Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система стандартизации




Государственный контроль (надзор) за соблюдением и информация о нарушении требований технических регламентов

Технические регламенты

Техническое регулирование

Классы точности средств измерений

 

 

Учет всех метрологических характеристик средств измерений – сложная процедура, оправданная при измерениях высокой точности в метрологической практике. На производстве, как правило, такая точность не нужна. Большинство измерений являются однократными, поэтому за их результат принимается то значение величины, которое непосредственно снято с прибора (без обработки и оценивания погрешности, так как в этом нет необходимости). Но это не означает, что погрешности результатов данного вида измерений неизвестны. Они регламентируются заранее (до выполнения измерений) выбором необходимых по точности средств измерений. Поэтому для средств измерений, используемых в повседневной практике, принято деление по точности на классы.


Классом точности называется обобщенная характеристика всех средств измерений данного типа, обеспечивающая правильность их показаний и устанавливающая оценку снизу точности показаний.

В стандартах на средства измерений конкретного типа устанавливаются требования к метрологическим характеристикам, в совокупности определяющие

класс точности средств измерений этого типа. Например, у плоскопараллельных концевых мер длины такими характеристиками являются пределы допускаемых отклонений от номинальной длины и плоскопараллельности; пределы допускаемого изменения длины в течение года.

Устанавливая класс точности, нормируют пределы допускаемой основной погрешности. Ее дольные значения принимают в качестве пределов допускаемых дополнительных погрешностей.

Пределы допускаемых погрешностей выражают в форме абсолютных, приведенных или относительных погрешностей. Это зависит от характера изменения погрешности (в пределах диапазона измерений), назначения и

условий применения средств измерений.

Если погрешность результатов измерений выражают в единицах измеряемой величины (например, при измерении длины, массы), то пределы допускаемых

погрешностей выражают в форме абсолютных погрешностей.

Если границы абсолютных погрешностей средств измерений остаются практически неизменными, применяют форму приведенных погрешностей, если

же эти границы нельзя считать постоянными – форму относительных

погрешностей.

Абсолютной погрешностью прибора (меры) называют разность между показанием прибора (номинальным значением меры) и истинным значением

измеряемой (воспроизводимой) величины. Пределы допускаемой абсолютной

основной погрешности Ä устанавливают в зависимости от характера изменения погрешности в диапазоне измерений. Если погрешности не зависят от значения измеряемой величины x, то нормируют только границы Ä = ± a, если же с увеличением x погрешность возрастает линейно, то ее пределы устанавливают по формуле

Ä = ± (a + bx),

где a и b – положительные числа. Например, для генератора низкой частоты

Г3-36 Ä = ± (0,03⋅ f +2) Гц, где f – значение частоты.

Указание только абсолютной погрешности не позволяет сравнивать между собой по точности приборы с разными диапазонами измерений. Поэтому для электроизмерительных приборов, манометров, приборов измерения физико- химических величин и др. характеристикой точности служит приведенная погрешность.

Приведенной погрешностью называют отношение абсолютной погрешности к нормируюшему значению XN (в %), в качестве которого выбирают верхний предел или диапазон измерений, длину шкалы и т.д.

ã =± (Ä⋅100) / XN = ± p %. (2.1)


Здесь p - положительное число, выбираемое из ряда 1⋅10 n; 1,5⋅10 n; 2,5⋅10 n; 4⋅10 n;

5⋅10 n; 6⋅10 n (n =1,0, −1,−2, …). По этой формуле определяют пределы допускаемой приведенной основной погрешности прибора. Например, пределы

допускаемых погрешностей показывающих амперметров выражают в форме

приведенных погрешностей, так как границы погрешностей средств измерений данного вида практически неизменны в пределах диапазона измерений.

Относительной погрешностью называют отношение абсолютной

погрешности к значению измеряемой величины.

Пределы допускаемой относительной основной погрешности находят по формуле ä = (Ä/ x)⋅100 = ± q %, если границы абсолютных погрешностей можно полагать практически неизменными, и по формуле

ä = (Ä/ x)⋅100 = ±[ c + d (⏐ Xk / x ⏐−1)] %, (2.2)

если границы абсолютных погрешностей можно полагать меняющимися

линейно. Здесь q - отвлеченное положительное число, выбираемое из ряда, аналогичному ряду для p; Xk - больший по модулю из пределов измерений; c = b + d; d = a /⏐ Xk ⏐; c и d выбирают аналогично q.

