Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы уроков и их особенности




Урок является основной формой организации учебной работы в учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного обу­чения имеют свою специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.

Во-первых, занятия по производственному обучению имеют большую продолжительность. Это объясняется тем, что централь­ное место на них отводится практической работе учащихся. При такой организации занятий обучаемые успевают решить постав­ленные задачи.

Во-вторых, занятия по производственному обучению требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это — непременное условие вне зависимости от темы занятия, так как применяемые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неуме­лости их использования обучаемыми.

В-третьих, само построение занятий по производственному обучению, предполагая значительную долю самостоятельности со стороны учащихся, требует от мастера усиления контроля над всеми аспектами ситуации в группе: от предупреждения типич­ных ошибок в действиях учащихся до предотвращения возможной травмы.

Имеются и другие особенности, характерные только для заня­тий по производственному обучению, в частности — по органи­зационным формам.

Вместе с тем к каждому занятию предъявляются конкретные дидактические требования:

единство его учебной и воспитательной сторон;

соответствие материала занятия учебной программе;

изложение учебного материала на уровне современных дости­жений науки, техники и технологии;

правильный подбор учебного материала, его доступность для обучаемых;

целесообразный выбор методов обучения, рациональная струк­тура занятия производственного обучения.

Мы уже говорили, что основной целью профессиональной подготовки по специальности, тесно связанной с целями воспи­тания, является обеспечение всем учащимся, с учетом возмож­ностей каждого, их максимального развития. Именно задачам обес­печения готовности личности к проявлению высокого профессио­нального мастерства в сфере рабочих специальностей, социаль­ной и профессиональной мобильности должна быть подчинена вся деятельность на занятиях по производственному обучению.

Понятно, что на разных занятиях решаются различные задачи: на одном сообщаются новые знания и формируются умения и навыки, на другом развиваются способности к техническому твор­ческому мышлению и т.п. Но какая бы ни решалась задача, масте­ру при построении учебного процесса необходимо учитывать, что по отношению к труду можно судить о трудовом воспитании. Мы уже говорили о профессионально значимых качествах и их значении для будущей жизни. Поэтому учебная и воспитательная составляющие занятий по производственному обучению рассматриваются в органическом единстве.

Говоря о соответствии учебного материала учебной програм­ме, следует обязательно подчеркнуть, что оно полностью зависит от качества планирования мастером своей деятельности. Чуть поз­же будут подробно разобраны особенности перспективной и те­кущей подготовки к проведению занятий. Пока же отметим, что во многом от мастера производственного обучения зависит такое соответствие.

Говоря о правильном выборе учебного материала, мы имели в виду, прежде всего, его посильность для учащихся. Мастер поми­мо интереса, который будущая работа непременно должна вызывать у обучаемых, должен учитывать еще ряд факторов: это и цель, которую он планировал достичь на данном конкретном уроке, и уровень предшествующих знаний и умений, и, наконец, разви­тие учащихся. Правильный подбор стимулирует интерес к делу, формирует у учащихся уверенность в своих силах и знаниях.

Об особенности целесообразного выбора методов обучения уже говорилось, а вот рациональная структура урока — действительно важный фактор организации учебного процесса. Так как при обу­чении по специальности имеет место как теоретическое, так и производственное обучение, рассмотрим особенности этих уро­ков. Ведь каждый урок решает свои конкретные задачи в системе обучения.

В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие ос­новные типы:

урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени — самостоятельная работа учащихся);

урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);

урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в цент­ре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);

комбинированный урок (при его проведении решаются разнооб­разные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);

совмещенный (так называемый бинарный) урок, педагоги­ческая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной тех­нологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.

Естественно, у каждого типа урока имеются различия по по­строению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как прави­ло, включает:

1) организационно-подготовительную часть;

2) теоретическую часть;

3) практическую часть;

4) организационно-заключительную часть.

Чтобы молодые педагоги не воспринимали урок как нечто за­стывшее, не подлежащее изменению, сделаем оговорку.

Структуру урока должны определять не факторы формального характера, а цели, содержание изучаемого материала, дидакти­ческие задачи, а также используемые методы и средства обучения. Конечно, только опыт и знание конкретной обучаемой группы (класса) поможет молодому педагогу сделать правильный выбор и правильно распределить время на каждом этапе урока. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что иногда ход реального урока подвергается коррекции в процессе ведения. Например, ока­залось, что не усвоен материал прошлого занятия, и — вместо того чтобы идти дальше по плану — приходится возвращаться к обоб­щению пройденного, разъяснению озвученных ранее понятий.

Или, наоборот, новый материал, тесно связанный и соприка­сающийся с предыдущим, понят, что называется, «с лету», и появляется возможность перебросить часть времени на самостоя­тельную работу.

Процесс обучения слишком сложен, чтобы можно было свя­зывать его лишь со структурой. Вот почему не следует относиться к ней как к чему-то закостеневшему. Только преподаватель произ­водит выбор и реализацию принятой структуры урока, принима­ет решения по варьированию всех его звеньев и продолжительно­сти этапов.

Классификацию уроков производственного обучения можно представить по следующим типам:

вводный урок занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знаком­ством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);

урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;

урок по выполнению комплексных работ — занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного ха­рактера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;

урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся — кон­трольно-проверочный.

Необходимо сделать оговорку следующего характера. В педаго­гической и методической литературе встречаются и другие опре­деления: объяснительный урок, учетно-повторительный, обобща­юще-повторительный и т.д.

Возможное разнообразие занятий по производственному обу­чению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:

урок-конкурс профессионального мастерства;

урок-зачет;

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

семинар производственного обучения;

производственная конференция;

производственная экскурсия;

урок инструктирования;

урок — праздник первой детали;

урок с участием новаторов производства;

урок изобретательства и рационализации;

урок-аукцион ученических изделий;

урок-отчет;

урок «деловая игра» и т.д.

Не ставя целью их подробную характеристику (многое ясно уже из названий), хотелось бы обратить внимание будущих педа­гогов на то обстоятельство, что даже это простое перечисление показывает, как далеко можно уходить от шаблона в организации производственного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.