Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс педагогического исследования




Педагогическое исследование носит разверну­тый и исследовательский характер, в ходе ко­торого предусматривается:

• изучение приоритетной проблематики ис­следований, выбор и обоснование темы, разработка замысла и ра­бочего плана научного труда;

• углубленное изучение источников информации по теме, до­кументации и практического опыта, определение на этой основе объекта и предмета исследования, его целей и задач, построение рабочей гипотезы, разработка методики и организации исследова­тельского поиска;

• изучение реального состояния педагогической практики по предмету исследования, сбор фактического материала до необходи­мого объема;

• теоретический анализ, систематизация фактического материала, формирование выводов и обобщений, выдвижение практических ре­комендаций;

• опытно-экспериментальная проверка позитивности новых тео­ретических выводов и практических рекомендаций;

• литературное оформление результатов исследования в соот­ветствии с требованиями государственного стандарта;

• внедрение результатов исследования в массовую, повседневную практику.

На каждом этапе исследования применяются соответствующие методы в соотношении, определяемом как оптимальное, наиболее эффективное. Для качественного осуществления этапов необходима достаточная степень подготовленности педагога как исследователя. Первостепенную значимость имеет развитость его научно-педагоги­ческого мышления и умения:

• наблюдать факты, анализировать и синтезировать данные на­блюдений, объяснять их, отделяя существенное от несущественно­го, главное от неглавного, первостепенное от второстепенного;

• организовывать и проводить педагогический эксперимент;

• осуществлять активный поиск на всех этапах гносеологическо­го цикла (факторы — модель — гипотеза — следствия — опытно-экспериментальная проверка следствий);

• строить на основе опытно-экспериментальных данных теоре­тическую модель, находить связь между количественными и качест­венными сторонами явлений, определять корреляцию между ними, делать правомерные выводы, устанавливать границы применимости;

• применять общенаучные идеи и принципы исследования пе­дагогической деятельности;

• осуществлять прогностическую и опережающую функцию ис­следования;

• рассматривать педагогические явления и процессы во взаимо­связи, вскрывать сущность и противоречия, находить новые пути их разрешения;

• владеть критериями эффективности процесса формирования личности, определять его результативность, применять современную технологию педагогической деятельности.

Многое зависит также от уровня развития личностных, профессио­нально-этических качеств исследователя, его научной добросовестно­сти, принципиальности, делового общения с людьми, требовательно­сти к самому себе, бережного отношения к трудам исследователей предшествующих лет, тактичности и внимательности к людям, подвер­гающимся исследовательским процедурам. Не менее важны пристра­стность к педагогическому труду, увлеченность творчеством, одержи­мость в науке, готовность и умение делать черновую работу, соблюдать этические нормы в борьбе мнений, защищать свои воззрения и наход­ки, настойчивость, терпение и выдержка в поисках истины.

Развитой интеллект, широкий общий кругозор, психолого-педа­гогическое мастерство и культура, владение современными методами педагогического исследования в существенной мере предопределяют успех в деятельности исследователя.

Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию

1. Расскажите, что изучает педагогическая наука (ее объект и предмет).

2. Назовите основные понятия педагогики и дайте им краткую характе­ристику.

3. Каковы основные функции педагогики?

4. Чем может помочь педагогика людям, обществу и каковы ее задачи?

5. Расскажите о возникновении и развитии педагогики в европейских странах и США.

6. Что вы можете сказать об истории развития педагогической мысли в России до революции 1917 г.?

7. Какой была педагогика в советское время?

8. Каковы основные направления современной зарубежной педагогичес­кой мысли?

9. В чем особенности развития педагогики высшей школы?

10. Попытайтесь нарисовать на листе бумаги систему педагогических наук.

11. С какими науками взаимосвязана педагогика?

12. Назовите основные методы педагогического исследования и охарак­теризуйте их.

 


[1] См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998.

[2] Краееский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. — 2001. — № 3.

[3] Под педагогическими реальностями, явлениями подразумевается реально, объек­тивно существующие педагогические факты, закономерности, механизмы, тех­нологии образования, воспитания, обучения и развития людей, существующие в обществе, его структурах, специальных образовательных учреждениях, труде и жизни каждого человека. Педагогические закономерности — это объективные, ус­тойчивые причинно-следственные связи педагогических явлений, их сущностей и отношений. Педагогические факты представляют собой наблюдаемые, обнару­живающиеся педагогические явления, которые выступают продуктом действия педагогических закономерностей и иных причин. Педагогические механизмы — превращения в процессе перехода от педагогической причины (воздействия) к педагогическому следствию (см.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. - М., 2000. - С. 17-19).