Выражение пределов допускаемой погрешности в форме приведенных и

относительных погрешностей является предпочтительным, так как они позволяют выражать пределы допускаемой погрешности числом, которое

остается одним и тем же для средств измерений одного уровня точности, но с различными верхними пределами измерений.

В связи с большим разнообразием средств измерений и их метрологических

характеристик ГОСТ 8.401-80 определены способы обозначения классов точности. Выбор способа зависит от того, в каком виде нормирована погрешность средства измерения. При выборе прибора для измерений следует учитывать, что его класс точности определяется основной предельной абсолютной погрешностью. Этой погрешности на различных отметках шкалы будут соответствовать разные значения относительной погрешности.

Например, для вольтметра со шкалой 0-150 В класса точности 1,5 основная предельная абсолютная погрешность равна 2,25В. А относительная погрешность,

%, на отметках шкалы 25 и 100В будет соответственно

ä25 = ± (Ä/ x)⋅100 = ± (2,25/ 25)⋅100 = ± 9

ä100 =±(2,25/100)⋅100 = ±2,25

Поэтому с целью уменьшения относительной погрешности надо выбирать

верхний предел шкалы измерительного прибора таким, чтобы ожидаемое значение измеряемой величины (показание) находилось в последней трети (или

половине) ее.

Для средств измерений, пределы допускаемой основной погрешности которых выражают в форме приведенной или относительной погрешности по

(3.7.1), классы точности обозначают числами., равными этим пределам в процентах. Чтобы отличить относительную погрешность от приведенной, на

средстве измерений ее обводят кружком. С той же целью под обозначением класса точности на средства измерений ставят знак “ V ” (это значит, что предел


абсолютной погрешности приведен к длине шкалы или к ее части, а не к номинальной точке шкалы).

Если класс точности определяют по (2.2), его обозначают c и d,

разделенными косой чертой, например, 0,02 /0,01 (здесь c = 0,02; d = 0,01).

 

 

Пример 1. Отсчет по шкале прибора с пределами измерений 0-50 и равномерной

шкалой равен 25. Пренебрегая другими погрешностями измерений, оценить пределы допускаемой абсолютной погрешности этого отсчета для прибора

класса точности 0,02 /0,01; 0,5; 0,5.

1.Для прибора класса точности 0,02 / 0,01

ä = (Ä/ x)⋅100 = ±[ c + d (⏐ Xk / x ⏐−1)].

Здесь x = 25; Xk = 50; c = 0,02; d = 0,01 и äуказывается в процентах, поэтому

Ä = ± 0,01⋅25 [0,02 +0,01[(50/25)−1]] ≈ ± 0,008

2. Для прибора класса точности 0,5

ä = ± (Ä/ x)⋅100, поэтому Ä = ± 0,01⋅25⋅ 0,5 = ± 0,13.

3. Для прибора класса точности 0,5 ã = ± (Ä⋅100/ XN).

 

 

По ГОСТ 8.401-80 для средств измерений с равномерной шкалой нормирующее значение XN устанавливают равным большему из пределов измерений. Поэтому XN = 50, тогда Ä = ± 0,01⋅50⋅0,5 = ± 0,25.

Если пределы допускаемой основной погрешности средств измерений

выражают в форме абсолютных погрешностей или относительных

погрешностей, установленных в виде графика, таблицы, формулы, не идентичной (2.1) и (2.2), классы точности обозначают прописными буквами латинского алфавита либо римскими цифрами. Классам точности с меньшими пределами допускаемых погрешностей соответствуют буквы, находящиеся ближе к началу алфавита, или меньшие цифры.

Условные обозначения классов точности наносят на циферблаты, щитки и корпуса средств измерений, а также приводят в нормативно-технической

документации.

Метрологические и технические характеристики цифровых измерительных приборов и аналогово-цифровых преобразователей нормируются по-другому.

 

 

Пример 2 Измеряется ток I = 0,1-0,5 mA. Требуется, чтобы относительная погрешность измерения тока ä не превышала 1%. Какой класс точности должен быть у магнитоэлектрического миллиамперметра с конечным значением шкалы I ном = 0,5 mA?

В начале шкалы прибора относительная погрешность измерения ä = Ä I / I

больше, так как значение абсолютной погрешности Ä I по всей шкале прибора примерно одно и то же. Поэтому при I = 0,1 mA Ä I = 0,01⋅0,1⋅10-3 = 10-6 A. Класс точности прибора находим по основной приведенной погрешности:

ã=Ä I / I ном = 10-6/0,5⋅10-3 = 0,002.

