Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы уголовно-исполнительного права делятся на виды. Существует несколько таких делений в зависимости от поставленных задач и избранных оснований




Структура уголовно-исполнительного права

 

Структура уголовно-исполнительного права представляет собой устойчивую связь, взаимодействие различных норм и институтов данной отрасли права, которые в совокупности выражают содержание и социальное назначение уголовно-исполнительного права в обществе и государстве.

Норма уголовно-исполнительного права представляет собой правило поведения субъектов уголовно-исполнительных отношений, выраженное в виде их прав и обязанностей.

В зависимости от издавшего их органа нормы уголовно-исполнительного права могут быть

· нормами закона

· нормами подзаконного,

· и нормами ведомственного нормативного акта.

Классификация норм уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила. То они подразделяются на:

· регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запрещающие, или запретительные),

· поощрительные

· и правоохранительные.

Воздействие регулятивных нормативных предписаний направлено прежде всего на установление субъективных прав и юридических обязанностей участников уголовно-исполнительных правоотношений.

В зависимости от выполняемых ими социально-правовых задач регулятивные нормы делятся на

· обязывающие,

· управомочивающие

· и запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные положительные действия и не предоставляют ему альтернативы. Так, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться, а администрация исправительных учреждений – обеспечивать привлечение осужденных к общественно полезному труду (ст. 103 УИК РФ). Действие обязывающей нормы призвано обеспечить интересы другого субъекта правоотношения, в данном случае исправительного учреждения, исполняющего наказания. Однако осужденный, например, получая заработную плату за свой труд, пользуясь дополнительной суммой денег за перевыполнение норм выработки, получая иные как материальные, так и моральные поощрения, может удовлетворять и свои интересы, но в пределах данного правоотношения.

 

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам уголовно-испол­нительных правоотношений определенные права и в то же время возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Так, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12 УИК РФ). Разумеется, выраженная в этой статье норма предполагает, что осужденные по своему усмотрению могут воспользоваться или не воспользоваться предоставленным им правом.

 

Запрещающие нормы (запреты) устанавливают обязанность лиц воздерживаться от определенных действий, признаваемых законом неправомерными. Правовые запреты в уголовно-исполнительном законодательстве проявляются в формах конкретизированных запрещающих нормативных предписаний, прямо выраженных в тексте юридических актов, и общих запретов, содержащихся в комплексе норм.

Конкретизированные нормы-запреты выражаются при помощи слов «запрещается», «запрещено», «не допускается», «не могут». Например, лицам, осужденным к ограничению свободы, запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ (ч. 6 ст. 50 УИК РФ); не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 96); в тюрьме на строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы (ч. 4 ст. 130 УИК РФ).

 

Следует также заметить, что характер запрещающих норм во многом зависит от двух основных способов правового регулирования, один из которых в юридической литературе принято называть разрешительным, а другой -дозволительным. Для уголовно-исполнительного права характерен как разрешительный, так и дозволительный порядок правового регулирования.

Разрешительный - это такой способ регулирования, в соответствии с которым в конкретных уголовно-исполнительных правоотношениях дозволены лишь действия, прямо предусмотренные нормативными предписаниями.

Дозволительный способ регулирования противоположен первому - дозволено все, что прямо не запрещено.

Поощрительные нормы являются особой разновидностью норм уголовно-исполнительного права. Поощрительной можно считать лишь ту норму, которая не просто смягчает ответственность и наказание, а поощряет субъекта за активное поведение, являющееся позитивным. На этом основании в научной литературе предложено следующее подразделение поощрительных норм в уголовном и уголовно-исполнительном праве:

1) поощряющие социальную активность личности (освобождение от уголовной ответственности при необходимой обороне, крайней необходимости и т.п.);

2) поощряющие отказ от дальнейшей преступной деятельности (добровольный отказ от совершения преступления и др.);

3) поощряющие исправление и перевоспитание осужденных.

Поощрительные нормы третьего вида имеются в уголовно-исполнительном праве. Их социальное назначение выражается в стимулировании различных форм социальной активности лиц, отбывающих уголовное наказание.

Так, поощрительная норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 88 УИК РФ, предусматривает, что осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе повышать размер средств, разрешенных для расходования. В приведенном примере у осужденного возникает право на приобретение предусмотренных законом дополнительных прав. Тем не менее требовать их предоставления он не может. Создавшуюся ситуацию обязан оценить орган государственной власти и решить, предоставлять осужденному указанные права или нет. При положительном решении вопроса орган государственной власти своим актом поощряет осужденного, предоставляя ему эти права.

 

Воздействие правоохранительных норм в основном направлено на охрану отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания, и носит, как правило, государственно-принудительный характер.

В уголовно-исполнительном законодательстве содержатся нормы, предусматривающие дисциплинарную и материальную ответственность за нарушение его отдельных нормативных предписаний. К таким нормам, например, относятся «меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы» (ст. 115 УИК РФ); «ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ» (ст. 46); «материальная ответственность осужденных к лишению свободы» (ст. 102 УИК РФ) и др. Эти нормы, устанавливая дисциплинарную и материальную ответственность осужденных, берут, таким образом, под охрану целый ряд правил поведения, закрепленных в нормативных предписаниях уголовно-исполнительного законодательства.

Структура нормы уголовно-исполнительного права.

 

Структуры норма уголовно-исполнительного права состоит из

гипотезы, диспозиции и санкции.

 

Гипотеза представляет собой условие, при наличии которого данная норма может применяться, и зачастую лежит за пределами текста нормативных актов по уголовно-исполнительному праву. В этом случае она формируется в уголовно-процессуальных юридических актах. Но гипотеза может быть выражена и в тексте нормативных актов по уголовно-исполнительному праву.

Диспозицию нормы образует само правило поведения, выражающееся в наделении субъектов правами и корреспондирующими этим правам обязанностями.

Санкцией следует считать предусмотренное нормой право последствие нарушения правила, выраженного в диспозиции.

Нарушение нормы уголовно-исполнительного права может влечь за собой санкцию, относящуюся к сфере дисциплинарной, уголовной или материальной ответственности.

Рассмотренная структура придает норме права, в том числе и норме уголовно-исполнительного права, целостность и своего рода неделимость. Это значит, что компоненты содержания правового предписания (гипотеза, диспозиция или санкция) органически связаны между собой в единое целое и в то же врем каждый из них в отдельности не является самостоятельным правовым образованием. Тем не менее анализ текста норм названной отрасли права показывает, что не всегда в нем выражена трехчленная структура в ее "чистом" виде. Встречаются нормативные предписания, имеющие двухчленную и даже одночленную структуру: диспозицию и гипотезу либо санкцию или только диспозицию. Но в этих случаях все равно имеется норма права, ибо есть главный элемент ее содержания - диспозиция (правило поведения). Гипотеза, т.е. условие применения диспозиции, нередко предусмотрена другой нормой права, поскольку она является общей по отношению ко многим правилам поведения. Условием действия всех норм, устанавливающих так называемые специфические права осужденных, является их нахождение в исправительном учреждении.

Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права. В системе данной отрасли права взаимодействуют два основных вида нормативных предписаний -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.