Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовно-правовые меры

Перспективы развития института условного осуждения

 

В 1992 г. Комитет Министров Совета Европы принял Европейские правила применения общественных (альтернативных) санкций и мер № R (92) 16, которые представляют собой региональный вариант Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с лишением свободы (Токийские правила). В связи со вступлением России в Совет Европы в 1996 г. возникла проблема приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными стандартами применения этих уголовно-правовых мер.

Юридический механизм реализации международных стандартов в национальном законодательстве и судебной практике предполагает как непосредственное действие указанных принципов и норм (самоисполнимость), так и их включение (имплементацию) в российское законодательство. Первый путь характерен для ратифицированных Россией международных договоров (пактов, конвенций), когда российское законодательство им не соответствует. В соответствии с п.4 ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры юридически обязательны для России. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Однако Европейские правила применения общественных (альтернативных) санкций и мер приняты резолюцией Комитета Министров Совета Европы и, следовательно, они являются рекомендательным актом международной правительственной организации, но не международным договором. Их также нельзя пока отнести к числу «общепризнанных норм и принципов» международного права. Поэтому они могут быть реализованы только путем изменения российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Ч. 4 ст. 3 УИК РФ уточняет, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве России при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. А направление таких изменений уголовного и уголовно-исполнительного закона можно проследить.

Так, очевидным является несоответствие ч.2 ст. 74 УК РФ и ч. 3 ст. 190 УИК РФ положениям ч. 10 Европейских правил. Российское законодательство предусматривает в случае нарушений условий испытания (уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей, нарушение общественного порядка) продление испытательного срока. Европейские же правила рекомендуют в случае, когда назначенная правонарушителю мера оказалась неэффективной, не продлевать срок действия, а изменять ее или отменять.

В соответствии с ч. 1 ст. 74 УК РФ суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может сократить испытательный срок и досрочно отменить условное осуждение. Правило 13 Европейских правил рекомендует производить смягчение или отмену альтернативной санкции по ходатайству самого осужденного.

Следующий важный аспект реализации международных стандартов в национальном законодательстве заключается в привлечении сил общественности для применения альтернативных санкций и мер. Европейские правила ориентируют на максимально широкое использование участия организаций и частных лиц, представляющих общество (Правило 45). В качестве мер, дополняющих усилия органов, исполняющих альтернативные санкции, рекомендуется использование участия сил общественности в различных формах: контакты со средствами массовой информации, просветительские программы, непосредственное участие добровольцев в процессе исполнения указанных мер. Европейские правила раскрывают термин «участие общества» как «все формы помощи, оплачиваемой или бесплатной, выполняемой полный день, неполный день или периодически, которая способствует деятельности исполняющих органов, со стороны общественных или частных организаций или со стороны отдельных лиц, представляющих общество».

Наблюдаемый сегодня в новом Российском уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве отказ от использования сил общественности в процессе исполнения альтернативных санкций прямо противоречит содержанию Европейских правил. За последние годы из закона практически исчезли ситуации, когда проявление общественной активности имеет юридическое значение. Это относится к ходатайствам общественных организаций и трудовых коллективов о сокращении испытательного срока при условном осуждении, деятельности наблюдательных комиссий, работы общественных инспекторов и наставников. Исключение общественности из процесса исполнения альтернативных санкций, по нашему мнению, является серьезным недостатком действующего российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Международные стандарты рассматривают деятельность общественных формирований и добровольцев как один из важнейших факторов укрепления связей между правонарушителями, их семьями и обществом, как возможность любому члену общества внести свой вклад в дело защиты интересов общества. Европейские правила (Правило 48) определяют, что объем участия общественности определяется законом или органом, отвечающим за исполнение наказаний и мер.

Задачей ближайшего будущего времени, на наш взгляд, является изменение отмеченных тенденций в российском законодательстве и принятие рекомендованных международных стандартов путем внесения изменений и дополнений в действующий УК и УИК РФ.

 

 

Модуль 4. Наказание. Раздел 9. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Судимость. Принудительные

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отмена условного осуждения и продление испытательного срока | Понятие освобождения от уголовной ответственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.