Следовательно, класс точности прибора должен быть 0,2.


Глава 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ.

 

 

Современный этап развития экономики Российской Федерации (далее РФ) поставил задачу изменения действующих подходов к системам стандартизации и оценки соответствия. Реформирование экономики РФ в направлении перехода к рыночному типу потребовало изменения системы стандартизации, что нашло отражение в Федеральном законе от 10 июня 1993 г. «О стандартизации».

В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги поставляют предприятия различных статуса и форм собственности, в процедуре оценки

соответствия появилась необходимость в третьей стороне, не зависящей от производителя и потребителя. В этих условиях эффективным способом гарантии

качества продукции и услуг является сертификация. Регламентация функционирования системы сертификации отражена в Федеральном законе от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг», в соответствии с которым

третья сторона – орган, признаваемый независимым от участвующих сторон.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» (далее ФЗ) развивает и обеспечивает соответствие

систем стандартизации и оценки соответствия современному состоянию и векторам развития экономики страны. При этом законы «О стандартизации и «О сертификации продукции и услуг» с 1 июля

2003 г. отменены.

Цели, поставленные в ФЗ «О техническом регулировании», масштабны и рассчитаны на длительную перспективу, носят комплексный системный характер. Переход к техническим регламентам как к высшей в правовом

значении форме установления обязательных параметров и принцип добровольного использования характеристик и правил, установленных в стандартах, требуют соответствующих изменений в нормативной базе и системе

стандартизации. Важнейшей целью перехода к техническим регламентам является установление требований к обеспечению безопасности продукции и к риску, связанному с нанесением ущерба. В то же время, переход к техническим

регламентам не должен предполагать существенного ужесточения требований по отношению к выпускаемой продукции. Достижение целей, поставленных в ФЗ «О техническом регулировании», требует решения крупных методических,

организационных и др. задач со стороны Правительства РФ, государственных органов, научных центров и др.

Развитие и диверсификация экономики в РФ, анализ результатов применения

ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании»

обусловил необходимость принятия закона от 1 мая 2007г. № 65 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». В законе «О внесении изменений….» уточнены сферы распространения ФЗ «О техническом регулировании», введены новые и уточнены некоторые понятия и определения, статьи и пункты, приведены первоочередные технические регламенты, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г. и др. Специально


осуществлению предпринимательской деятельности, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в п. 1 ст. 6 ФЗ.

В течение переходного периода до 1 июля 2010 г., установленного ФЗ № 184 – ФЗ, предполагается функционирование в РФ действовавшей системы стандартизации и оценки соответствия с обязательным исполнением требований

ФЗ № 184 – ФЗ с внесёнными изменениями согласно закону № 65 - ФЗ.

В настоящем учебном пособии проанализированы основные положения ФЗ от

27 декабря 2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ от 1 мая

2007 г. № 65 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», а также действовавшей системы стандартизации, которая

частично действует и в настоящее время.

 

 

 

 

Переход РФ к экономике свободного рынка, опыт стран с рыночной экономикой, требования международных организаций принципиально изменили подходы к стандартизации, оценке соответствия, другим правовым и организационно – техническим факторам в сферах разработки, принятии, применении и исполнении обязательных и принятых на добровольной основе требований к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения, выполнению работ или оказанию услуг, составляющих область технического регулирования. Все это регламентировано в Федеральных законах РФ от 27 декабря 2002 г.

№ 184 - ФЗ «О техническом регулировании» и от 1 мая 2007 г. № 65 - ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Федеральный закон «О техническом регулировании» содержит 10 глав, включающих 48 статьи.

Глава 1 «Общие положения» включает 5 статей: сфера применения закона (ст.1), основные понятия (ст.2), принципы технического регулирования (ст.3), законодательство РФ о техническом регулировании (ст.4), особенности

технического регулирования в отношении оборонной продукции. (ст.6).

ФЗ «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при (ст. 1):

– разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и т.п.

– разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе

требований к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования

(включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и т. п.

Федеральный закон упорядочил и разграничил требования на законодательно - обязательные, невыполнение которых преследуется в

административном, гражданско - правовом или уголовном порядке, и на требования, применяемые на добровольной основе.


