. Следует уточнить, что:

– психическое здоровье – состояние душевного благополучия личности, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности;

– физическое (соматическое) здоровье – отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека. Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.

Социально-медицинские технологии применяются в процессе валеологической (формирование здорового образа жизни учащихся) деятельности социального педагога. Начинается эта деятельность с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности как самих воспитанников, так и всех субъектов педагогического процесса, т .е. с социально-медицинской диагностики, которая осуществляется медицинской службой образовательного учреждения и специалистами учреждения здравоохранения района, где находится школа.

Роль социального педагога в ходе социально-медицинской диагностики заключается в сборе данных о состоянии здоровья воспитанников, их родителей, педагогов коллектива учреждения образования. Данные о состоянии здоровья каждого ученика собираются на основе медицинского обследования и отражаются в листе обследования ребенка, который хранится в его личном деле. Также сведения о состоянии здоровья и наличии вредных привычек, наличии различных нарушений ЗОЖ и ориентации на сохранность здоровья учениками, их родителями и педагогами социальный педагог может получить с помощью метода анкетирования. Для этого он разрабатывает и использует различные варианты анкеты в зависимости от категории анкетируемых, затем обрабатывает результаты и фиксирует их в своей рабочей тетради с целью использования при разработке программы деятельности.

Социально-медицинский мониторинг представляет собой комплекс мер медико-педагогической защиты учащихся, направленных на комплексную оценку их здоровья; ежегодный анализ изменений состояния здоровья с учетом возраста и пола учащихся; распределение воспитанников на этой основе по группам здоровья.

Данные мероприятия служат основой медико-валеологической профилактики и социально-медицинской и медико-педагогической реабилитации. Медико-валеологическая профилактика в условиях образовательного учреждения осуществляется через следующие формы работы по укреплению здоровья учащихся:

· дифференциацию учебной нагрузки школьников (щадящий режим);

· выполнение физкультурных комплексов, формирующих осанку;

· введение в учебный процесс гимнастики для глаз, физкультминуток, подвижных перемен;

· закаливание, предупреждение обострений заболеваний;

· создание соответствующего воздушно-светового режима, конт-роль за соблюдением техники безопасности при работе с приборами, соблюдением санитарно-гигиенических норм в учреждении образования;

· контроль за организацией питания (режим и сбалансированность, витаминизация, использование йодированной соли, вариативное меню);

· использование клубных форм работы с проведением врачами поликлиники бесед со старшеклассниками о сохранности репродуктивного здоровья, просмотром видеофильмов на данную тематику.

Социально-медицинская реабилитация в свою очередь направлена на работу с детьми, имеющими проблемы с психическим и соматическим здоровьем, а также на восстановление по возможности психосоматических характеристик детей до пределов нормы. В этом отношении особое место занимает работа с детьми с ОПФР, обучающимися в интегрированных классах. Этапы социально-медицинской реабилитации:

ü диагностический – диагностика отклонений в состоянии здоровья;

ü лечебно-оздоровительный – максимально-возможная компенсация или стабилизация морфологических или функциональных отклонений;

ü адаптационно-профилактический – восстановление или макси-мально возможное расширение физической и психической деятельности ребенка, профилактика возможного ухудшения состояния здоровья.

С целью медицинской реабилитации такой категории детей органи-зуются занятия лечебной физкультурой, направленные на укрепление ослабленных мышц, восстановление координации движений, развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений, совер-шенствованию ориентации в пространстве, саморегуляции поведения.

Социально-медицинская реабилитация этой категории детей осуществляется как правило через проведение занятий с использованием лечебно-воспитательных средств, включающих методы арт-терапии, в ряду которых особая роль отводится музыкотерапии, сказкотерапии, пластикотерапии, игротерапии. С помощью музыкотерапии, например, оказывается благотворное влияние на дыхание и сердечно-сосудистую систему ребенка, так как основные элементы музыки (ритм, мелодия, гармония) проникают в глубины психики личности. Сказкотерапия в свою очередь с использованием инсценировок позволяет развивать речевую деятельность детей, способность построения связанных высказываний.

Медико-педагогическая реабилитация (общая) – приведение в соответствие физических и психических потребностей и возможностей объектов реабилитации и медико-педагогических особенностей учебно-воспитательного процесса, таких как:

а) содержание обучения (его объем, сложность, темпы);

б) медико-гигиенических показателей среды обучения:

— пространственных или архитектурно-планировочных (разме-щение и планировка школьного участка, здания школы, учебных и вспомогательных помещений, напол­няемость школы и классов);

— технико-эстетических (уровень коммунального бла­гоустройства, особенности интерьера, окраски стен, по­толков, окон и др.);

— гигиенических особенностей школьного оборудова­ния (мебели, наглядных пособий, стендов, инвентаря, технических средств обучения);

— физико-химических факторов (характеристика мик­роклимата помещений, освещенности, акустические по­казатели);

в) организация учебно-воспитательного процесса – продолжитель-ность и чередование учебной нагрузки и отдыха (паузы физической и психоэмоциональной разгрузки во время урока, перемены, в выходные дни, каникулы);

г) организация физического воспитания;

д) организация школьного питания;

е) организация обслуживающего, трудового и профессионального обучения;

ж) психогигиеническое просвещение, направленное на форми-рование, сохранение и укрепление здоровья.

Медицинская консультация используется с целью сообщения специалистами (медиками) определенной информации о состоянии здоровья и выдачи рекомендаций в связи с установленным проблемами психического и/или физического здоровья по преодолению или минимизации этих проблем.

В целом социально-медицинские технологии ориентированы на обеспечение оздоровительного режима в учреждениях образования, выявление и изучение причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей, выбор и внедрение наиболее эффективных путей их предупреждения и устранения.

Необходимым условием эффективности социально-педагогической деятельности является использование социально-психологических и соци-ально-медицинских технологий в рамках работы СППС и медицинской службы учреждения образования (социально-педагогического учрежде-ния). На первое место здесь выходит взаимосвязь и взаимодополняемость позиций социальных педагогов, педагогов-психологов, медиков в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы, как с отдельным ребенком, так и с детским коллективом.

В этом отношении в обязанности социального педагога входит реализация системы мер, разработанных психологической и медицинской службой учреждения и способствующих снижению заболеваемости детей и педагогов, улучшению эмоционального фона учебно-воспитательного процесса, предупреждению утомляемости учащихся и педагогов, повышению их работоспособности и эффективности деятельности, созданию в классных коллективах благоприятного психологического климата, овладению педагогическим коллективом различными здоровьесберегающими методиками и способами их внедрения в процесс обучения и воспитания школьников.

На основе взаимообусловленности всех видов здоровья основной задачей социального педагога является сохранение и укрепление социального здоровья воспитанников, исходя из следующих критериев:

– адаптация ребенка в референтных группах (семья, класс и др.);

– овладение ведущими видами деятельности (игровая, учебная и др.);

– овладение нормативным (социально приемлемым) поведением;

– уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

– выработка индивидуальных стиля деятельности и качеств;

– наличие самоконтроля и саморегуляции поведения.

Опираясь на результаты применения социально-психологических и социально-медицинских технологий в педагогическом процессе социаль-ный педагог СППС воздействует на развитие ребенка, исходя из соответст-вующих возрастных нормативов, оказывает помощь педагогическому кол-лективу учреждения образования в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.