[4] Помимо специальных учебно-воспитательных учреждений свое влияние на гра­ждан оказывает целый комплекс социальных институтов: се.мья, трудовые коллек­тивы, воинские подразделения, органы правопорядка и специальных служб, ли­тература, искусство, средства массовой информации и др.

[5] Целесообразно различать образовательное обучение, ориентированное на фун­даментальность, кругозор обучающегося, и профессиональное — нацеленное на подготовку к решению практических, профессиональных задач. Эти виды обу­чения сочетаются и тесно взаимосвязаны в системе высшего профессионального образования и носят воспитывающий, развивающий характер.

[6] Объектами воспитания, образования, обучения и развития в различных обра­зовательных учреждениях являются школьники, студенты, курсанты, слушатели. Вввду того что учебник ориентирован на подготовку юристов, здесь и далее в качестве обобщающего употребляется слово «студент». Другие термины (слуша­тель, курсант, школьник и др.) используются только тогда, когда анализируемые процессы и явления связаны непосредственно с той или иной категорией людей.

[7] Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие. — М., 2001; История педагогики и образования: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2001.

[8] Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1962.

[9] Песталоции И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1981.

[10] Дистервег Ф. Избранные педагогические сочинения:.- М., 1956.

[11] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения:: В 6 т. – М., 1988 – 1990.

[12] Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. — М., 1957.

[13] Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М., 1986.

[14] Блонский П.П. Избранные педагогические психологические сочинения. — М., 1979.

[15] Шацкий СТ. Педагогические сочинения: В 4 т. — М., 1962—1965.

[16] Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М., 1975; Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1979; Бабанский Ю.К. Оп­тимизация учебного процесса. — М., 1982; Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабан-ского.М., 1983; Подласый И.П. Педагогика, — М., 1996; Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998; Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: ин­новационная деятельность. — М., 1997.

[17] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М., 1979— 1981; Харламов И.Ф. Педагогика. — 2-е изд. — М., 1990; Ильина ТА. Педагогика. — М., 1968; Кузьмина Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и масте­ра производственного обучения профтехучилищ. — М., 1994.

[18] Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — 3-е изд. — М., 1989.

[19] См.: Перевалова Л.И. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. — М., 1964.

[20] Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1984.

[21] Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педаго­гики в их взаимоотношениях. — М., 1971; Зиновьев СИ Учебный процесс в со­ветской высшей школе — М., 1972; Архангельский СИ. Лекции по теории обу­чения в высшей школе. — М., 1974; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М, 1998.

[22] Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994; Мудрик А.В. Соци­альная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999; Социальная педаго­гика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

[23] Военная педагогика / Под общ. ред. А.В. Барабаншикова. — М., 1966; Основы психологии и педагогики высшей военной школы. — М., 1975.

[24] Следует заметить, что само название Российской Академии Образования ограни­чивает ее деятельность только сферой образования, что справедливо критикуется многими субъектами педагогического труда, так как педагогика оказывает сущест­венное влияние на все слои общества и сведение ее предмета исключительно к образованию в системе учебных заведений сдерживает, тормозит развитие педаго­гической теории и практики, так необходимых для всего населения России.

[25] Военные педагога и психологи (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко и др.) пред­ложили структурировать методологию педагогики, выделяя пять взаимосвязан­ных и взаимопроникающих уровней: гносеологический (основные законы, катего­рии и принципы диалектики, проявляющиеся в целостном педагогическом процессе); мировоззренческий (факторы формирования личности, воспитание как ц5щественное явление, значение образования в развитии общества, активность о творческая деятельность как источник развития личности, воспитательные коллектива и т.д.); научно-содержательный (закономерности, принципы и со­держание педагогического процесса); логико-гносеологический (объект и предмет педагогики, научное содержание основных категорий науки, тенденции ее развития, связи педагогики с другими науками, теории педагогики с жизнью, практикой; прогнозирование развития педагогической науки, проблематика исследования; научно-методический (методы педагогики и педагогических исследований).

[26]). За последние десятилетия были опубликованы учебники и учебные пособия: Чабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982; Загеязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982; Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М., 1986; Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. — М., 1986; Краееский В.В. Методология педагогиче­ского исследования. — Самара, 1994.

[27] Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического иссле­дования. — Тюмень, 1995; Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по пе­дагогике. — М., 1998; Краевский В.В. Методология педагогического исследова­ния. — Самара, 1994; Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образо­вательном учреждении. — 2-е изд. — М, 1998 и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.