Принцип добровольного применения стандартов свидетельствует о волеизъявлении субъекта хозяйственной деятельности (физического или юридического лица) – применять и обязательно исполнять требования конкретного стандарта, или не применять и тогда не исполнять его требования. Таким образом, формулировка «принимаемый на добровольной основе» не говорит о рекомендательном характере требований, содержащихся в документе (стандарте). Международная и национальная практика экономически развитых стран свидетельствует о том, что выполнение добровольно принятых обязательств, включая требования стандартов, являются необходимыми и эффективными механизмами обеспечения успеха в условиях рыночной экономики.

Техническое регулирование – система организационно – технических,

экономических, правовых и других условий, характерных для определенной государственной формации и периода времени. Переход к современной форме технического регулирования – важная масштабная государственная задача на длительную перспективу. Она должна способствовать развитию экономики, предпринимательства, конкуренции, товарных рынков, интегрированию РФ в мировое экономическое сообщество.

Оценка риска причинения вреда от эксплуатации или потребления продукции является важной проблемой, определяющей в значительной степени цель технического регулирования. Документом Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии ИСО/МЭК

51:1999 риск определяется как сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. В соответствии с ФЗ все принципиальные решения по разработке технических регламентов, включая установление минимально

необходимых требований, выбор форм оценки соответствия, принимаются с учётом степени риска причинения вреда объектам технического регулирования. Актуальность этой проблемы связана также с тем, что в случае информации о

несоответствии, например, продукции требованиям технических регламентов, к изготовителю предъявляются требования для принятия мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, разработке программы

мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласованию её с органом государственного контроля (надзора) (ст. 38, п. 2). Содержание этих мер должно обеспечивать снижение уровня опасности продукции и исходить из

оценки риска её применения. Анализ и оценка риска являются важными компонентами защиты потребителей от опасной продукции и снятия необоснованных административных барьеров. Отечественный и зарубежный опыт в этой области, в основном для технической продукции, отражён в ряде

национальных стандартов и может рассматриваться как базовый путь реализации ФЗ «О техническом регулировании».

Эффективный метод определения допускаемого (приемлемого) риска

основан на сочетании методических и экономических факторов. Однако этот метод не нашёл пока широкого распространения из-за трудностей количественного определения и выражения ожидаемого ущерба. В настоящее


методах, качественных или реже количественных оценках. Эти подходы производны от уровня социально - экономического развития, чем выше уровень, тем выше требования к безопасности и ниже значения допустимого риска.

Важной задачей ФЗ «О техническом регулировании» является гармонизация действующих в РФ российских и международных требований, признание за

рубежом нашей деятельности в области технического регулирования. Эффективными механизмами в этой области является переход к техническим регламентам, принимаемыми Государственной Думой, Президентом и Правительством РФ, совершенствование нормативной базы, реализация

структурных решений в области стандартизации, приведение в соответствие с

ФЗ законодательной и нормативно – правовой базы технического регулирования.

Ниже приведены некоторые понятия, определенные в ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 2).

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к

продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и т.п., а также в области установления и применения на добровольной основе требований к

продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Продукция – результат деятельности, представленный в материально - вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным

законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,

перевозки, реализации и утилизации (далее безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан,


муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учётом тяжести этого вреда.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» в отличие от действовавшей системы нормативной документации, обязательные требования будут устанавливаться только в технических регламентах федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Обязательные требования, установленные стандартами и другими нормативными документами (правила Ростехнадзора, СНиПы, СанПиНы, нормы пожарной безопасности и др.), принимаются на добровольной основе. В сфере

технического регулирования федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты только рекомендательного характера, за исключением сферы продукции оборонного значения или сведений, которые составляют

государственную тайну (ст. 5). Важным документом, солидаризирующимся с

ФЗ, является

соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ), связанное с предстоящим членством РФ в Всемирной торговой организации ВТО. В ТБТ, в

частности, приведены следующие основные требования:

– страны - участницы должны гарантировать, что разработка, принятие

и применение технических регламентов не создадут дополнительных препятствий в международной торговле;

– в тех случаях, когда возникает необходимость в разработке технических регламентов, а соответствующие международные стандарты уже существуют

или находятся на окончательной стадии разработки, страны - участницы должны использовать их полностью или частично как основу для своих технических регламентов;

– при разработке, принятии или применении любого технического регламента, соответствующего международным стандартам, следует считать неопровержимым тот факт, что такой регламент не будет создавать

дополнительных препятствий для международной торговли.

