Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III .3 Региональные транспортные системы




Градостроительство тесно связано с транспортной системой города. Система взаимовлияния обеспечивается спецификой жизнедеятельности человека в условиях современного крупного города, когда для удовлетворения своих разнообразных потребностей. В этом плане город рассматривается как совокупность объектов людского тяготения, связанных сетью городских путей сообщения, на которых работают различные виды транспорта. Кроме индивидуальных потребностей человека транспорт обслуживает различные отраслевые потребности.

III.2Транспортная сеть как планировочный каркас расселения

Транспортная сеть формирует планировочную структуру города, являясь как бы ее каркасом. Анализ развития городов показывает, что существует самая тесная связь между размером их территорий и средствами сообщения. Выделяют три главных этапа в развитии урбанизации:

- во-первых, транспортные связи открывают возможности развития города;

- во-вторых, результатом развития транспортной сети является повышение качества обслуживания;

- в-третьих, улучшение транспортного обслуживания способствует дальнейшей урбанизации.

В процессе развития истории градостроительства происходит процесс снижения линейной плотности транспортной сети при сохранении ее квадратичной плотности, т.е. доли площади сети в общей территории города. Это связано с постоянным совершенствованием транспортных средств, их дифференциацией по назначению и приводит в целом к увеличению площади кварталов и микрорайонов.

Влияние транспортного каркаса на планировочную структуру расселения происходит как на уровне страны, городской агломерации, так и собственно города.

Так например: планировочная структура крупных сибирских агломераций развивается в форме крестообразного каркаса. (объясняется это природными факторами, их развитием на крупных сибирских реках, текущих с юга на север, которые пересекаются Транссибирской ж/д магистралью. Эти направления дублируются главными транзитными магистралями региона. В условиях низкой плотности населения, характерной для городов Сибири, крестообразная схема как форма групповой системы населенных мест является первоначальной стадией развития расселения. Характерным примером является планировочное решение расселения Омской агломерации (рис.1.1). По мере развития урбанизации территории страны расселение распространяется на все направления от крупных городов, затем происходит слияние крупных городов с формированием радиально-кольцевой схемы расселения. Наглядные примеры – схемы расселения агломераций городов Атланта и Даллас (рис.1.2-1.3) Такие схемы характерны и для ряда регионов нашей страны

На сравнительно молодых урбанизированных территориях возникает экзотическая для регионального уровня прямоугольная схема расселения, например агломерация г. Торонто (рис.1.4) на формирование планировочных схем в каждом случае влияют различные условия, включая исторические традиции народа, природно-климатические условия, образ жизни людей и т.д.)

Если из улично-дорожной сети каждого города выделить магистральные направления, являющиеся по существу основой городского плана, то отчетливо можно выявить геометрические схемы планировки каждого города.

Выделяются восемь принципиальных геометрических схем (которые охватывают все многообразие городских планировочных структур):

1. Свободная;

2. Радиальная;

3. Радиально-кольцевая;

4. Треугольная;

5. Прямоугольная;

6. Прямоугольно-диагональная;

7. Гексагональная;

8. Комбинированная.

Качество различных геометрических схем магистральной сети характеризуют следующие показатели:

- Плотность сети;

- Коэффициент непрямолинейности связей;

- Коэффициент неравномерности загрузки отдельных транспортных узлов.

При разработках, направленных на совершенствование транспортной сети, необходимо учитывать взаимосвязанность всех показателей, характеризующих транспортный процесс. Например, повышение плотности транспортной сети приведет к сокращению затрат времени на подход к остановочным пунктам, но одновременно вызовет увеличение времени ожидания транспорта в связи с ростом интервала движения.

 

Различия в транспортных системах городов и регионов обусловлены рядом факторов. Главные из них:

- плотность населения;

- характер производства (промышленность или сельское хозяйство);

- уровень развития производства;

- величина обслуживаемой территории.

Транспортные сети всех видов имеют инфраструктурное значение и необходимы для создания наиболее благоприятных условий функционирования всех отраслей народного хозяйства. В частности, транспортная система должна обеспечить бесперебойное, безопасное и эффективное перемещение в пространстве людей и грузов между всеми населенными пунктами и хозяйственными объектами. На практике это связано с нарушением ритмичности транспортных поток на стыках дорожных сетей различных видов. В первую очередь это относится к транзитным потокам различных уровней – федерального, регионального и местного.

Функционирование дорожных сетей в разных странах подтверждает целесообразность их опережающего развития относительно других отраслей народного хозяйства. Формирование дорожных сетей разных видов есть своя специфика связанная с особенностями обслуживаемых отраслей и территорий.

(Коснемся случая транспортного обслуживания промышленных и сельскохозяйственных территорий. На опыте США можно выделить два примера по развитию сетей, формирующих планировочный каркас расселения. Дорожная сеть промышленных районов формируется на базе сети транзитных магистралей, образующих вокруг крупных городов мощные радиально-кольцевые системы дорог. В отличие от этого подхода сеть автомобильных дорог сельскохозяйственных районов представляет собой регулярно квадратную сетку дорог, равномерно покрывающую всю территорию штата. Шаг дорог в штатах разный и составляет, например, в штате Айова 15*15 км, а в штате Канзас – 30*30 км. Аналогичным образом строится дорожная сеть и в южных районах Канады. Такой подход к развитию сетей автомобильных дорог связан с характером сельскохозяйственного производства и его объемом на конкретной территории и особенностями формирования грузовых потоков. При этом предусмотрен значительный резерв дорожной сети, что видно по количеству и характеру размещения населенных пунктов. Это дает возможность организовать любое производство в любом пункте территории, где возникают для этого необходимые экономические условия. Рыночный подход диктует необходимость создания определенных резервов не только в отраслях материального производства, но и в инфраструктурных отраслях, включая дорожно-транспортный комплекс.

Из европейских государств в наиболее развитом состоянии сейчас находится дорожная сеть ФРГ, чему, в частности, способствует географическое положение, делающее ее транзитной страной Европы. Стандарт ФРГ делит все дороги ФРГ на пять классов:

- федеральные автострады;

- федеральные дороги;

- дороги земельного значения;

- дороги районного значения;

- дороги общего значения.

В зависимости от этого решаются вопросы собственности, расходов на строительство и эксплуатацию и управление.

Дорожная сеть США делится на 8 категорий, в соответствии с которыми решаются эти же вопросы.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.