Первостепенное значение в области технического регулирования имеет гармонизация отечественных технических регламентов с европейскими

директивами и международными стандартами. В настоящее время действует двадцать одна «новая» директива с требованиями к электрооборудованию, машинам и механизмам, медицинской технике, средствам индивидуальной защиты и др. Гарантией выполнения «новых» директив является соблюдение

требований европейских стандартов EN, перечень которых публикуется для каждой директивы (для электрооборудования – 708 стандартов, электромагнитной совместимости – 151 и др.).

Сфера применения ФЗ «О техническом регулировании» – разработка, принятие, применение и исполнение обязательных и на добровольной основе требований к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования


(включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранению и т.п., а также оценка соответствия.

Согласно ФЗ, техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами (ст. 3):

– применения единых правил установления требований к продукции,

или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и т.п., выполнению работ или оказанию услуг;

– соответствия технического регулирования уровню развития национальной

экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно -

технического развития;

– независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей,

продавцов, исполнителей и приобретателей;

– единой системы и правил аккредитации;

– единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

– единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

– недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

– недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля

(надзора) и органа по сертификации;

– недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

– недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля

(надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением

требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 4 законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Федеральных законов № 184 – ФЗ и № 65 –ФЗ, применяемых в

соответствии с ними раннее принятых и будущих федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только

рекомендательного характера, за исключением случаев, относящихся к продукции оборонного характера и (или) составляющей государственную тайну (ст.5). В случае установления международным договором РФ правил, отличающихся от правил, оговоренных в ФЗ, применяются правила

международного договора с соответствующим оформлением в соответствии с законодательством РФ.

Наименование ст. 5 и содержание входящих в неё 4-х пунктов изменены в

соответствии с ФЗ от 1 мая 2007г. № 65 - ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «О техническом регулировании».

В статье 5 регламентированы особенности технического регулирования в


государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемых в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и т. п., захоронения указанной продукции и указанных объектов.

В п.1 ст.5 указано, что в отношении оборонной продукции (работ, услуг),

поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ,

услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения, утилизации, захоронения и т.п.

Особенности технического регулирования в части разработки и установления обязательных требований государственными заказчиками, федеральными

органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления

использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в отношении продукции (работ, услуг), объектов, указанных в п. 1 ст. 5, а также соответственно

процессов их проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения, утилизации, захоронения устанавливаются Президентом и Правительством РФ в соответствии с их полномочиями.

Особенности стандартизации продукции (работ, услуг) и объектов, указанных в п.1 ст. 5, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения,

утилизации, захоронения устанавливаются Правительством РФ.

Особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг) и объектов, указанных в п. 1 ст. 5, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения,

утилизации, захоронения устанавливаются Правительством РФ.

 

 

 

 

Глава 2 посвящена новому виду документов в сфере технического регулирования – техническим регламентам (фр. regle – правило). Глава 2 включает 5 статей – цели (ст. 6); содержание и применение (ст. 7); виды (ст. 8,


утратила силу в соответствии с ФЗ от 1 мая 2007 г. № 65 – ФЗ); порядок разработки, принятия, изменения и отмены (ст. 9); особый порядок разработки и принятия (ст. 10).

Принятие технических регламентов является важной целью ФЗ. Технические регламенты охватывают разные сферы деятельности, они устанавливают

обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и утилизации.

Указанное не должно вызывать неоправданного ужесточения требований к продукции, должно устранить избыточность в обязательных требованиях, убрать необоснованные барьеры для развития бизнеса, и всё это в сочетании с

обеспечением приемлемого уровня безопасности продукции.

Технические регламенты применяют в целях (ст. 6):

– защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их

идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата

соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и

правилам их нанесения.

Технические регламенты с учётом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (ст. 7):

– безопасность излучений,

– биологическую безопасность,

– взрывобезопасность,

– механическую безопасность,

– пожарную безопасность,

– промышленную безопасность,

– термическую безопасность,

– химическую безопасность,

– электрическую безопасность,

– ядерную и радиационную безопасность,

– электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования,

– единство измерений,

- другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст. 6.


Требования технических регламентов не должны быть неоправданно завышенными, т.к. это может привести к удорожанию продукции и услуг, препятствиям в предпринимательской деятельности.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, на которые он распространяется,

требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Этими объектами являются продукция или связанные с ними процессы проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и утилизации.

Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного

сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или

этикеткам и правилам их нанесения.

Правительство РФ развивает систему технического регулирования в соответствии с интересами национальной экономики, уровнем материально –

технической базы и научно – технического развития, а также международными нормами и правилами. В этих целях Правительство РФ утверждает программу разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия),

реализация которой финансируется за счет средств федерального бюджета и которая ежегодно должна уточняться и опубликовываться. Технические регламенты могут быть разработаны также вне утвержденной программы.

Правительство РФ организует постоянные учёт и анализ всех случаев

причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учётом тяжести этого вреда, а также организует информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламента.

Правительство РФ до дня вступления в силу технического регламента утверждает перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительство РФ до дня вступления в силу технического регламента утверждает правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента. Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в п.

1 ст.6. Для разработки проектов технических регламентов в качестве


основы должны использоваться международные стандарты (полностью или частично), за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям, либо если РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.

Для разработки проектов технических регламентов в качестве основы могут использоваться национальные стандарты полностью или частично.

Технический регламент принимается федеральным законом или

постановлением Правительства РФ в порядке, установленном для принятия федеральных законов и постановлений Правительства РФ, с учетом положений ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 9).

Разработка проекта технического регламента начинается с опубликования уведомления о начале разработки, практически одновременно начинается обсуждение проекта с представлением замечаний разработчику. По завершению

обсуждения федеральный орган публикует уведомление о разработке проекта технического регламента и об окончании его публичного обсуждения.

Закон детально регламентирует процедуры процессов разработки проекта и

принятия технического регламента, включая экспертизу, рассмотрение в Правительстве РФ и Государственной Думе. Внесение дополнений и изменений в технический регламент рассматривается как разработка нового технического регламента. Технический регламент, разработанный в порядке, установленном ФЗ, принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства РФ, с учетом положений ФЗ.

Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте,

разработанный согласно п.п. 2 - 6 ст. 9, и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства РФ, не позднее чем за 30 дней до дня его

рассмотрения направляется в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, которая осуществляет свою деятельность

согласно п. 9 ст. 9. Проект постановления о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства РФ с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект постановления о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно –цифровой форме не позднее чем за 30 дней до его

рассмотрения на заседании Правительства РФ. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством РФ. В исключительных случаях Президент РФ вправе издать

технический регламент без его публичного обсуждения и установленной процедуры (ст. 10). При принятии технического регламента международным договором применяется порядок разработки, установленный для разработки

проекта. В целях сокращения сроков технический регламент может быть введён


постановлением Правительства РФ. В случае введения регламента Президентом или Правительством стандартная процедура процесса разработки может продолжаться до принятия регламента федеральным законом, после чего регламент, принятый Президентом или Правительством РФ, прекращает существование.

Соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов для информирования приобретателей обозначается знаком обращения на рынке.

 

 

 

 

ответственности за нарушение
(ст.41)   и

 

Регламентация государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов и информация о нарушении требований технических регламентов отражены в главах 6 и 7. Глава 6 включает 4 статьи, касающиеся функционирования государственного контроля (надзора): органы (ст.32), объекты (ст.33), полномочия (ст.34), ответств енность (35). Глава 7 включает 7 статей. 4 статьи касаются несоответствия продукции требованиям технических регламентов: ответственность (ст.36), информация (ст.37), обязанности изготовителя (ст.38), права органов государственного контроля (надзора) (ст. 39). 3 статьи касаются принудительного отзыва продукции (ст.40),

правил сертификации

ответственности аккредитованной испытательной лаборатории(центра) (ст.42).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (ст. 32) осуществляется органами исполнительной власти

федеральными и субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля

(надзора) в соответствии с законодательством РФ (далее органы государственного контроля (надзора). Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами

органов государственного контроля (надзора), в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических

регламентов осуществляется в отношении продукции, или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, наладки, эксплуатации, хранения и утилизации (ст. 33).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований

технических регламентов осуществляется на основе

контрольных исследований (испытаний), измерений, проверки сертификатов и деклараций и др. согласно п.11 ст.7.

ФЗ «О техническом регулировании» определяет полномочия

органов государственного контроля (надзора) (ст. 34) - право требовать от изготовителя документы, подтверждающие соответствие продукции

требованиям технических регламентов, проводить исследования (испытания) и


измерения и на основе их результатов принимать решения. Возможные варианты решений – предписание об устранении нарушения в установленный срок; запрет передачи продукции, полное или частичное приостановление производства, эксплуатации, хранения и утилизации; направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии; в случае существенных нарушений материалы проверок направлять в общественные организации, органы исполнительной власти или правоохранительные органы для привлечения изготовителя к ответственности и принимать другие меры согласно законодательству РФ.

ФЗ определяет ответственность и обязанности органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований

технических регламентов. Представители органов государственного контроля

(надзора) должны проводить разъяснительную работу по законодательству о техническом регулировании, соблюдать коммерческую или иную охраняемую

законом тайну, соблюдать порядок осуществления мероприятий по контролю

(надзору) и др.

Определяя ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц, в то же время ФЗ защищает заявителя от избыточных требований, обязывает сообщать лицам, права и законные интересы которых были нарушены в процессе поверок, о принятых мерах, создаёт предпосылки для сотрудничества контролируемой и контролирующей сторон. В случае совершения противоправных действий (бездействия) органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 35).

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов (ст. 36) устанавливается при нарушении требований регламентов;

неисполнении предписаний и решений органа государственного контроля (надзора); причинении вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, а также жизни и здоровью животных и растений в

результате нарушения требований технических регламентов или при угрозе причинения такого вреда. В первом и втором случаях изготовитель несёт ответственность в соответствии с законодательством, в третьем и четвёртом случаях изготовитель обязан возместить причинённый вред независимо от

позиции потерпевших.

В соответствии с ФЗ источником информации о несоответствии продукции требованиям регламентов (ст. 37) может быть изготовитель, продавец,

иностранный изготовитель или, например, приобретатель, общество (орган) по защите прав потребителей и др. Указанные лица обязаны довести эту информацию до органов контроля (надзора) или других государственных

органов.


Изготовитель (в т.ч. иностранный) и продавец после получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов (ст. 38) проверяет достоверность полученной информации, принимает меры по не увеличению возможного вреда от обращения продукции, разрабатывает программу мероприятий по предотвращению вреда, согласовывает её с органом государственного контроля (надзора) и реализует программу. При необходимости производство приостанавливается. Закон определяет права государственного контроля и предварительный отзыв продукции (ст. 39 и 40) при несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Органы государственного контроля (надзора) координируют свои действия с изготовителем, вправе организовать получение дополнительных материалов. Они привлекают специалистов, выдают предписание о разработке изготовителем мероприятий по предотвращению причиненного вреда, контролируют реализацию этих мероприятий и др. В случае невыполнения изготовителем предписания орган государственного контроля вправе обращаться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Нарушение закона в отношении отзыва продукции может повлечь за собой применение уголовного или административного воздействия. В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. При этом истец вправе информировать приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции.

В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению

причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля вправе выдать предписание о приостановке

реализации этой продукции и (или) информировать приобретателей через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью

граждан при использовании этой продукции.

Изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя)

вправе обжаловать указанные в вышеуказанном пункте действия органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке. В случае принятия

судебного решения о неправомерности действий органа государственного контроля (надзора) вред, причиненный изготовителю (лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) действиями органа государственного

контроля (надзора), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

 

 

Глава 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

 

Стандартизация – процесс установления и применения стандартов.

Стандарт (англ. standart – норма, образец), в широком смысле – образец, эталон,


модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно - технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.

 

 

 

 

Стандартизация в РФ имеет давнюю историю. Начало стандартизации относится к середине XVI столетия, когда при Иване Грозном (1530 – 1584) были установлены размеры пушечных ядер и введены калибры для их проверок. Промышленная стандартизация началась при Петре I (1672 – 1725), который ввёл стандарты и технические условия в области вооружений и судостроения, на различные товары, особенно экспортируемые, для соответствия мировым требованиям. Интенсивное развитие стандартизация получила в XIX веке в связи с развитием промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР стандартизация представляла мощную отрасль, необходимую в условиях плановой экономики. В 1922г. был организован Комитет эталонов и стандартов. В дальнейшем были созданы крупные институты, разработаны стандарты и создана государственная система стандартизации, охватывающая практически все стороны деятельности страны - производство, услуги, торговлю и др.

Международная организации по стандартизации ИСО (Internаtional

Organization for Standartization ISO) была создана в 1947 г. со штаб - квартирой в Женеве (Швейцария). По определению ИСО стандартизация представляет собой работу по установлению и применению правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии, с учётом рабочих условий и требований техники безопасности.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного

многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение

конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандартизация как отрасль включает научное и практическое направления.

Научное направление связано с задачами развития теоретических и методологических основ стандартизации, исследованиям методов и средств

стандартизации, оптимизацией параметров, определением основ нормирования требований к объектам стандартизации и др. Практическое направление стандартизации включает задачи и разработки нормативной документации

различного назначения и статуса и создание эффективной системы,

обеспечивающей исполнение требований и контроль.

В настоящее время с переходом РФ на экономику свободного рынка,

либерализацией внешней и внутренней торговли, развитием предпринимательства и необходимостью формирования конкурентной среды, задачи стандартизации изменились. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» и введёнии института технических регламентов происходит


гармонизация национальных стандартов с международными, адаптация международных стандартов к российским условиям, реализуется практика подтверждения соответствия на основе добровольности, аккредитация тест - центров и др. в соответствии с проводимыми экономическими реформами в интересах потребителей, государства и предпринимателей.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях (ст. 11):

– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального

имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

– обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных

частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико - статистических данных, проведения

анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

– содействия соблюдению требований технических регламентов;

– создания систем классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействия проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами (ст. 12):

– добровольного применения стандартов;

– максимального учёта при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

– применения международного стандарта как основы для разработки национального;

– недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции,

выполнению работ и оказанию услуг в большей степени,

чем это минимально необходимо для целей, указанных в ст. 11;

– недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

– обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ,

относятся (ст. 13):

– национальные стандарты;

– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

– стандарты организаций;

- своды правил.


Основные положения стандартизации были закреплены в комплексе нормативных документов Государственной системы стандартизации (ГСС, 1994 г.), охватывающих следующие направления:

– термины и определения;

– правила разработки и обновления стандартов различного уровня;

– порядок применения национальных и международных стандартов;

– надзор государства за соблюдением стандартов.

Перечень основных нормативных документов ГСС:

– ГОСТ Р 1.0 – 92 «Основные положения»;

– ГОСТ Р 1.2 – 92 «Порядок разработки государственных стандартов»;

– ГОСТ Р 1.5 – 92 «Общие требования к построению, изложению, оформлению,

содержанию стандартов»;

– ГОСТ Р 1.4 – 93 «Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

В 1995 г. комплекс был дополнен новыми нормативными документами, целью которых явилось согласование (гармонизация) отечественных и международных правил проведения работ по стандартизации:

– ГОСТ Р 1.8 – 95 «Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»;

– ГОСТ Р 1.9 – 95 «Порядок маркировки продукции и услуг знаком

соответствия государственным стандартам»;

– ГОСТ Р 1.10 – 95 «Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них».

Государственной системой стандартизации регламентируются вопросы межгосударственной стандартизации:

– ГОСТ 1.0 – 92 «Правила проведения работ по межгосударственной

стандартизации. Общие положения»;

– ГОСТ 1.2 – 97 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены

документов по межгосударственной стандартизации»;

– ГОСТ 1.5 – 93 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и

содержанию стандартов».

К нормативным документам ГСС относятся также правила и рекомендации. Правила – документы, которые устанавливают обязательные к исполнению организационно - технические и общетехнические положения, способы

выполнения работ и требования к оформлению результатов этих работ. Рекомендации регулируют аналогичные вопросы, но добровольны в применении.

Обозначение правил и рекомендаций состоит из:

– индексов ПР или Р соответственно;

– цифрового обозначения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – 50;


– цифрового кода направления работ (по стандартизации – 1, метрологии – 2,

сертификации – 3);

– регистрационного номера ПР или Р;

– двух последних цифр года утверждения, отделённых тире.

Пример обозначения правил:

ПР 50.1.001–93 – «Правила согласования, утверждения и регистрации технических условий».

Правовые основы стандартизации и отношения между государственными органами управления и предприятиями в области стандартизации

регламентируются законами РФ, которые являются нормативными документами наиболее высокого уровня.

В целом весь фонд нормативных документов по стандартизации представляет

собой трехуровневую систему.

I уровень – законодательные акты государства, законы в области технического регулирования, технические регламенты на группы однородной продукции

(законы РФ «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и др.).

II уровень – национальные стандарты РФ (или национальные

стандарты), международные (региональные) стандарты, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико- экономической и социальной информации, своды правил.

III уровень – стандарты организаций (коммерческих, научно - технических, инженерных обществ, других общественных объединений, научных, саморегулируемых и др.).

Госкомитет по стандартизации и метрологии - Госстандарт РФ был

преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии (ФСТР), и затем, в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая

2004г.,-вФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.381 сек.